Пламя гражданской войны

Михаил Латышев
    В село Кын я люблю приезжать с одноимённой станции Кын (в 15 км), добираясь от Екатеринбурга через станцию Кузино.
     На Главной железной дороге в 1916 году построили Западно-Уральскую ветку от станции Кузино до станции Калино (на участке Пермь – Чусовская). Впервые в истории России использовался экскаватор (А. Иванов). Ветку проложили через деревню Волыны, рядом с Уткинским заводом, Шайтанским заводом, рядом с селом Илим, Кын-Заводом, далее от станций Кумыш и Кормовище - на Лысьвенский завод и станцию Калино.

     Гражданская война 1918 - 1923 годов прошлась смертельным катком по Уралу, не оставила в стороне и Кын. На этой Западно-Уральской ветке развернулись самые ожесточённые сражения белых и красных с участием бронепоездов. Это горькие страницы истории нашей Родины.

     К 1913 году Россия оправилась от революции и потрясений 1905-1907 годов. Со вступлением в Первую Мировую войну налаженная жизнь людей в городах и сёлах России была сломана. Наша Родина оказалась не готова к напряжению в экономике и обществе такого масштаба. В критический момент лета 1917 года тем более Россия не была готова справиться с "экспортом демократических революций".

     После Февральской революции бывшие ранее "на тренингах" в Европе, на съездах в Швейцарии и Германии, активисты и координаторы "мировых пожаров" в "пломбированном" вагоне из Берлина поехали отрабатывать свои тридцать сребреников в Россию.

     Легко устроить переворот в отдельно взятой столице – труднее убедить крестьян и владельцев крепких хозяйств, что надо отдать землю, зерно, скот и всё нажитое в чей-то "общак". По России прокатилась волна массовых крестьянских бунтов против большевиков.

     А что же заводы? Горнозаводской Урал?
     Первыми на Урале Совнарком национализировал заводы Богословского и Симского горных округов, 6 и 9 декабря 1917 года.
     29 декабря расстались с заводами Невьянского и Нейво-Шайтанского округа наследники П.С.Яковлева.
     5 января 1918 года большевики отняли заводы Билимбаевского горного округа у графа С.А. Строганова.
     31 января 1918 года национализировали заводы Нижнетагильского горного округа у наследников П.П. Демидова, а 4 марта 1918 г были отняты заводы Лысьвенского горного округа у наследников графа Шувалова.

     Спокойная жизнь на заводах на этом закончилась. На Ижевском и Воткинском заводах восстание рабочих с августа 1918 года смогли подавить только в ноябре жесточайшей расправой, начались мятежи и в бассейне Чусовой - на Полевском, Северском и Суксунском заводах.

     Наша Неопалимая Купина уже в который раз заполыхала в огне пожарищ сёл и деревень, погружалась в безумие массовых зверских убийств…
Гражданская война охватила всю Россию, пришла и на Урал.

     *** О БРОНЕПОЕЗДАХ ***

     "На Чусовую война надвигалась по железным дорогам" –  верно подмечено А. Ивановым. Главной ударной силой в годы Гражданской войны стали бронепоезда. Впервые массированно бронепоезда белых и красных были применены в боях за Царицын (Волгоград), свидетельствует И.Г. Дроговоз.

     Что такое бронепоезд?
Иногда это были специально спроектированные отдельные мотовагоны с башнями и орудиями, экипажем, как огромные цельные танки на рельсах. Как правило, бронепоезда "мастерили" всё же из "того, что было". 

     Закрытые бронёй штаб-вагон и паровоз располагали в центре поезда, далее к ним с обеих сторон прицепляли товарные вагоны, защищённые броневыми листами с пулеметными гнёздами и амбразурами для стрельбы из винтовок. В них ехала пехота. Если повезёт раздобыть пушки, а то и корабельное орудие со снарядами, добавляли "артиллерийские вагоны" с вращающимися орудийными башнями.

     Первыми и последними в бронепоезде ехали товарные платформы, наполненные мешками с песком – на случай подрыва заминированных путей. Получалось от 5 до 9 единиц подвижного состава.

     Бронепоезд превращался в мощный кулак для наступления и прорыва обороны противника, наводя ужас, "шок и трепет" уже лишь своим видом. Как пишет А. Иванов,  "…эти железные чудища врывались на станции, сокрушали противника огнём орудий и пулемётов и высаживали десант. Затем подходили основные силы, которые рассредоточивались по округе.
В осенних уральских лесах, в узких лощинах меж гор и скал бронепоезда были страшным, непобедимым оружием".

     А.Иванов в своей книге "Message: Чусовая" цитирует исследователя С. Ромадина: "Бронепоезда бросали в самое пекло сражений с азартом, подчас превосходившим все рамки разумного риска. Они использовались в основном как ударное наступательное средство, а для стабильной обороны применялись крайне редко".
Кто воевал и за что?

     *** СОСТАВ БЕЛОЙ АРМИИ В СРАЖЕНИЯХ НА ЧУСОВОЙ ***

     Основной костяк частей Белой Армии состоял из офицеров и солдат царской армии, казаков. В ряды добровольцев вступали и простые люди, у которых после разрушения хозяйства или потери близких не осталось более выбора, как защищать Отечество – в том естественном понимании своей Родины, общественного уклада жизни, какое было у воинов Белой Армии.

     Но на Урале, Волге, Сибири, на всём протяжении Транссиба – к Белой Армии присоединились целые тысячи чешских и словацких легионеров. Откуда они взялись в наших чусовских глухоманях?

     Ещё в ходе Первой Мировой войны император Николай II обещал свободу народам Чехии и Словакии, поддержку в формировании независимых государств и защиту от гнёта Австро-Венгерской империи. В русскую армию массово записывались добровольцы, чехи и словаки, которые были Россией вооружены, обучены и укомплектованы в отдельный Чехо-Словацкий Корпус. Его численность в разные периоды была от 30 до 45 тыс. человек. 

     На русско-австрийском фронте австрийские части, укомплектованные чехами, русинами и словаками, под музыку и с развернутыми знаменами целыми полками переходили на русскую сторону, пишет историк И. Ладыгин. По его свидетельству, добровольцы (дружинники) носили русскую военную форму Лейб-Гвардии 3-го Стрелкового Его Величества полка со своими знаками отличия - малиновыми погонами без шифровки и малиновыми петлицами на шинели.

     "Для предупреждения недоразумений добровольцы нашивали вокруг околышей фуражек национальную бело-красную ленту. Кроме того, под кокарду они нередко вставляли веточку липы - один из славянских символов. Этим дружинники также подчеркивали свое противопоставление австро-венгерской армии, где на головных уборах во время похода носили дубовую (зимой - еловую) ветку", – сообщает И. Ладыгин.

     Чехи и словаки показали себя храбрыми воинами в боях Первой Мировой войны, в сражении под Зборово, в последнем наступлении Русской Армии июня 1917 года. Когда деморализованные красной пораженческой агитацией русские полки вовсю оставляли фронт голым для немцев, чехословацкие добровольцы воевали до конца!

     За храбрость в боях во время июньского наступления Первая Чехо-Словацкая дивизия решением Верховного Главнокомандующего Л.Г. Корнилова получила почетное название "Гуситская". И вот Российской империи не стало …

     26 марта 1918 г. по соглашению между Чехословацким Национальным Советом и большевистским Советом Народных Комиссаров  Корпус начал свою  эвакуацию во Владивосток с целью дальнейшей переброски морским путем на Западный фронт.
В двадцатых числах мая 1918 года Л.Д. Троцкий по указке Германии издаёт Приказ о разоружении Корпуса и выдачи его чинов … в Австро-Венгрию. На верную гибель!

     25 мая Троцкий разослал всем местным Совдепам в городах по Транссибу телеграмму: "Каждый чехословак, замеченный на железной дороге с оружием, должен быть расстрелян на месте. Каждый эшелон, в котором окажется хотя бы один вооруженный, должен быть выброшен из вагонов и заключен в лагерь для военнопленных". Именно этот приказ пытались выполнить Совдепы в Челябинске, Новониколаевске (Новосибирске), "да еще и при помощи ненавистных чехам и словакам венгров", – замечает И. Ладыгин.

     Результат – "части Корпуса, растянувшиеся в своих эшелонах от Волги до Дальнего Востока, подняли восстание против большевиков". Без победы белых чехи и словаки уже не смогли бы выбраться из России.

     Пытаясь спасти царскую семью от расправы, в июле 1918 года к Екатеринбургу прорывались войска адмирала Колчака. К ним на Урале из состава Чехо-Словацкого Корпуса присоединился легендарный Третий Чехо-Словацкий стрелковый Яна Жижки с Троцнова полк. 25 июля Екатеринбург был взят. Не успели …

     Упорные бои шли за станцию Кузино. После кровопролитных боев и дуэли бронепоездов 12 сентября 1918 года красные оставили станцию Шаля. Белые пробивались к Перми и Нижнему Тагилу.

     В одной из поездок на Чусовую мне повезло. Я разговорился с одной жительницей деревни Волыны, весьма пожилой женщиной. Она помнит рассказы своей матери о сражениях  тех лет. В ту осень 1918 года на мосту у Волынов (о.п. 204 км) попал в засаду красных и погиб бронепоезд белых.

     "Бронепоезд от подрыва сошёл с рельс и упал с высокого моста, от падения и от огня погибло много солдат, ржали раненые лошади. Живых добивали. Это было страшно. Погибших белых солдат и офицеров мы тайком от красных захоронили в лесу" – рассказывала ей мать.

     Воины Белой Армии и сейчас там спят в братской могиле, без крестов и надгробий. Старожилы ещё помнят. В тот лесочек по сей день никто не ходит по ягоды и грибы.


*** СОСТАВ КРАСНОЙ АРМИИ В СРАЖЕНИЯХ НА ЧУСОВОЙ ***

     Можно ли обвинить в интервенции чехословацких легионеров, которые помогли белым подпольщикам свергнуть советскую власть от Волги до Дальнего Востока? Роль "белочехов" не была решающей в Белом Движении и действовали они вынужденно, в своих собственных интересах.

     Другое дело – "красная" интервенция. Малоизвестный факт, но в боях на Урале и на Алтае в 1918 году лишь каждый третий (!) красногвардеец был из числа граждан бывшей Российской Империи (в основном, революционные матросы). А кто же тогда за красных воевал на Чусовой?
Для наполнения красноармейских отрядов Л.Д. Троцкому на немецкие деньги удалось в Китае выкупить (!) десятки тысяч уголовных преступников, наёмников-головорезов.

     В статье Волковой С.Н. о привлечении китайцев-"чоновцев" говорится: "В 1919 году разведка 1-го Добровольческого корпуса Кутепова собрала немало сведений, что порой русские красноармейцы отказывались выполнять палаческие функции в захваченных деревнях. Не помогало даже то, что палачей щедро поили водкой и давали поживиться одеждой расстрелянных. А вот "Ходя-ходя" без особых переживаний расстреливали, отрубали руки, выкалывали глаза и запарывали насмерть беременных женщин".

     Жители Прибалтики (в основном, латыши) тоже "включились" в бойню карательных отрядов с выгодным для себя разбором имущества и земель. К прибалтам, евреям и китайским уголовникам присоединились пленные немцы, австрийцы и венгры.

     Пленным немцам и венграм в Первую Мировую Россия даровала жизнь, в отличие от массовых казней сербов, русинов, чехов и словаков, учинённых Германией и Австро-Венгрией. Между прочим, у красных были те же чехи и словаки, в том числе писатель Ярослав Гашек, красный комиссар г. Бугуруслан. Вот как их всех назвать?

     Всех вместе советские историки поименовали "интернационалистами"! Они были ценнее для большевиков, чем русские красноармейцы. Когда на деревню Пермяково (выше Кына по Чусовой, где стоит Демидовский крест) наступали белые, вперёди шла процессия монахов, для избежания кровопролития и братоубийства.

     И белые остановились, и красные … не стреляли. "Красноармейцы не решались стрелять, а венгры-интернационалисты без колебаний скосили из пулемётов и белых, и монахов", – повествует А. Иванов.
Стоило ли ожидать иного от тех, кто был совсем недавно по другую сторону фронта в Первой Мировой? От наёмников?

     *** БОИ ЗА СТАНЦИЮ КЫН, КОРМОВИЩЕ И КРУТОЙ ЛОГ ***

     6 августа 1918 года войска Колчака и Чехо-Словацкого Корпуса заняли станцию Унь, от которой до станции Кын считанные десятки вёрст, рукой подать. После боёв 22 июля под Сысертью белые поняли, что красные вовсе не так уж слабы, как им думалось.

     Оборону красных цементировали бронепоезда. Самый мощный из них - Красный Бронепоезд №2 "Мститель". В команде красного бронепоезда были матросы (включая с крейсера "Аврора") и лысьвенские железнодорожники. Частями красных "интернационалистов" командовали лейтенант 85-го пехотного полка австро-венгерской армии Ференц Мюнних ("товарищ Михин") и комиссар Особой бригады Бела Кун.

     Со стороны белых выдвинулся Третий Чехо-Словацкий Яна Жижки с Троцнова полк под командованием полковника Сергея Войцеховского, в составе трёх батальонов, приданной полку ударной роты, казаков и двух бронепоездов, в том числе грозного бронепоезда "Адмирал Колчак".

     Красные успели взорвать три моста на железной дороге между станциями Унь и Кын, в том числе мост через реку Кын. Так что ни один из двух бронепоездов белых не мог противостоять Красному "Мстителю". Вопреки расхожему термину А. Иванова, "битвы бронепоездов" у станции Кын не случилось!
И всё же 7 августа 1918 г. станция Кын была впервые взята белыми.

     Полковник Войцеховский в рапорте доносил командованию: "… противник насчитывал около 700 человек с тремя орудиями, 28 пулемётами и бронепоездом. Интернациональный батальон разбит, почти все немцы и мадьяры – несколько сот человек – убиты, захвачены 2 эшелона, пять неповреждённых паровозов, бронепоезд, три орудия, бомбомёт, пулемёты. Дорога на Лысьву открыта" (данные ©polikliet).

     6-ой Тукумский полк красных самовольно ушёл в Лысьву, … не желая сражаться. Тридцать пять "интернационалистов" вместе с Мюннихом бежали под покровом ночи на станцию Лысьва.

     По воспоминаниям местных жителей, утром следующего дня все пленные "интернационалисты" и задержанные большевики были расстреляны на станции. Потери красных составили до 365 человек (данные ©polikliet). По некоторым данным, немцы и венгры были повешены.
Вы спросите, а почему столько жертв и такая жестокость?

     Взаимоотношения между чехами и словаками, с одной стороны, и немецко-венгерскими "интернационалистами", с другой, были предельно враждебными, в бою между собой обе стороны пленных обычно не брали. Из воспоминаний чешского стрелка Ржегоунека: "Мадьяры повесили одного нашего раненого, который попался им в руки при первой атаке, и наши не щадили никого…" (данные ©polikliet).

     Оказалось, Первая Мировая война продолжалась… в Кыну. У чехов и словаков были свои счёты к немцам и венграм за разрушенные дома, погибшие семьи, детей и женщин на Родине. Когда они слышали команды "интернационалистов": "Товарищи, vorwarts!", их было не остановить.

     В Кыну завязло ранее стремительное наступление белых на Пермь. С переменным успехом бои за станцию и село Кын продолжались до начала декабря 1918 года. Всего станция Кын переходила от красных к белым и обратно семь раз!

     Близилась зима. 27 октября группа Белой Армии под командованием подполковника Михаила Васильевича Эпова сосредоточилась в деревне Ломовка, а по взятии Мягкого Кына - наступала на Крутой Лог и обеспечивала левый фланг Лысьвенской группировки. Она состояла из 8-го Бийского полка, двух сотен 12-го Оренбургского казачьего полка. Всего у Эпова было 1 200 штыков, 120 сабель, семь пулеметов (данные http://www.epov.ru).

     Продолжались тяжелейшие бои за станции Кормовище и Крутой Лог. 16 ноября 1918 года уже шли бои за станцию Кордон (за Шамарами), а 30 ноября началось очередное наступление белых на станцию Кын. На этот раз Кыновский завод оказался практически в окружении.

     1 декабря белые наступали и со стороны д. Матвеево с целью захвата Крутого Лога и станции Кормовище. Команда пешей разведки белых поручика Кулигина из полка М.В. Эпова окружила у разъезда Сухой Лог Красный Бронепоезд №2, прикрывавший отход двух рот Лесновско-Выборгского полка Красной Армии. Разведчики Кулигина вытащили костыли из шпал, "Мститель" сошёл с рельс и был обездвижен. Бой по захвату бронепоезда продолжался с 11 часов 1 декабря до 15 часов 2 декабря. Командир красного бронепоезда И. Деменёв в это время был…в Лысьве.

     Командование красноармейцами взял на себя помощник И. Шерстобитов, который погиб в этом бою. Погиб и поручик Кулигин.
     Оставшимися в живых красными перед отходом в Лысьву был взорван первый, а на другой день и второй броневой вагон и паровоз. С потерей бронепоезда оборона красных у станции Кын развалилась. Три роты Владимирского полка красных сдались в плен белым без боя.
     После тех событий разъезд Сухой Лог на 72-ом километре переименовали в Палёный Лог.

     *** БУДУЩИЕ ПИСАТЕЛИ, МАРШАЛЫ, ПРАВИТЕЛИ И ПРЕЗИДЕНТЫ ***

     Ференц Мюнних сражался в районе Кына и Лысьвы в составе Особой интернациональной бригады до ноября 1918 года. Лейтенант Мюнних позже вернулся в Венгрию и стал одним из основателей Компартии Венгрии. В 1936-1939 годах "товарищ Михин" оказался на войне в Испании под именем Отто Флаттера,  был комиссаром 13-ой Интербригады. В Великую Отечественную войну он в рядах Красной Армии принимал участие в Сталинградской битве (данные ©polikliet).
В январе 1958 года, после подавления восстания 1956 года в Будапеште, Ференц Мюнних стал Председателем Совета Министров Венгерской народной республики.

     Командиром взвода в Третьем Чехо-Словацком Яна Жижки полку в боях за станцию Кын воевал бравый кавалер Георгиевских крестов 3-ей и 4-ой степени сержант Людвиг Свобода. В конце 1918 года храбрый словак стал адъютантом М. Дитерихса, а к 1919-му дослужился до капитана.

     В 1943 году Людвиг Свобода опять оказался … на Урале. Уже подполковником он под Бузулуком формировал Чехо-Словацкий батальон, чтобы опять воевать с немцами! В 1945 году легендарный генерал-полковник Свобода со своим корпусом освобождал Братиславу и Прагу (данные ©polikliet).

     Людвиг Свобода стал Президентом и Верховным главнокомандующим ЧССР. При подавлении "Пражской весны" в августе 1968-го он отдал Приказ Чехо-Словацкой армии не оказывать сопротивления советским войскам, чтобы избежать жертв.

     Интересный вопрос задаёт блогер  ©polikliet: "Ф. Мюнних и Л. Свобода не раз встречались в послевоенное время… Интересно, случалось ли им беседовать с глазу на глаз и вспоминать этот бой за станцию Кын, когда один из них мог убить другого?"
(Прим.авт.: первый бой 7 августа 1918 г. за станцию Кын)

     На Гороблагодатском тракте (Кушва - Серебрянский завод - Ослянская пристань – ст. Кын - ст. Кормовище - Кунгур) держал в декабре 1918-ого оборону 1-ый Морской Кронштадский полк революционных матросов. Полк стоял в районе Верхних и Нижних Исад  (там, где дорога отходит на Лысьву). Балтийцев на Гороблагодатском тракте поддерживал красный эскадрон во главе с бывшим драгуном 5-ого Каргопольского драгунского полка Константином Рокоссовским.

     13 декабря 1918 года в результате напора белых и некомпетентного командования красных провалилась и оборона Кронштадского полка. Из моряков по одним данным 800 (данные ©polikliet), а по другим (данные А.Иванова) – 500 человек было убито. Местные жители вспоминали: "У белых все штыки в крови, кровь замёрзшая. Запах воздуха-то был смертный, так кровью всё и дышало" (А.Иванов).

     Комэск Рокоссовский тогда спасся. В годы Великой Отечественной Войны он стал Маршалом Советского Союза (1944 г), а в 1949 году – Маршалом Польши. К.К. Рокоссовский был единственным в истории СССР Маршалом сразу двух стран.

     Подполковник М.В. Эпов после взятия Кына и Лысьвы дошёл до Перми, став начальником городского гарнизона. Ему приписывают следующее заявление: "Я прошел с войсками путь от Иркутска до Перми и еще не встречал города более разоренного, чем Пермь".

     В ночь на 25 декабря 1918 года белыми в Перми было взято в плен более 32 тысяч красных "строителей новой жизни", среди которых был и молодой политработник, будущий уральский сказочник Павел Бажов. Он остался в живых.

     ©Михаил Латышев


Перечень использованных материалов

1. Архивные фотодокументы иностранных корреспондентов в годы гражданской войны

2. Биография подполковника Белой Армии Михаила Васильевича Эпова
http://www.epov.ru/

3. Веремеев Ю.Г. "Чехо-Словацкий корпус в антибольшевистском вооруженном перевороте 1918 года. Исследование И.Ладыгина"

4. Блог ©polikliet "Место встречи изменить нельзя. Станция Кын 7 августа 1918 г." http://polikliet.livejournal.com/42736.html

5. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007

6. И.Г. Дроговоз. "Крепости на колёсах" http://statehistory.ru/

7. Борис Татаров, Бернард Пануш (Чехия). Чехословацкие части в России. 1914-1917. Цейхгауз. №4, 2001. http://siberia-miniatures.ru/
Czechoslovak Corps in Russia. 1914-1917 Sent: 22-01-2012

8. Битва бронепоездов. Источник http://www.geocaching.su/

9. Волкова С.Н. Уроки истории: чем обернулся эксперимент с использованием дешевой рабочей силы мигрантов в России начала ХХ века. Источник:  http://sofya1444.livejournal.com/890804.html