Б. Зайцев и Православие

Марков Геннадий
             Духовные путешествия Бориса Зайцева.

                «Православная жизнь» - февраль 2016 года

В феврале исполняется 135 лет со дня рождения Бориса Константиновича Зайцева (29.01./10.02.1881 – 28.01.1972) –  известного русского писателя и переводчика, очеркиста и мемуариста, видного деятеля культуры русского Зарубежья.               
Борис Зайцев родился в г.Орел, в семье горного инженера Константина Николаевича и Татьяны Васильевны Зайцевых. М.М.Дунаев, сравнивая писателя Бориса Зайцева с коллегой по писательскому труду Иваном Шмелевым, нашел одно существенное биографическое отличие: «Ни лета Господня, ни богомолья в его жизни не было. Семья его была безрелигиозна». Но уже в раннем творчестве Зайцева нередко присутствует мотив покаяния: персонажи переосмысливают свою жизнь и приходят к вере. Например, это происходит с каторжанином – главным героем небольшой зайцевской повести «Грех», который, раскаявшись в грехах и преступлениях, обращается к Писанию: «Ибо для сердца, прошедшего сквозь печаль и мрак, всегда близки будут слова псалмопевца (…): «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих»».
Зайцев категорически не принял Октябрьскую революцию, считал ее величайшей бедой для России. Конечно, трагические 1917-1918 годы были многотрудными для жизни Б.К.Зайцева,  но в писательском отношении они стали весьма продуктивными. А вот 1919 год писатель считал самым ужасным годом своей жизни. Умер отец, был обвинен в заговоре и расстрелян Алексей Смирнов – сын зайцевской супруги от первого брака. Постепенно кажется, что жизнь налаживается. Зайцева избирают председателем Союза писателей, он активно включается в новую для себя деятельность. А затем опять следует полоса неприятностей: арест, сыпной тиф… Страдания и потрясения революционных лет приводят Б.К.Зайцева к осознанному принятию Православной веры, к Церкви, верным чадом которой он остался до конца своей жизни. По словам писателя, с этого времени  в его творчестве «хаосу, крови и безобразию» будут противостоять «гармония и свет Евангелия, Церкви».
Борис Зайцев решает покинуть Россию. Ему казалось, что на время: надо как-то пережить голод, холод, тяжелые годы… Но писатель быстро понял, что придется покинуть любимую Родину навсегда. И он разделил судьбу многих тысяч русских эмигрантов. Эмигрантский путь Зайцева начинается в Берлине. В 1924 году Зайцев перебирается в Париж –  столицу русской эмиграции. Здесь возобновляется тесное общение Б.К.Зайцева с И.А.Буниным. На чужбине Зайцев увлекается изучением древнерусской культуры, духовного опыта Святой Руси. Особенно вдохновляет писателя образ Сергия Радонежского, и в 1925 году Б.К.Зайцев издает о нем книгу «Преподобный Сергий Радонежский», ставшую одной из вершин творчества писателя. Зайцев писал: «(…) Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность – сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, что навряд ли выпала другому».
              В мае 1926 года Б.К.Зайцев как паломник совершит путешествие на гору Афон. Здесь он проведет семнадцать незабываемых дней. Супруга писателя в одном из писем напишет: «Боря вернулся с Афона обновленный и изнутри светлый!». Через два года он издаст книгу «Афон». А примерно десятилетие спустя Борис Константинович отправится на Валаамские острова в Карелии, в тогда еще действующий знаменитый русский монастырь. Результатом этой поездки станет книга-путешествие «Валаам». Интересно, что детство и юность Бориса Зайцева прошли неподалеку от величайших святынь русского Православия, но тогда будущий писатель был к ним достаточно равнодушен. Зайцев несколько лет жил поблизости от Оптиной пустыни, но в ней так и не побывал; часто проезжал в имение отца через Саровский лес, но Саровская обитель его тогда не заинтересовала. Зато в эмиграции Б.К.Зайцев постигает духовное величие этих святынь. Только вот непосредственной возможности поклониться им уже нет. Например, в очерке «Оптина пустынь» писатель фантазирует, как бы могло протекать его путешествие туда в конце девятнадцатого века, как бы могла произойти его встреча со старцем Амвросием…
Творческое наследие Б.К.Зайцева огромно: это около семисот названий произведений разнообразных жанров. Романы и повести, рассказы и эссе, беллетризованные биографии и мемуарные очерки, пьесы и статьи… Только за годы эмиграции он опубликовал более 30 книг. Среди зайцевских текстов достаточно много произведений, связанных с различными библейскими, житийными и историческими сюжетами: «Сердце Авраамия», «Алексей Божий человек», «Оптина пустынь», «Иоанн Кронштадтский», «Около св.Серафима», «Знак Креста», «Митрополит Евлогий»… Б.К.Зайцев успешно работал в романном жанре, и в каждом его романе православная тематика представлена достаточно широко. В романе «Дом в Пасси» (1933) присутствует обаятельнейший образ о.Мехильседека. В уста священника Зайцев вкладывает следующие мысли: «Когда вы молитесь, вы с высшим благом соединены, с Господом Иисусом — и Его свет наполняет вас. Лишь в этом свете и можете стать выше человеческих чувств и страстей. (…) Последние тайны справедливости Божией, зла, судеб мира для нас закрыты. Скажем лишь так: любим Бога и верим, что плохо Он не устроит...». Одним из лучших зайцевских текстов эмигрантского периода является автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба» (1937 – 1953). Главный герой тетралогии, Глеб, проходит путь от земного к вечному и в конце текста ощущает провиденциальный смысл, заключенный в совпадении его имени с именем великомученика, особо чтимого Православной Церковью. И на события своей жизни Б.К.Зайцев смотрел провиденциалистски: «День и ночь, радость и горе, достижения и падения всегда научают – Бессмысленного нет». Б.К.Зайцев называл русскую литературу христианнейшей и говорил: «Чувство Бога и сочувствие человеку животворит наш девятнадцатый век, на который по Тайне Промысла выпали величайшие дарования литературы нашей…». Борис Зайцев неоднократно благословлял озарение, когда ему открылся свет Евангельских истин: «Помню ту минуту, (…) когда я вдруг почувствовал весь свет Евангелия, когда эта книга в первый раз раскрылась мне как чудо».
Б.К.Зайцев дожил до глубокой старости и скончался в 90-летнем возрасте. Он был похоронен на легендарном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.