о. Максим Сандович и Православие

Марков Геннадий
          О.Максим (Сандович) -  гордость православных лемков.

                «Православная жизнь» - сентябрь 2014 года

         В этом году исполняется сто лет со дня начала первой мировой войны – времени, когда именно Православие помогало многим находить духовные силы, и их имена сегодня воспринимаются в сиянии вечной славы. Конечно же, это русские воины, о которых  так писал религиозный философ о.Сергий Булгаков: «Русское воинство держалось двумя силами: железной дисциплиной (...) да верой. Верой, которая давала ему возможность воевать не за страх, а за совесть. Содержание солдатской веры известно в трех словах: за Веру, Царя и Отечество. Но все эти три символа нераздельно были для него  связаны: вера Православная, Царь Православный, Отечество тоже Православное». И в числе этих воинов находились  полковые священники, о которых проникновенно написала исследовательница Ю.М.Горожанина: «Православие (...) не покидало своих чад во время войны, когда особенно были важны понимание и доброе напутствие. Полковые священники пользовались большим авторитетом и уважением. Именно на их плечи возлагалось нелегкое бремя заботы о раненых, утешение страждущих, нередко личным примером они поднимали солдат в атаку. Именно священники совершали и самую горестную обязанность – отпевали и хоронили погибших». Многим православным священникам кровавого военного времени достался мученический венец. Так, в сентябре этого года исполняется сто лет со дня мученической кончины о.Максима (Сандовича).
         М.Сандович был представителем небольшого народа – лемков. Это восточнославянское население Лемковщины - горных районов на границе Украины, Польши и Словакии. До второй половины 19 века их чаще называли русинами  (руснаками, рутенами, «рускими»). Первые православные  русины появились на Лемковщине много столетий назад. Они  многократно подвергались страшным гонениям, вплоть до массовой депортации во второй половине 1940-ых гг. Для лемков свмч. Максим всегда был особым героем, духовным пророком своего народа. Приведу несколько высказывний лемков-наших современников. «О.Максим явился для нас тем импульсом, который определил наш поворот к Православию. Стал отцом, который начал заново возрождение православного духа лемков». (Владислав Канюк) «Культ о. Максима среди православных существовал издавна. Он стал    духовным вождем лемков. В домах были маленькие портреты – иконки о.Максима. После войны, в горлицком повете, я видел в церквах иконы с изображениями о.Сандовича» (Владислав Грабан).
         Максим Сандович родился 31 января 1886 года, в северной части тогдашней Автро-Венгерской империи, в лемковском селе Ждыня  (сегодня – Здыня, Малопольское воеводство, Польша), в семье греко-католического псаломщика. Уже во время обучения в гимназии он поражал своих товарищей набожностью и желанием стать монахом монастыря с наиболее строгим уставом. Уже  тогда вставал он очень рано и сразу же, у себя в комнате, начинал читать молитвы и петь церковные песнопения. Несколько лет Максим Сендович провел в униатском Креховском монастыре. В 1904 году ему доверили участие в семинарах-диспутах, проводмых иезуитами. Однажды ему поручили отстаивать принципы Православия в условно-игровой дискуссии с католиком и униатом. Максим с блеском выиграл этот диспут и был удостоен предложения – поехать в Вену, в иезуитский коллегиум, забыть об униатстве и начать достойную католическую карьеру. Сандович отказался, да и атмосфера греко-католического монастыря  показалась ему чуждой, и он в своих духовных поисках пришел к Православию и стал послушником в Почаевской Лавре. Там особо большое влияние на него оказал епископ Житомирский Антоний (Храповицкий), который впоследствии стал митрополитом. Именно он способствовал поступлению Максима в Волынскую духовную академию (Житомир), а по ее окончании, в 1911 году, именно Владыка Антоний рукоположил Максима Сандовича в священнический сан и благословил на служение в родимой стороне – на Лемковщине. Несмотря на то, что Владыка предлагал о.Максиму служить в Киеве, тот отказался и предпочел отправиться в родные края. Он служил обычным сельским священником в нескольких прикарпатских селах, и в это время, благодаря активности о.Максима, многие неправославные лемки перешли в Православие.
М.Сандович неоднократно подвергался репрессиям со стороны австро-венгерских властей. Так, в марте 1912 года о.Максима арестовали, перевезли во Львов и обвинили в шпионаже в пользу Российской империи. Подобная ситуация была типичной для того времени. Современный польский исследователь Михал Болтрык, православный лемк по происхождению, проанализировал польские газеты Австро-Венгрии 1912-1914 годов, и сделал вывод о наличии оголтелой «шпиономании» на их страницах: «российских шпионов» видели везде. Разумеется, Сандович был одним из многих обвиняемых: в это время власти Австро-Венгрии  пытались найти состав преступления в деятельности многих галицких, буковинских и закарпатских русофилов. Конечно, о.Максим  к этому времени был уже достаточно заметной фигурой в прикарпатском пространстве как активный сторонник Православия и духовного единства с русским народом. Несмотря на отсутствие доказательств и абсурдность обвинения, власти более двух лет продержали священника в тюрьме. На все обвинения о.Максим отвечал: «Моя единственная политика – святое Евангелие». Ему было обещано освобождение за отречение от Православия и переход в униатство, но православный священник ответил жестким отказом. После этого  возникла вероятность смертной казни, но в конце концов случилось почти чудо:  в июне 1914 года решением суда о.Максим был освобожден и смог вернуться в родное село.
После начала Первой мировой войны о.Максим был снова арестован, вместе со своей семьей и многими односельчанами, обвиненными в русофильстве.  6 сентября 1914 года австрийская военная команда под руководством ротмистра Дитриха без суда и следствия расстреляла о.Максима во дворе горлицкой тюрьмы. Расстрел сопровождался жестокими истязаниями и издевательствами  на глазах отца, беременной жены священника, его односельчан. Последние слова о.Максима: «Да живет Святое Православие! Да живет Святая Русь!» Вдове священника Пелагее Сандович пришлось пережить много мучений. После смерти мужа австрийские власти отправили ее в концлагерь Талергоф, вместе с тысячами русинов-лемков. Там она родила мальчика, назвав его Максимом в память об убиенном муже. Сын, как и отец, впоследствии стал православным пастырем. В 1922 году останки о.Максима перенесли в его родное село и похоронили рядом с церковью. С тех пор к его могиле стали стекаться толпы паломников.
        7 июня 1994 года Священный Собор Епископов Польской Автокефальной Православной Церкви провозласил признание о.Максима Сандовича «Священномучеником за Святое Православие, принимая во внимание его истинное почитание и всенародный культ». Днем Памяти Священномученика стали официально считать 6 сентября (24 августа по ст. стилю) – день его смерти. В истории Польской Автокефальной Православной Церкви   это была первая канонизация святого, увековеченная специальным актом.