М. Нестеров и Православие

Марков Геннадий
               Михаил Нестеров: От «Пустынника» до «Осени в деревне»

                «Православная жизнь» - май 2012 года

19 мая исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова, а 18 октября будет 70 лет со дня его смерти. По мнению М.М.Дунаева, для нестеровского творчества важны две темы – «дух и быт духа», то есть изображение духовных поисков личности или народа и интерес к бытовой стороне жизни священничества и монашества. Истоки этого интереса можно объяснить обстоятельствами детства художника.
  М.Нестеров родился в Уфе, в глубоко религиозной купеческой семье. По семейной легенде, в младенчестве будущий художник выжил только благодаря чудесному вмешательству Св. Тихона Задонского. Все думали, что младенец уже «не жилец». Матери показалось, что ребенок умер. Младенца, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой иконкой Тихона Задонского на груди, а потом поехали на кладбище заказывать могилку. Впоследствии сам Нестеров писал о дальнейших событиях так: «А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое Воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни». Духовная близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней.
До 12 лет М.Нестеров жил в Уфе, учился в гимназии, но, по распоряжению отца,  перебрался в Москву. Учился в реальном училище, а потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Любимым нестеровским преподавателем был В.Г.Перов – замечательный художник, классик русской живописи. Но в 1881 году Нестеров переехал в Петербург и поступил в Академию художеств на курс П.П.Чистякова – легендарного педагога, воспитавшего не одно поколение русских художников. Однако Академия разочаровала молодого художника, и он вернулся в Москву, где учился живописи еще у одного мастера – А.К.Саврасова, автора знаменитой картины «Грачи прилетели». М.Нестеров изучал и опыт европейской живописи, совершая для этого целенаправленные поездки по Европе.
         Сначала М.Нестеров писал картины в жанре исторической живописи. Но первая значительная картина Нестерова появилась в 1889 году и называлась «Пустынник». Она изображала старца-монаха, ушедшего от мирской суеты и нашедшего духовное умиротворение в тихом пространстве угасающей осенней природы.  В 1890-ые годы Нестеров создал большое количество картин, посвященных Св. Сергию Радонежскому: «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского», «Труды Сергия Радонежского», «Преподобный Сергий Радонежский»...  Сказалось не только трепетное отношение к этому святому в нестеровской семье. М.Нестеров воспринимал Сергия Радонежского как идеал чистой подвижнической жизни. Художник разделял мнение историка В.О.Ключевского, говорившего: «Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее...». Русскому обществу 1890-ых гг. требовалась подобная фигура, которая могла бы сплотить всех, как сделал это Сергий Радонежский в ХIV веке. Такая ностальгия отчасти была вызвана 500-летней годовщиной со дня смерти Сергия, широко отмечавшейся в 1892 году.  Михаил Нестеров считал картину «Видение отроку Варсонофею» одним из лучших своих произведений и в конце жизни однажды сказал: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит жив и я». Варфоломей – имя Преподобного в миру, до его монашеской жизни. Из жития Святого известен эпизод, ставший переломным в судьбе Сергия Радонежского: Варфоломей, еще будучи юным отроком, был послан родителями искать потерявшуюся лошадь и встретил стоявшего под дубом старца, погруженного в молитву. Этот старец, посланный Богом, благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество. Художник изобразил момент, когда Варфоломей благочестиво взирает на старца, тихо ожидая окончания молитвы.
         Михаил Нестеров активно участвовал в росписях православных храмов. Так, с 1890 по 1895 годы он участвовал в росписи Владимирского собора (Киев), а позднее расписывл дворцовую церковь в Абастумане (Грузия) и Марфо-Мариинскую обитель (Москва)... В 1901 году художник посетил Соловецкий монастырь, и это вдохновило его на создание цикла картин из монашеского быта. С.Дурылин, хорошо знавший М.Нестерова, писал: «Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен – уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с елочками да березами (...)». До революции Нестеров создал еще три значительных картины, посвященные теме «Россия и Христос»: «Святая Русь» (1905), «Путь ко Христу» (1911), «Душа народа» (1916). Сам Нестеров, например, так охарактеризовал основную идею последней названной картины: «У каждого свои «пути» к Богу, свое понимание Его, свой «подход» к Нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьезные, умствуя...»
После Октябрьской революции художник не изменил своих убеждений. Он по-прежнему верил, что единственно правильный путь – в религиозном возрождении русского народа. Например, художник был вдохновлен Крестным ходом в Москве 1918 года, собравшим гораздо больше людей, чем первомайская демонстрация. Он писал: «Вера в большевиков, если не пропала, то сильно упала. (...) В народном массовом сознании произошел под различными условиями и, главным образом, голодом – крутой надлом. Веры в могущество обещаний и посул – нет больше. Народ начинает приходить в сознание. «Очарование» проходит. Действительность ведет его путями верными их старой веры в могущество Божие, в Его великие принципы и Заветы». К сожалению, тогда нестеровские надежды не сбылись. В советское время художник стал гораздо чаще писать портреты, даже получив Сталинскую премию за портрет академика И.П.Павлова. Но распространенное мнение, что художник отказался от христианской тематики в послереволюционный период творчества, ошибочно. В период с 1921 по 1933 годы М.Нестеров создал около 20 картин христианской тематики,  в стилистике своей дореволюционной живописи. Но, конечно, художник не афишировал такое небезопасное творчество. Это закономерно: Нестерова арестовывали даже в 76-летнем возрасте, когда художнику пришлось провести две недели в Бутырской тюрьме; расстреляли его зятя, сослали дочь..
А Нестеров, несмотря ни на что,  самозабвенно работал. Его последняя картина, созданная за несколько месяцев до смерти, называлась «Осень в деревне» и была вдохновлена пушкинским творчеством. М.Нестеров писал: «Вот русская речка, вот  церковь. Все свое, родное, милое. (...) Хорош Божий мир! Хороша моя родина! (...) Жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь и другим полюбить мою родину».