Первые шаги молодого специалиста Успехи и курьёзы

Александр Смирнов 83
Как я набирался всякого опыта на своей первой работе.

В первый год моей трудовой деятельности на предприятии в 1957 году я работал в лаборатории, которая занималась чрезвычайно важными проблемами по автоматизации взрывоопасных производств. В отрасли часто происходили аварии с человеческими жертвами, поэтому вывод людей из взрывоопасных зон за счёт внедрения систем автоматизации был очень насущной проблемой. Не хватало приборов, и комплектующих, часть из них пришлось разрабатывать и изготавливать как говорят, на коленках. Мне поручили участвовать в сложной работе по автоматизации замера плотности движущейся в трубе пороховой массы. Сначала моим руководителем был выбран метод, который оказался неудачным и вызвал разочарование. Затем в течение нескольких месяцев вдвоём с другим молодым специалистом мы решили эту задачу, получив помимо морального ещё и существенное материальное поощрение. Гордость нас просто распирала. 

  Лабораторией руководил Фёдор Михайлович Хритинин. Ему выдалась трудная судьба, он был необоснованно репрессирован после аварии на заводе, где работал, и долгие годы был в заключении и в лагерях.  После пережитых лет он старался не вступать в конфликты, давал достаточно свободы для творчества, и многие его подчинённые впоследствии сделали успешную научную карьеру, став докторами наук и лауреатами государственных премий. Он очень деликатно обращался с руководителями групп.

 Вспоминается подведение итогов за квартал. Он говорил:

-Группа Вадима Николаевича выполнила план на 100 процентов. Группа Юрия Францевича тоже выполнила план на 100 процентов, но полнее.
 
Таким образом он раскритиковал Вадима за упущения в работе.

Работая над серьёзными вопросами, сотрудники иногда пытались расслабиться на работе.
Так, будущий начальник управления одного из министерств, а пока старший инженер Вано Саркисян (фамилия изменена) давал следующий совет молодому специалисту Анатолию, которого Фёдор Михайлович критиковал за недостаточную результативность работы и болтовню в рабочее время:
 
-Толя, учись у опытных людей. Ты видишь, я сейчас наматываю трансформатор, а в ящике стола у меня книжка анекдотов, которую я читаю. Если в комнату войдёт начальник, я задвину ящик и буду разматывать тот же трансформатор. Начальник всегда видит меня при деле и хвалит, а тебя ругает.

Курьёз заключался в том, что спустя некоторое время Вано назначили руководителем группы, в состав которой включили и Анатолия.

Уже в должности руководителя группы Вано так однажды обратился к начальнику лаборатории:

-Фёдор Михайлович, почему Вы уменьшили моей группе норму выдачи спирта с 7 до 5 литров?
 
-А потому, что в группе изменилась тематика и столько спирта Вам уже не положено.- ответил начальник.

Тогда Вано приводит убойный аргумент:
-Но нас же 7 мужиков!