В. Шукшин и Православие

Марков Геннадий
               Василий Шукшин: «Куда же России без Христа?»

                «Православная жизнь» - июль 2014 года

        В июле исполняется 85 лет со дня рождения, а в октябре – 40 лет со дня смерти  Василия Макаровича Шукшина – выдающегося русского писателя, актера и режиссера.
В.М.Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Отец будущего писателя, Макар Леонтьевич, во время коллективизации был арестован, в 1933 году расстрелян, а реабилитирован в 1956. Огромная заслуга в том, что Шукшин чувствовал православные корни, принадлежит его маме, Марии Сергеевне, всю жизнь молившейся о своем сыне. В.М.Шукшин долго искал свой жизненный путь: учился в Бийском автомобильном техникуме, трудился в колхозе, потом работал слесарем на заводах в Калуге и Владимире, служил в Военно-Морском флоте... Вернувшись в родное село, стал работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодежи и стал на какое-то время ее директором.
В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать в институт кинематографии (ВГИК) и спустя 6 лет закончил режиссерское отделение. Параллельно публиковался в различных изданиях, снимался  в фильмах. Шукшинским дебютом в кино стала эпизодическая роль в легендарном герасимовском фильме «Тихий Дон». В.М.Шукшин становится известным в 1963-64 гг. В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая шукшинская книга - «Сельские жители», а в 1964 году – фильм «Живет такой парень» с Леонидом Куравлевым в главной роли – режиссерская работа В.М.Шукшина.  Многие знают такие фильмы Шукшина-режиссера, как «Калина красная», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки».... И шукшинское литературное творчество любимо до сих пор: сотни рассказов, романы «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», повесть «А поутру они проснулись», пьесы «Энергичные люди» и «До третьих петухов», многочисленные сценарии... Герои книг и фильмов Шукшина – простые труженики, обладающие проницательным умом, «чудики», которым непросто жить , когда окружающие их не понимают. Юлия Неволина так характеризует типичного шукшинского героя: «Шукшинский герой – это чудик, который вроде бы всем поначалу нравится, но при знакомстве настораживает эстета и обывателя своей инаковостью. Его герои как будто всегда находятся в раздумьях о будущем мира, большие дети. Его герои всегда будто в светлой какой-то печали, в грусти. В их желании праздника, которого никогда не бывает много – есть ответ на наши больные вопросы. Этот праздник никогда не устраивает русского человека, потому, что празднующий чует – мировое зло так и не побеждено».
У Шукшина было несколько браков. Мало известно о его старшей дочери – Екатерине Шукшиной (род. в 1965 г.), матерью которой была Виктория Софронова – дочь писателя Анатолия Софронова. У двух его дочерей от брака с актрисой Лидией Федосеевой – разные судьбы. Мария (1967) – известная российская актриса, ведущая телепрограммы «Жди меня». Ольга (1968) – успешная актриса, отказавшаяся от актерской карьеры ради духовных поисков, долгие годы жившая ценностями Православия, при Троице-Сергиевой Лавре.
Последние годы жизни были для Шукшина особенно плодотворными. Вышел на экраны его замечательный фильм «Калина красная». Шукшин начал сниматься в фильме С.Ф.Бондарчука «Они сражались за Родину». В.М.Шукшин скоропостижно скончался 2 октября 1974 года на съемках этого фильма, в станице Клетской Волгоградской области. Похоронен он был в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Разумеется, Шукшин был крещен. Когда в 1956 году у шукшинской сестры, Натальи Макаровны родились дети, Надя и Сережа Зиновьевы, В.М.Шукшин стал для своих племянников крестным. Крестил он их в Бийской православной церкви втайне от их отца, Александра Зиновьева, которого очень уважал и хотел избавить от возможных неприятностей. А в 1961 году, после смерти Александра, написал сестре Наталье: «Я не верю ни во что – и верю во все. Верю в народ... Я хочу, чтобы меня похоронили по-русски, с отпеванием, с причитаниями...». Один из шукшинских знакомых вспомнил, что как-то на Пасху Шукшин остановился перед храмом, упал на колени и... заплакал: «Я грешен... Грешен я... Господи! Прости меня...» В.М.Шукшин унаследовал православную веру от предков-крестьян и, как считают некоторые исследователи жизни и творчества писателя, постепенно приближался к истинной вере в Бога. Особенно важной для Шукшина оказалась подготовка к съемкам фильма о Стеньке Разине – неосуществленного замысла. В рамках этой подготовки В.М.Шукшин в 1970 году совершил поездку по многим исторически значимым городам России: Вологде, Ростову Великому, Суздали, Владимиру, Тутаеву, Астрахани...) Члены съемочной группы посетили многие православные монастыри и храмы, общались с представителями духовенства, получили доступ к церковным книжным памятникам. В результате Шукшин стал еще в большей степени воспринимать Православие как важнейшую опору патриархальной русской культуры. Современный исследователь шукшинского творчества А.Новосельцев упоминает важный для духовного развития позднего Шукшина эпизод: «В апреле 1974 года, когда Шукшин лежал в больнице, близкий его друг, кинорежиссер Р.А.Григорьева навестила его, оставила Евангелие и уехала на съемки. На алтайский адрес киногруппы он отправил из больницы письмо, полученное лишь спустя год, когда Шукшина уже не стало. Оно многое определяет в вопросах его веры. Евангелие лежало у него под подушкой, и он все время думал: что же там находят другие, и это его злило. А когда он открыл Евангелие и стал читать, его словно обожгло. Для него определился наш общий исход: куда же России без Христа? И признается, наконец: Верую! Верую как мать в детстве учила, в Отца и Сына и Святого Духа».
По мнению епископа Барнаульского и Алтайского Максима, в творчестве Шукшина неизменно присутствует образ поруганного храма. Вместе с тем храм в шукшинском художественном мире является символом красоты и преемственности. Вспомним, например, шукшинский рассказ «Мастер», главный герой которого Семка Рысь преображается, когда видит сельскую талицкую церковь: «И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит. (...) Кому на радость? (...) О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? (...) Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа». Исследователь шукшинского творчества О.Г.Левашов полагает, что «Шукшин, с одной стороны, типичный «шестидесятник» с его неистребимой верой в разум, с другой стороны – носитель древних верований и традиций. В произведениях Шукшина мы находим и прохладное отношение к христианской обрядовости, и некое смешение православия и язычества, но в то же время и огромный пласт традиционно христианской образности, также заметен и явный интерес к старообрядчеству. Все это позволяет говорить о противоречивости, может быть, даже об эклектизме позиции писателя в этом вопросе».
В 2012 году вышла книга «В.М.Шукшин и православие», изданная Международным общественным Фондом единства православных народов (г.Москва) в рамках серии «Русские писатели и православие».