Единственная наука

Галия Байкан
Почему философия - единственная наука?

Единственное, что с самого рождения узнаёт или познаёт каждый человек, это – прирождённые ему ум и собственные чувства (ощущения). В религиозной терминологии это называется «душой», в религиозных мифах «Психе», а в современном варианте «психикой». И кроме своей психики, так сказать, кроме самого себя, человеку познавать больше нечего.
Попробуйте указать на что-либо, что НЕ является вашей психикой? Ощущая  различные предметы и явления существ, мы познаём свои ощущения с их качественными и количественными характеристиками: цвет, объём, вес, температуру, скорость движения, частоты и высоты звуков, положение в пространстве, длительность по времени, длины волн и т.д. Думая об этих же предметах – мы познаём свои представления (мысли, идеи) о предметах, используя те же качественные и количественные характеристики.

Жизнь – это процесс познания своих чувственных ощущений, которые мы воспринимаем, как отдельные формы (элементы) и осмысляем их, в основном, по частям, видимо, для большего удобства познания. Тот познавательный факт, что мы же их творим, рассмотрим отдельно позднее.
Все элементы чувственных данных складываются в воспринимаемый органами чувств в «окружающий мир» (плотные формы) и в «мир идей» (тонкие формы), которыми мы мыслим и познаём собственные ощущения. А единственное, что движет человеком, вне зависимости от того, что именно он познаёт, это – сила его внимания к формам или, иными словами, его любовь к познанию своей психики, во всех её «плотных» и «тонких» формах.
Какие процессы мы описываем понятием «познание»?
Во-первых, процесс познания (как осмысления) любых чувственных ощущений, т.е.  «плотных форм» своей психики, как «объектов» или «продуктов». Во-вторых, процесс познания самих смыслов, т.е. «тонких форм» своей психики, причём, также как «объектов» и «продуктов». Например, у Аристотеля любое знание, познанное чувственно, т.е. добытое опытным путём, но затем осмысленное и превращённое в теоретическое (умозрительное) знание, является главным признаком мудрости.

Познавших «тонкие формы» своей психики часто называют мудрыми людьми: «мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом (плотном) предмете в отдельности. ... Из наук в большей степени мудрость та, которая желательна ради неё самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы… (т.е. ради чувственного обладания)». [Аристотель. Метафизика, кн.1, гл.2. М., Мысль, 1975, т.1, с.68-69.] 
Т.е. «мудрый» - это человек, во-первых, осмысливший (т.е. познавший)  множество чувственных форм своей психики и, во-вторых, знающий (познавший) как обобщать свои смыслы в некую упорядоченную форму теоретических знаний (т.е. в теорию познания).

И хотя произведённая теория познания не означает прекращения процесса познания новых чувственных и умозрительных форм психики, зато «мудрый» уже становится способным помочь другим в осмыслении и упорядочивании их чувственного опыта. В целом, это составляет такое качество, как «мудрость». Поэтому Аристотель пишет о мудрости, как особой науке, задача которой больше учить других, чем учиться, и наставлять, чем следовать наставлениям: "Мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему - тот, кто менее мудр".  [Там же, с.68.]
Таким образом, содержание качества «мудрость» составляют определённые способности познающего к познанию, в целом, выраженных символом «Премудрой Софии». Тогда как проявление внимания, уважения, интереса и заботы со всеми вытекающими к познанию различных форм своей психики, мы, традиционно, называем «любовью к мудрости», причём, в принятом древне-греческом транскрипте - «философией».

Чем является любовь к мудрости - философия? На образном языке символов этот вопрос звучит чуть иначе: «В каких одеждах предстаёт пред нами Премудрая София?».
Во Введении к «Энциклопедическому изложению масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» Мэнли П.Холл, приводя слова Аристотеля, открывшего свою «Метафизику»: «Все люди естественно хотят познавать», продолжает мысль: «Чтобы удовлетворить эту общую потребность, раскованный человеческий интеллект исследует крайние пределы воображаемого пространства и воображаемого «я» в поисках отношений между единым и множественным, причиной и следствием, Природой и её основаниями, разумом и его источником, духом и его субстанцией, иллюзией и реальностью».
Очевидно, что Аристотель и Мэнли П.Холл считали любовь к познанию – естественной потребностью, данной познающему при рождении, т.е. это - его природа. Все благие призывы «беречь природу», «возвратиться к природе», «очистить природу» и написание слова «Природа» с большой буквы имеют смысл только в контексте прирождённой потребности: следует беречь силу любви к познанию, следует вернуть её, если эта сила «ослабла», следует очистить её от мусора наносных представлений, потому что сама потребность познавать – является (познаваемой) «Матерью» всех тех форм психики, которые познаёт каждое существо. Данная при рождении познающего (непознаваемым) «Отцом».
И так как эта потребность является единственной движущей силой, способной удовлетворить познающего в процессе познания своих форм психики («удовлетворить самого себя»), то мы можем называть любовь к познанию, т.е. философию – единственной потребностьюпознающего существа.

Проявляя любовь к познанию и удовлетворяя свою единственную потребность, каждый познающий – это всегда единственный, кто сознаёт формы своей психики. Поэтому философию можно называть - формой индивидуального (единственного) сознания.
Тем не менее, всех нас – людей и прочих живых существ, как индивидуальностей –объединяет тот факт, что каждый является носителем силы и потребности  познавать, обладателем какой-либо уникальной и индивидуальной формы сознания, то мы можем говорить о философии, как о форме общественного (общего, единого) сознания.
Но так как любовь (внимание, уважение, интерес) является единственным средством познавательной (сознательной, сознавательной) деятельности в любой области познания, то каждому познающему жизненно важно уметь или научиться познавать, а также любить процесс познания, развивающий его качество мудрости. Таким образом, философию можно и нужно считать - единственной наукой – наукой о познании или о познавательной деятельности абсолютно во всех областях.

Познавательная деятельность представляет собой совокупность познавательных процессов, использующих различные эмпирические и теоретические (умозрительные) методы познания своей психики (она же «мир»), как измеримых форм (элементов, структур, систем), измеримых процессов и процедур, а также измеримых связей (закономерностей, законов), в результате чего добываются «знания» - формы психики, существующие в форме систематизированных результатов и продуктов познавательной деятельности, выступающих также «интеллектуальной собственностью» познающего.
Конечным продуктом познавательной деятельности можно считать такие знания познающего, благодаря которым ему становятся понятными, очевидными и потому управляемыми абсолютно все формы, процессы и законы своей психики, т.е. такой интеллектуальный продукт, как «единство познающего и  мира».  Древние доктора философии выразили смысл этого продукта в девизе «Познай себя и ты познаешь мир», из которого ясно, что «интеллектуальной собственностью» мастера-философа является абсолютно весь мир.
Кроме того, о философии эти же доктора утверждали, что именно эта научно-познавательная деятельность (наука) есть «мать всех наук». Иначе, «матка», вынашивающая и порождающая все возможные смыслы (теоретические знания) во всех сферах чувственного опыта, где трудятся её многочисленные разновозрастные «дочки». Хорошо  воспитанные и не очень, они послушно добывают специфические смыслы из самых разных областей психики «мамочке на радость и пропитание».
Метафора, конечно, хороша, но встаёт закономерный вопрос: какова же «мать» и как её отличать от какой-нибудь из «дочек», особенно, тех, кто «любит наряжаться в мамины платья и украшения»?

Если смотреть на философию, как на «любовь» или «естественную потребность», то она, на первый взгляд, выглядит неким странным видом деятельности, вроде «ой, вдруг появилась потребность пофилософствовать!», процессы и методы которой не поддаются осмыслению и рационализации (иррациональны или трансцендентны, в смысле, "неверифицируемы"), а потому и никакой формализации. Кажется, что это всё равно, как если бы формализовать  алгоритм «сакрального искусства любви».
Однако, в философии, как рациональной науке о рациональном познании, ведущей познающего к обретению рационального качества "мудрость", в принципе, не может быть не обоснованных (опытом) и потому непроверяемых (неверифицируемых) положений (аксиом) и туманных предположений о путях познания чего-либо (методах), которые невозможно пройти, познать и формализовать. (Здесь выражаю искреннюю признательность г-ну М.П. Грачёву за это жёсткое фундаментальное напоминание.)

Если рассматривать философию, как «форму сознания», то становится очевиднее, что эта форма сложена из нескольких частей, как бы «граней». Каждая из которых проясняется ещё лучше, если посмотреть на философию, как «науку». Мы увидим несколько научных дисциплин, образующих разделы философии, каждая из которых представляет собой как бы отдельную науку со своей методологией, но, тем не менее, тесно взаимосвязанную с остальными.
А в комплексе, все философские научные дисциплины (науки) образуют единый «философский бриллиант», «панацею» или «эликсир», содержащий в себе универсальную эссенцию жизненно важных знаний, применимых познающим в любой момент и в любой ситуации, т.е. науку философию. Что ещё раз иллюстрирует мысль о том, что человек в каждый момент своей жизни занимается только философией и ничем другим более.

Мэнли П.Холл описал «тело матери»-философии следующим образом: «Шесть традиционных философских дисциплин таковы: метафизика, имеющая дело с такими абстрактными предметами, как космология, теология и природа вещей;  логика, имеющая дело с законами человеческой мысли, или, как часто её называют, «учение об ошибках»; этика – наука о морали, индивидуальной ответственности, или учение о природе добра; психология - наука, посвящённая исследованию и классификации тех феноменов, которые имеют умственное происхождение; эпистемология - наука, имеющая дело главным образом с природой самого познания и вопросами о том, может ли оно существовать в абсолютной форме; и эстетика - наука о природе и осознании прекрасного, гармонии, изящества и благородства». («Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии». Введение».
Несмотря на мою симпатию к классификации М.П.Холла, попытки проследить истоки или хотя бы признаки существования такой традиции, к сожалению, не увенчались успехом. Тем не менее, во второй части я попробую обосновать прозреваемую мной логику этой классификации и, на её основе, рискну предложить свою классификацию, сортирующую все остальные науки на составные части, методологии или прикладные исследования единственной науки - философии.


Классификация наук

В качестве прелюдии к разработанной мной классификации всех существующих и возможных наук, предлагаю ознакомиться с кратким обзором других классификаций наук. Википедия, в статье «Наука», любезно сообщает нам, что //Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности. Так, Аристотель (одна из первых попыток) выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (даёт руководящие идеи для поведения человека, этика и политика) и творческие, поэтические (познание ведётся для достижения чего-либо прекрасного, эстетика). Теоретические знание (познание ведётся ради него самого) он разделил (по его предмету) на:

1) «первая философия» (впоследствии «метафизика» — наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно),
2) математика,
3) физика (изучает различные состояния тел в природе).

Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией, а считал «органом» (орудием) всякого познания.

Классификация римского энциклопедиста Марка Варрона включала в себя следующие науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура.

Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные науки (астрономия, медицина, математика).

Попытки классификации наук продолжились в средние века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на четыре группы:
Теоретические науки (математика, физика).
Практические науки.
Механические науки (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина, театр).
Логика, включающая грамматику и риторику.

Ф. Бэкон разделил науки на 3 группы (в зависимости от таких познавательных способностей, как память, рассудок, воображение):
- история как описание фактов (в том числе естественная и гражданская);
- теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова;
- поэзия, литература, искусство вообще.

Роджер Бэкон также выделял четыре класса наук: грамматика и логика, математика, натурфилософия, метафизика и этика. При этом основой наук о природе он считал математику.

Советский философ, историк и методолог науки Б. М. Кедров разработал более подробную классификацию наук. Кедров разделил всю действительность на природу и человека. В человеке он выделил общество и мышление. Науки о природе — естественные, об обществе — социальные, и о мышлении — философские.

Такие науки, как математика, логика, информатика, кибернетика (современными учёными) иногда выделяются в отдельный класс — формальные науки, иначе называемые абстрактными науками. Формальным наукам противопоставляются естественные и социальные науки, которые получают общее обозначение эмпирические науки. Другие же учёные считают математику точной наукой, а остальные когнитивными науками.\\

Кроме перечисленных в Википедии, в современной практике используются другие классификации наук. Но, к сожалению, на мой взгляд, ни одна из них не учитывает факт того, что предмет познания - [b]один [/b](«я»), а процесс познания имеет [b]одну [/b](общую) структуру и является [b]единственным [/b](одним) делом , т.е. "научным занятием" каждого постоянно обучающегося существа.

Предлагаемая (мной) классификация эмпирических или «предметных» наук, как составных частей философских дисциплин, имеет несколько целей:
- поставить познавательную деятельность человека в основу его существования, в основу интеллектуальной и бытовой жизни, общения, мотивации поступков, выбора способов самовыражения и самореализации;
- определить предметы и продукты каждой из шести философских наук, как то единственное, что необходимо каждому человеку в жизни, как процессе его научно-познавательной деятельности;
- восстановить законную иерархию видов научной деятельности, т.е. главенство философии;
- прояснить виды научной деятельности, часто скрытые за различными названиями.

Кроме того, предлагаемая классификация может помочь:
- снять исторически сложившееся ошибочное противоречие «философия - наука»;
- получить более чёткое понимание областей научных исследований (в т. ч. междисциплинарных);
- уточнить представление о научных квалификациях;
- очистить научный тезаурус от бессмысленных словосочетаний «философия физики», «философия религии», «психология социологии», «политическая психология», «аналитическая философия», «моя философия», «» и т.п.;
- более чётко структурировать разработки образовательных и воспитательных программ, принимая во внимание то, что философские дисциплины являются  ключевыми (структурными) этапами развития человека (мышления).

Итак, к классификации.
В целом, науку философию можно представить бриллиантом, состоящим из шести равных граней («философский камень») - из шести философских дисциплин, безупречно симметричных и уравновешенных друг с другом. В свою очередь, каждая из них также состоит из более мелких граней, представляющих собой множество «дочерних» прикладных направлений «материнской» науки. 

Шесть философских наук, занимаясь исследованием единственного научного предмета, однако, имеют целью получить или выработать разные, свои и вполне определённые научные продукты. Поэтому предлагаю рассматривать бриллиантовые грани поочередно, в порядке, связанном с последовательностью процесса познания форм психики.

Психология: устройство и инструменты измерения форм

Предметом научного интереса первой философской дисциплины - психологии является [b]устройство [/b]форм психики (логосов), которые можно наблюдать и измерять, как «отдельные и не зависящие» от исследователя предметы и процессы. Размеры форм психики и структурные элементы психических процессов могут быть самыми разными: от формы отдельной части молекулы до формы галактик, от отдельных процесса мышления до процесса эволюции сознания. Но в результате такого психологического исследования, исследователь получает описание характеристик и параметров некой формы психики «в статике» и «в динамике», описание связей между частями этой формы, по факту, представляющее описание своих же чувственных ощущений (психологические теории) и, впридачу, описание как и чем их измерять и как можно пользоваться этим предметом или процессом (т.е. своим ощущением) в быту (в бытии), с пользой (т.е. безопасно) для наблюдателя (психологические методологии). Т.е. научным продуктом психологии выступает знание исследователя как, распознавать различные формы психики по их измеримым пространственно-временным параметрам, его способность понимать связи (законы) и механизмы функционирования этих форм, а также способность использовать изученные формы психики в качестве вспомогательных инструментов для дальнейшего познания и для передачи, как научные знания.

Другие названия науки психологии – естествознание, как  «знание своего естества» и природоведение, как «знание своей природы», т.е. знание чувственных ощущений и мыслей-смыслов, естественных для человека и прирождённых ему, вместе составляющих содержимое его вселенной - «мира души» (психики) и космоса - «разумного порядка», т.е. «упорядоченного ума и чувств» (психики).

Все так называемые «естественные науки» исследуют всевозможные формы психики (естества, природы) и отличаются друг от друга лишь тем, что исследуют разные формы психики и применяют разные инструменты для их измерения. Тем не менее, различие инструментов стало «прочной основой» для мнения о специфических исследованиях, как о «не имеющих отношения» к психологии, что повлекло за собой их «отмежевание» и от науки о самопознании, вообще, т.е. от философии. Но если посмотреть на предметы и продукты исследований многих «объектных» наук, то для всех одинаково присуще три характерных признака: 1) познаваемая форма психики всегда условно обозначается  как «внешняя» или «внутренняя», относительно границ тела исследователя, 2) познанная форма психики всегда измерима в каких-либо пространственно-временных условных единицах и 3) результат познания любой формы психики всегда напрямую зависит от степени развития всего двух форм психики (мета-форм): а) органов чувств исследователя – формы, измеримой количеством генерируемых/ воспринимаемых чувственных данных и б) мозга исследователя, качество работы которого (качества мышления) измеримо скоростью и вариативностью операций с чувственными данными.

Также следует заметить, что все вспомогательные инструменты для исследований и измерений моделируют собой части двух мета-форм. На основании всего этого можно сделать вывод, что такие науки, как физика, астрофизика,  химия, биология, нейробиология, бионика, биотехнологии, пищевая технология, зоология, ботаника, физическая антропология, физиология, медицина, генетика, психиатрия, фармацевтика, астрономия, космология, материаловедение, геология, геофизика, геохимия, метеорология, климатология, почвоведение, агрономия, агрохимия, экология, география, краеведение, археология, этнология, этнография, археология, механика, машиноведение, робототехника, электротехника, метрология, трибология, аэронавтика, уфология, книговедение, библиотековедение, документоведение и т.д., исследующие те или иные формы психики, являются лишь прикладными направлениями психологии или её составными частями (гранями, дочками).

Для описаний различных форм психики (логосов), а также описания их связей (связей логосов), людям необходимы различные условные языки, символы которых должны быть согласованы между ними. Отсюда возникает необходимость в следующей науке - логике.

Логика: символы форм и операции с символами

Предметом исследований логики являются все возможные условные символы, которыми мы – люди  – обозначаем (называем) исследуемые нами формы и процессы нашей психики. Эти обозначения (знаки, названия, термины, системы символов, в целом – языки) люди создают и согласовывают, исключительно, для удобства общения и исследования: для специализации – т.е. для распределения видов исследовательских работ между членами коллектива (человечества), для сокращения, упрощения и большей наглядности описаний. Например, словесный язык позволяет закодировать (буквенным кодом, словом, последовательностью слов) любую форму психики и любой психический процесс, зафиксировать и отобразить и взаимозависимость их элементов. Язык математических символов, сокращая «длинный» способ вербального кодирования, позволяет обнаруживать глубинные и новые связи между структурными элементами форм и процессов. Язык геометрических символов позволяет показать всё это более «наглядно», а языком метафор можно зафиксировать и описать даже мета-формы психики.

Научный продукт логики - это знание как видеть структуры и связи (законы) форм психики, умение обозначать формы и их связи условно общепринятыми символами, умение оперировать ими по определённым правилам, что является необходимым условием для их точного (правильного, логичного) восприятия, т.е. это умение делать всё то, что служит целям осуществления исследования форм психики, как процесса выявления истины. Умение оформить условными символами процесс выявления истины называется формулированием истинного суждения, которое предельно точно выражает действительные (т.е. реально существующие и действующие) формы психики.

Что касается понятия «истины», то следует заметить, что наука логика отвечает лишь на вопрос об истинности/ложности суждений, как о соответствии/несоответствии описания некой формы психики. Тогда как на вопросы «что такое истина?», «каковы критерии истины?», «каковы критерии истинного суждения?», «как сформулировать/воспринять истинное/ложное суждения?» и «как функционируют органы чувств и мышление в процессе достижения истины?» отвечают другие философские дисциплины.

Научные результаты логики оформляются в теориях логики, которые описывают символические системы, отражающие определённый тип форм психики (понятий и ощущений, объективной реальности) и в методологии логики, где описывают формализованные методы и  правила операций в этих символических системах (правила логики), а также методы формализации самих символических систем (правила мета-логики).

Специфическими разделами науки логики являются все науки, разрабатывающие и исследующие отдельные символические языки:

Математика – как совокупность наук о формах (структурах), порядке и отношениях на основе операций измерения и описания форм объектов, предоставляющих языковые  средства (символы, знаки и знаковые системы) процесса познания, что позволяет выявлять структурную взаимосвязь познаваемых форм, методов и законов во всех других областях познания (науках).

Семиотика – как совокупность наук о формах и системах, используемых в процессе мышления и коммуникации,  исследующих свойства знаков (символов) и знаковых (символических) систем, связь знака (символов) и обозначаемого, связь знака с из пользователем, то есть проблемы интерпретации знаков и знаковых систем.

Общая лингвистика/общее языкознание – как совокупность наук, изучающих языковые единицы и их символы: воспринимаемую слухом или зрением сторону языковых знаков (фонетика и графика), смысловое содержание знаков (семантика), свойства отдельных слов и комбинаций слов (лексикология), свойства элементарных единиц письменной речи - графем, букв, иероглифов (графика), общие правила комбинации языковых единиц (грамматика) и другие.

Прикладными научными направлениями логики выступают арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия,  комбинаторика, топология, информатика, клиометрия, криптография, машинные языки, антропологическая лингвистика, социолингвистика, нейролингвистика, терминоведение, компьютерная лингвистика и т.д.

После того, как некая форма психики зафиксирована, познана и есть возможность как-то ею оперировать, у исследователя возникает необходимость взаимодействовать с ней, желательно, как можно более гармонично, т.е. с пользой для себя, а также для исследователей других форм. Соответственно, возникает острая необходимость в следующей системе знаний с категориями «польза/вред, благо, всеобщее благо, правила и нравственные нормы, обеспечивающие личное и всеобщее благо, награда/наказание» – т.е. в науке этике.

Этика: отношение к формам и нормы поведения форм

Предметом этики является отношение исследователя к любым формам своей психики. Для со-существования необходимо, чтобы отношения были максимально гармоничными и управляемыми. Именно поэтому этика изучает и формулирует этические понятия, законы, правила и нормы, определяющие этот необходимый и достаточный на данный момент максимум.

Научный продукт этики – это знание исследователя как видеть и его умение уравновешивать (гармонизировать) свои отношения, т.е. связи с любой исследуемой и уже познанной им формой психики, в том числе, способность понимать мотивы и цели своих личных познавательных актов (поступков), в целом, называемое «искусством правильно жить». Теории этики описывают и проясняют понятия (категории), законы (принципы, каноны) и правила (нравственные нормы, мораль, ценности, заповеди, учения) так называемого «гармоничного мышления», как правильного отношения к собственным мыслям, социального взаимодействия, как общения с другими исследователями психики, и отношения к любым другим формам психики (животным, растениям, инопланетным организмам и т.д.).  Методология этики предлагает описание механизмов принятия решений (политических решений), направляющих и регулирующих развитие «внутренних» и «внешних» отношений людей и сообществ к принятию категорий, норм и законов, а также к реализации на практике оптимальных моделей гармоничного взаимодействия, как всеобщей/универсальной ценности - «общего блага».

Отдельными частями этики являются социология (обществоведение) – совокупность наук, изучающих деятельность человека, его мировоззрение, социальные связи, организации и источники о прошлом, для того, чтобы установить факты в последовательности исторического процесса и сделать выводы о причинах событий и закономерностях поведения личностей и сообществ; и социально-культурная антропология – наука, изучающая различия, которые характеризуют культуры мышления, поведения и жизненных ориентиров сообществ. Прикладными направлениями этики являются такие науки, как история, религиоведение, часть экологии, юриспруденция.

Стремление к улучшению отношений с формами своей психики напрямую зависит от умения исследователя видеть максимальную связность этих форм и знать, как её обнаруживать. Отсюда возникает необходимость в науке эстетике.

Эстетика: гармония форм и её каноны

Предмет эстетики – это структуры универсальных связей, называемые законами или канонами совершенной формы психики, а также признаки (критерии) связности элементов формы и различных форм между собой, понимание чего даёт возможность исследователю повторить (воспроизвести) их намеренно (искусственно). А также даёт возможность описания методов создания и модификации различных форм психики и методов развития их восприятия, как произведений уже своего искусства.

Категориальный аппарат эстетики и сформулированные каноны лежат в основе современного искусствоведения - науки о пластических, пространственных искусствах: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного творчества, парфюмерии, кулинарии, литературоведения, которая изучает все виды художественных искусств, историю и закономерности их развития, вопросы формы и содержания художественных произведений, взаимосвязь художественных и социальных форм, формулирует принципы и формализует методы художественного творчества всех видов, а также методы их развития. То же самое исследует культурология, применительно к совокупности артефактов, представлений и моделей поведения человека, как «культурных эстетических ценностей». Прикладными направлениями эстетики можно считать такие направления, как мифология, филология, колориметрия и часть системологии, в которой критически важно умение видеть и выстраивать универсальные (а потому "гармоничные и красивые") связи между элементами какой-либо системы.

Эпистемология: субъект и формы объективации

Следовательно, следующим шагом нужно исследовать такие формы психики, как универсальные связи (законы, каноны, идеи), а также методы объективации их механизмов в теоретической и практической деятельности (методы законотворчества). Что составляет предмет философской дисциплины эпистемологии - научного исследования процессов психики, формирующих сами «знания как таковые», они же - «причины», порождающие отдельные процессы мышления, с заранее известными результатами («следствиями») и, в целом, составляющие структуру сознания, со всем комплексом причинно-следственных связей (законов). А также изучающей взаимоотношения субъекта (как причины) и объекта (как следствия) в процессе познания, причину познавательного отношения человека (субъекта) к миру (к объекту) и критерии (признаки) истинности/достоверности субъективного знания.

Другое название эпистемологии (знания о знании) – гносеология (знание о знании). Прикладными направлениями эпистемологии являются системология - наука, изучающая законы, связи и методы построения сложных материальных систем технической, биологической, социальной и интеллектуальной природы; часть квантовой физики – тот её раздел, в котором моделируются квантово-полевые системы (модели) и законы их движения; феноменология - наука о «трансцендентальном (между-знаниевом) познании»; саентология (сциентология – знание о знании) – представляющая собой больше методологию исследования механизмов познания, а также объявляемые «ненаучными»  такие древние системы, как алхимия, астрология, нумерология, хиромантия, некромантия, парапсихология и т.п.

Кроме того, эпистемологические теории являются основной частью всех религиозных учений, где универсальные идеи, оформленные в различных символических системах, отражают реальные структуры процесса познания, сознания и мышления.

Во все времена, люди, открывшие реальную структуру и законы мышления полностью (философы) или частично (ищущие, ученики философии) выражают эти идеи в различных формах (как продуктах) своего философского творчества, с целью фиксации, сохранения и передачи своих знаний (универсальных идей):
- в форме символических устных историй, т.е. на языке метафор (мифы, сказки, пословицы, афоризмы и т.п.),
- в форме схем, рисунков, песен и музыкальных композиций, танцев и мимики (языком тела), скульптуры, архитектурных и ландшафтных сооружений и других артефактов,
- в форме научных трактатов – научных теорий и методологий,
- в форме литературных произведений всех жанров,
- в форме учений, дающих начало религиозным традициям и культурным сообществам.

И чем полнее и точнее символические формы идей соответствуют содержанию передаваемого ими знания (смысла), тем жизнеспособнее эти формы по времени существования, по охвату территории или количества умов, по тиражам книг, по степени массового интереса и т.п. Например, широко известны такие продукты философского творчества, как пирамида или другие архитектурные сооружения для религиозных практик (геометрические символы), сфинкс, карты таро и фишки домино (художественно-метафорические символы), Упанишады, Библия, Каббала, «народные» сказки, и афоризмы (вербально-метафорические символы), танец хоровод (хореографические символы) и многие другие.

А после того, как процесс формирования со-знания уже известен, последним вопросом исследователя остаётся только одна «область», представляющая собой исходную точку этого процесса – «Причина всех причин», благодаря которой у исследователя есть психика (душа, разум, ум). Именно эта единая и универсальная «Причина всех причин», вместе с универсальным же способом её возникновения, составляют предмет последней из шести философских  дисциплин – науки метафизики.

Метафизика: форма целого "Я есть"

Знания метафизики завершают процесс философского научного исследования психики, как процесса познания (или открытия) себя и реального устройства мира, а также завершают полное образование философа. Или, говоря на языке метафор, к ищущему, смиренному склонившему голову, наконец, выходит королева философских наук София, открывает свой лик и торжественно вручает ему философский бриллиант.

Другое название метафизики - онтология («учение о сущем»), наука о бытии как таковом, изучающая фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Тем же занимается, на своём традиционном языке, теология (богословие), представляя собой комплекс дисциплин, излагающих и обосновывающих учения о первоначалах и первопричинах мира и бытия (о Боге), об их проявлениях  и способах познания (открытия, откровения), а также связанных с ними учениях о нравственных нормах (качествах Бога) и о методах познания первоначал мира (Богопочитании), например, такие как герменевтика, апологетика, литургика, эсхатология, каноническое право, аскетизм, теургия и другие. А к прикладным направлениям метафизики можно отнести философскую и религиозную антропологию, экзистенциализм, мистицизм, часть квантовой физики с её теорией Большого Взрыва, фракталами, холодинамическими полями и теорией хаоса.


Лестница: ступени познания (форм)

Если представить всё вышеизложенное схематично, то можно заметить, что сама последовательность философских дисциплин представляет собой ключевые этапы процесса познания, ступени самопознания и степени владения философскими знаниями. По которым  неизбежно поднимается каждый человек с того момента, когда он начинает процесс генерации и восприятия чувственных ощущений (жизнь) и этот подъём заканчивается (или уходит в бесконечность) в момент перехода к осознаваемой и намеренной  генерации и  восприятию всех чувственных ощущений. На языке древних философов, желаемый финал наступает «с обретением философского камня» или «женитьбой на Софии», на языке религий - «с возвращением к Богу» или со «вторым рождением» - рождением Духа.


ОСМЫСЛЕННАЯ (ОСОЗНАВАЕМАЯ, НАМЕРЕННАЯ) ГЕНЕРАЦИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ЧУВСТВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ, АБСОЛЮТ, БОГ, Я, завершение самопознания.

Метафизика --- Другие название: Онтология, Теология/Богословие, Оккультизм. 
Прикладные направления: Философская антропология, религиозная антропология, экзистенциализм, мистицизм, космогония, каббала, теургия, эсхатология, часть квантовой физики (теория БВ, фракталы, холодинамические поля и т.п.)

Эпистемология --- Другое название: Гносеология
Прикладные направления: Алхимия, астрология, нумерология, хиромантия, некромантия, саентология, парапсихология, феноменология, системология, часть квантовой физики (квантово-полевые системы и законы их движения).

Эстетика --- Другие названия: Искусствоведение, Культурология
Прикладные направления: Мифология, филология, колориметрия, часть системологии.

Этика --- другие названия: Социология/ обществоведение, Социально-культурная антропология
Прикладные направления: История (человечества, науки, религии, философии и т.п.), религиоведение, юриспруденция, часть экологии.

Логика [-- Другие названия: нет
Разделы: Математика, Семиотика, Общая лингвистика / общее языкознание
Прикладные направления: Арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия,  комбинаторика, топология, информатика, клиометрия (количественные методы для объяснения экономических и институциональных изменений), криптография, антропологическая лингвистика, компьютерная лингвистика, машинные языки, социолингвистика, нейролингвистика, терминоведение и т.д.

Психология --- Другие названия: Естествознание/Природоведение
Прикладные направления: Физика, астрофизика,  химия, биология, нейробиология, бионика, биотехнологии, пищевая технология, зоология, ботаника, физическая антропология, физиология, медицина, генетика, психиатрия, фармацевтика, астрономия, космология, аэронавтика, уфология, материаловедение, геология,  геофизика, геохимия, метеорология, климатология, почвоведение, агрономия, агрохимия, экология, география, краеведение, археология, этнология, этнография, механика,  машиноведение, робототехника, электротехника, метрология, трибология,   книговедение, библиотековедение, документоведение и т.д.

НЕОСМЫСЛЕННАЯ (НЕ ОСОЗНАВАЕМАЯ) ГЕНЕРАЦИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ЧУВСТВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ, я, начало самопознания.


Как видите, на этой стройной «лестнице познания» совсем нет места для таких словесных вольностей и наукообразных языковых фикций, как «моя философия», «философия психологии» или «политическая философия».

Наука философия не может быть «чьей-то философией» или «философией чего-то». Есть авторские продукты научного философского творчества – это системы, теории, учения, описания методов, литературные произведения, в которых философы (и ученики философов)  раскрывают тот или иной вопрос науки философии, возникающий у каждого человека в процессе познания или же метод (способ, ход) его решения. «Моей философией», авторы, - чаще, ученики философии, с наивной гордостью именуют стилевые особенности своих текстов, при этом заявляя, что являются перво-открывателями философских истин. Что, в определённом смысле, верно: когда ученик впервые открывает для себя (и в себе) следующую (более высокую) из прирождённых ему способностей, о которых ранее не подозревал, то, разумеется, он открывает их для себя впервые.

Попытки других «первооткрывателей», желающих открыть новые наукообразные названия, вроде, «философия психологии», «философия онтологии», «философия этики», «философия космоса», «философия бытия» не оправданы хотя бы тем, что вторые слова этих новаторских словосочетаний являются либо составными частями, либо предметами исследования первого. А «философия бизнеса» или «философия культуры» - это и вовсе из серии игр в «конструктор названий», потому что любое дело (бизнес), как процесс, - это и есть сам процесс познания, а любая человеческая культура представляет собой комплексный продукт философского творчества множества философов и их учеников.

Также наука философия никак не может ни политической, ни экономической, ни космической, ни антропологической, ни религиозной, ни аналитической. Зато профессиональный политик, экономист, космонавт или целитель-космоэнергет, антрополог, религиозный служитель или аналитик вполне могут быть философами или учениками каких-либо философов и философских школ. И чем успешнее у них идёт процесс обучения философским наукам, тем они успешнее, как профессионалы.

К примеру, политическая и аналитическая деятельность построены на методологиях, минимум, пяти философских дисциплин. Если таковых научных знаний у политика и аналитика нет, то политические решения или аналитические умозаключения, точно соответствуя уровню знаний, будут неэффективны для него лично и для сообщества, несмотря на любые используемые декларации, действия или технические инструменты анализа. Зато, если политик и аналитик владеют знаниями всех шести философских дисциплин, включая «королевское знание» философии - метафизику, то политик легко сможет стать (если пожелает) величайшим лидером, как Будда, Григорий Палама или Христиан Розенкрейц, и выдать такой «продукт», как «вектор развития человечества» на многие века вперёд, а аналитик - стать его главным консультантом-политологом, директором по развитию, маркетингу или паблик рилейшнз. При том, оба будут скромно считать себя рядовыми философами. Ведь человеку, сведущему в таких философских науках, как метафизик (онтология), эпистемология (гносеология) и этика (социология), пыжиться уже не перед кем: неэстетично, нелогично и психологически неэффективно субъекту (причине) конфликтовать со своим же объектом (следствием).

Итак, философия – это наука наук и мать, порождающая все остальные науки. Как главная наука, она требует от своих учеников тщательного изучения её шести научных предметов, прежде чем ученик станет обученным, т.е. учёным философом.

Ученики философии, владея знаниями лишь некоторых из шести дисциплин, должны бы оставаться кандидатами в философы, начиная от первой и до пятой кандидатской степени. Зато знатоки всех шести дисциплин могут быть или не быть профессорами академий, но в любом случае, только они способны обучить другого любой из философских наук – т.е. показать другому путь к вершинам достижений человеческого разума. Поэтому завершаю свои размышления по поводу философии цитатой Мэнли П.Холла: «Великие философские сокровища человечества должны быть сохранены. Все, что является наносным, должно исчезнуть. Все, что фундаментально и существенно, должно остаться, чего бы это ни стоило».