Отдых в Прикарпатье- часть 2

Татьяна Бродская
  На следующий год я опять поехала в Трускавец в июле, у меня была договорённость с администратором санатория Марией Николаевной, что она по моему звонку оставит мне одноместный номер из тех, в которых живут поляки. Их номера были отремонтированы на европейском уровне, да и мебель там была лучше. Я позвонила Марии Николаевне, зарезервировала  номер, купила билеты на поезд, в конце июня я уже ехала на поезде в Трускавец, как всегда добралась очень быстро. С утра заселилась в прекрасный номер,  пришлось доплатить Марии Николаевне сто гривен, сходила к своему лечащему врачу, она встретила меня, как старую знакомую с истинным украинским радушием, назначила процедуры, посоветовала больше гулять.

 После нашей холодной зимы ,да недостатка витаминов весной, меню в столовой было на высоте, нам каждый день давали свежие салаты, фрукты, а после выпитой минеральной водички всегда хотелось есть. На третий день приехала моя подружка Марина из Кишинёва, мы с ней обнялись, как родные. Сели за один стол, много разговаривали о жизни, Марина тогда ещё работала администратором в театре, рассказывала об актёрах, знала много анекдотов про них. Нам подсадили двух мужчин, один бывший военный из Москвы, Дмитрий, тоже большой любитель анекдотов, а другой Александр был из Киева, вот тогда мы впервые услышали критику в адрес России.

 Александр стал оказывать внимание моей подружке блондинке  Марине, на что та  смеялась, - Я только избавилась от мужа на месяц, чтобы отдохнуть, так  и тут мне не дают покоя мужчины из-за моего цвета волос.
 Так что, ничего у Александра не вышло, Марина предпочитала проводить время со мной. Мы с ней  ездили на маршрутке на центральный бювет, где часто играли музыканты, пели украинские песни, там кипела вся городская жизнь, было много палаток с разной мелочью, женскими украшениями, платками, шарфами, различными сувенирами. Меня интересовали  статуэтки животных, сделанных из натуральных камней. В прошлом году я уже купила в нашем санаторном киоске три фигурки- коня из нефрита, тигра и собаку из оникса, а в этом купила два слона, большого и маленького из агата, да забавного дельфина  из оникса. Маринка часто ходила на польский рынок, я везде ходила вместе с ней, прикупила себе тоже кое-что из польской летней одежды. А ещё я всегда покупала много фруктов, свои любимые абрикосы и персики.

 В первый выходной я опять ездила во Львов, а на последнее воскресенье я купила себе путёвку в Ужгород. Мне очень хотелось побывать там ещё раз, посмотреть, как он изменился за последние тридцать лет. Дело в том, что в восьмидесятые годы я была в Ужгороде в гостях у родственников мужа моей сестры,  тогда  сестра окончила  Днепропетровский архитектурный институт, а Сергей учился вместе с ней, так они поженились. Родом он был из Ужгорода, так как  я не смогла побывать на их свадьбе, то меня, вместе с мужем, пригласили в гости родственники летом.

 Город Ужгород  был тогда  небольшим провинциальным городом, мы долго ехали по железной дороге с Александром, а потом нас встретили на машине. Я хорошо помню, с каким гостеприимством встречали нас в Ужгороде, накрывали каждый вечер большие столы, в честь нас приглашали много родственников, я навсегда запомнила, какие вкусные блюда готовят на западной Украине, особенно,  мне, тогда понравились копчёное мясо и рыба. А вино лилось рекой в такие вечера, пели русские и украинские песни, плясали гопака. К сожалению, моя сестра разошлась со своим первым мужем и давно была замужем за вторым, так что я  не знала точный адрес моих бывших родственников, да и по путёвке у нас была совсем другая программа.

 Дорога в Ужгород была долгой, поэтому мы выехали рано утром, до завтрака, нам с вечера выдали сухой паёк. Ехали мы весело, у одного из туристов была гитара, так что мы пели песни под гитару, рассказывали анекдоты, мужчины уже некоторые выпили с утра украинского винца, все были в  прекрасном настроении. Дорога была извилистой, шла между Карпатских гор, иногда были такие крутые повороты, что дух захватывало, когда мы проезжали над глубокими ущельями. Но такая вокруг стояла красота, что мы не замечали порой дороги, а во все глаза смотрели вокруг, нас просто завораживала природа Карпатских гор. Стройные сосны и ели, красивые луга с  дикими цветами, ущелья с их неповторимой грацией склонов. Летали какие-то необыкновенные птицы, белки перескакивали с ветку на ветку, а иногда мы видели высоко парящих  в небе орлов.

 Название Ужгорода произошло от венгерского Унгвар, он является очень древним поселением, первые летописи упоминают его ещё в девятом веке. Когда мы въехали в Ужгород, он показался нам таким тихим старинным городом, где каждое здание имело свою историю. Наш гид начал экскурсию с  пешеходного моста, который соединяет два берега реки Уж. С моста открывается очень красивый вид на город, его памятники архитектуры, его набережные. Мы прогулялись по одной из них, она сплошь засажена липами. В городе много парков, нас повезли в  парк « Подзамок», расположенный у подножья замковой горы, где росли многовековые деревья. А потом по узким улочкам мы,всей группой, шагали в крепость Ужгородского замка. Поднялись на его башни,  такой изумительный вид  открылся  с этой высоты- был виден весь город и его ближние сёла, издалека виднелся  Невицкий замок. После осмотра Ужгородского замка, нас повели на обед в ресторан с таким же названием, где накормили очень вкусным обедом из национальных блюд, а также подали пиво с трубочками.

 По пути в Ужгородский  краеведческий музей, мы осмотрели Храм Христа Спасителя, его воздвигли в девяностые годы прошлого века, он такой белоснежный,  стал настоящей жемчужиной Ужгорода, впечатляет его восьмиметровый  золочёный купол с золотым крестом. В краеведческом музее выставлена великолепная коллекция старинных монет, римских, австрийских, венгерских и польских. А также очень красочная коллекция холодного и огнестрельного оружия. Бронзовая коллекция музея - одна из крупных в Европе, в ней насчитываются около двух тысяч предметов семнадцатого и восемнадцатого века, поражают своими росписями блюда и кувшины из бронзы.  К сожалению время у нас было ограниченно, поэтому осмотреть все тридцать залов краеведческого музея мы не смогли.

Далее нас повезли в Невицкий замок, он был обставлен старинной мебелью, а в его парке было несколько скульптур, одну из которых знаменитую хищную птицу хотел показать нашим туристам наш гид, эта птица когда-то держала в зубах меч, была символом этого гордого города. Меня сфотографировали на её фоне, жаль было уже темно, но мне так нравится эта фотография, что я рискнула выставить её в коллаже. Напоследок нас отвезли поужинать в знаменитое кафе Тирамису, где мы попробовали настоящий  закарпатский штрудель с вишнями.
 
 Так закончилась наша поездка в Ужгород, назад мы ехали почти в полной темноте, многие туристы так устали, что сразу заснули и не просыпались до самого санатория. Я долго не могла уснуть, смотрела в темноте на горы, а думала о том, что вижу их, наверное, в последний раз. Тогда я ещё не знала о грядущих событиях на Украине, очень жалко, что теперь не смогу посетить эти великолепные места. Я никогда не забуду вас, мои далёкие Карпаты, ваш воздух, вашу природу, я часто смотрю на фото и вспоминаю эти свои путешествия.

Коллаж из фото автора.