Притча о зарытом таланте

Борис Крылов
Притча о зарытом таланте, или хотя бы ее название слышали все, и все наверняка могут вспомнить ее обыденную мораль: не зарывай талант в землю, т.е. используй свои способности, таланты. Есть богословское толкование, но о нем позже.
Пока же попробуем внимательно вчитаться в текст притчи и проанализировать ее буквально, с точки зрения простого современного обывателя, крест на всякий случай носящего, но Библии не читавшего,  молитв не знающего, и  церковь посещающего, когда сильно припечет.
Во-первых, талант – древняя денежная единица, довольно крупная, равная 26-ти с чем-то килограммам серебра. Если  учесть, что в те времена соотношение ценности серебра к золоту по весу равнялось 1:12 -  лунный металл к солнечному, лунный цикл (месяц) к солнечному (год), то понятно, что по отношению к нынешнему серебру оно было намного ценнее. За один талант можно было купить более сотни коров, до полусотни коней и более десятка образованных рабов, а необразованных больше чем коней.
Ну, а теперь к тексту притчи. Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 14-30.
 Господин, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое (14).  И одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился (15).
   Что он им поручил, умалчивается.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов (16). Точно также и получивший два таланта приобрел другие два (17)         
     Что за дело, которое дает 100% прибыли? В казино что ли пошли? И удачно сыграли? 
Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего (18).
    Короче, решил не рисковать, припрятал – подальше положишь,  поближе возьмешь.
По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета (19).   
   Сразу на ковер, давайте денежки обратно.
И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин, пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них» (20).
    Вот это финт, а с чего такая бескорыстная  щедрость? Сам деньги не просил, под проценты не брал, хозяин сам отдал на сохранение. Опять же раб, не компаньон, не родственник, чего так прогибаться? Или самому деньги не нужны? Тогда просто дурак.
Господин его сказал ему: «хорошо добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (21).
    Теперь интерес раба проявляется, ублажая господина своего, становится он доверенным рабом, фактически надсмотрщиком над другими рабами.
Подошел также и получивший два таланта… дальше все то же самое что и в стихах 20,21. (22,23).  Тоже становится доверенным рабом-надсмотрщиком. 
Подошел и получивший один талант и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; (24)  И убоявшись пошел и скрыл твой талант в земле; вот тебе твое» (25).   
    В общем, гордый раб, не стал прогибаться, отдал, что получил, и сказал хозяину в глаза, что о нем думает. И, видимо, не без основания, были на то причины, не праведным путем приобрел хозяин свое немалое богатство.
Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (26)
     То есть подтверждает слова честного раба, не отрекается от своей  характеристики.
Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью (27)
    Теперь понятно, каким образом рабы-прихвостни приумножили хозяйский капитал, дали купцам под 100% в рост, кредитовали так сказать.
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов (хозяин говорит своим рабам-шестеркам) (28) Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; (29) А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (30)
      Да, воистину, жестокий хозяин, короче, беспредел загнул, видать, закопали рабы-шестерки бедолагу живьем, чтобы знал, как пахану перечить, оттого плач и скрежет зубов.
    Вот такая притча,  наивным простым умом не понять, по формальной логике, если все принимать буквально по тексту, вначале абсурд, потом выявляется корысть, и в итоге садизм. Без наставника и толкователя не разобраться. Богословское толкование этой притчи Христа, изложенной в Евангелии от Матфея (гл25 стихи 14-30) намного сложнее и выглядит так: ибо удалившийся на долгое время хозяин (Христос) и передавший на это время своим рабам (ученикам-апостолам) деньги-таланты, а фактически божественные знания,  по возвращении увидел, что двое рабов передали знания другим – умножили их, а третий раб оставил знания при себе, не передал никому.  Если так, то ситуация проясняется, в этом ключе все логично, хотя и вызывает массу вопросов, и первый: зачем огород городить, если можно сказать проще и напрямую.
     Хотя, с другой стороны, Христос был безусловно прав, ибо знал, кому проповедовал, а проповедовал Он соплеменникам-евреям, людям восточным, а Восток - дело тонкое, это мы помним по фильму "Белое солнце пустыни". И восточный ум весьма сложен и витиеват, тем более ум еврейский. Еврейский ум любую самую заурядную информацию воспринимает или как подвох, или как средство получить выгоду, ибо так настроен, просто не может по-другому. Это очень образно выразил еврейский русскоязычный поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Пастернак:

     В родстве со всем, что есть, уверясь
     И знаясь с будущим в быту,
     Нельзя не впасть к концу, как в ересь
     В неслыханную простоту.   
           Но мы пощажены не будем,
           Когда ее не утаим.
           Она всего нужнее людям,
           Но сложное понятней им.
    
     Им понятней сложное, простое им неинтересно, простым они пользуются походя, мимоходом, для своей разумеется пользы. Но вот сложное использовать для своей пользы намного интересней, какой простор для всевозможных комбинаций, какая игра ума, какие выверты и каверзы, и победа в итоге - это эйфория коммерческого духа.
    И хотя Христос проповедовал среди евреев и для евреев, результат его деятельности и жертва Им принесенная на кресте, привела к любопытному результату: Евреи как были так и остались приверженцами иудаизма, и Христа за Сына Бога не признали, а христианство завоевало Европу, а затем из Европы Америку и Австралию.

   Но меня в этой притче удивило другое. Любая притча излагается  в реальных ситуациях, единственно, что  скрытый смысл дается лишь намеками. А ситуация такова: в те времена, когда писалось Евангелие, это 1-й век н.э., кредит под 100%  обыденная реальность. Торгующим, т.е. купцам,  чтобы погасить такой кредит надо сделать наценку на товар в 100%. Но они наверняка не альтруисты, им еще и свой гешефт  отбить надо, это еще 100% надбавки, да и усердные рабы наверняка о своем наваре не позабыли,  да  плюс страховка за риск нападения на караван в страховой коммерческой компании «Соломон и Потц», да еще страховка собственной жизни, да откаты всяким мытарям и прочим должностным лицам, итого набегает наценка %% в 500. Вот это торговля, так торговля! А платят за все покупатели. А денежки-то в итоге скапливаются даже не у купцов - у ростовщиков, кредиторов, банкиров. Воистину, у имеющего приумножится, а у неимеющего и последнее отнимется. И ничего не поделаешь – торговля, рынок, капитализм.