Энциклопедия жизни маленькой девочки. Часть I

Людмила Гулькина
               Автобиографическая повесть.

 
                Спасибо памяти,
                что она у нас есть… 

                Людмила Гулькина

Вы спросите:
-Почему маленькой девочки? 
-Потому что,  как и в детстве,  продолжаю любить и верить в людей…
-Почему энциклопедией?
-Надеюсь, моя книга поможет моим читателям, особенно  читательницам, извлечь уроки жизни для себя.
Эту книгу я посвятила своим дочерям и всем тем, с кем связывала меня судьба.
Заранее прошу извинить меня, если в  моих воспоминаниях о друзьях встретятся какие-либо неточности.





                Часть I

                Тогда деревья казались большими



               

Приземистый дом с террасой, двор, обнесённый высоким деревянным забором; по двору бегают куры, гуси и индюки. Я любила забираться на огромный топчан. Он служил мне убежищем,  когда  сердитые и кричащие индюки, раздувая  зоб, бегали за мной. А вот с гусями я находила смелость и гоняла их большим прутом - и в эти минуты победы на своём дворе, среди этой живности я чувствовала себя полновластной хозяйкой.
Мне нравилось лёжа в гамаке, привязанном к стволам больших деревьев, представлять себя «спящей красавицей». Лежишь и смотришь в небо.  Солнечные лучики, пробивающиеся  сквозь листву деревьев,  слепят глаза, и ты невольно щуришься. Мне казалось, что  было вечное лето…
Часто вспоминаю, как перед сном мама ставила ванночку, наливала из кувшина воду, сажала меня и мыла своими белыми, пухлыми, нежными руками - такое блаженство. А потом укутывала в пушистое полотенце и сажала на свою высокую кровать с пуховыми подушками. Здесь  меня  ожидала рубашка из белого батиста, обрамлённая по краям узкой полоской кружев. Под тихую колыбельную песню  я  засыпала  безмятежным сном.
Об этих минутах бабушка часто с грустью вспоминала: «Когда мама тебя купала, всегда восхищённо говорила: «Смотри, какие у неё ножки - а ручки!» Она тебя очень любила»


                Пробуждение…



 Стоял летний полдень. Я сидела на топчане и шила наряды любимой  кукле. Вдруг слышу  тревожный голос  бабушки.  Трудно  было понять, что  она говорила -  какие-то обрывки слов:  «Сиротинушка моя... нет больше твоей мамки!..». Я не понимала, что происходит.  Одно я твёрдо   знала, что слова - «МАМА» и «УМЕРЛА» -  не должны произноситься вместе, потому что мама  должна быть всегда!
К сожалению, значение слова «умерла» мне было уже знакомо.  В нашем  дворе жила маленькая пушистая собачка, которую  любили все дети  барака. Но   однажды Белка  попала под машину и  её похоронили.
Меня охватил ужас - значит,  и маму похоронят?! И уже ничего изменить нельзя?! Комок подкатывался к горлу, я что-то кричала, билась, плакала навзрыд - больше ничего не помню. 
Потом происходило что-то непонятное, как кадры из фильма…


               
Меня привезли в Октябрьский район, к бабушке - маминой маме. С ней жил мой брат Петя. Может, потому что в посёлке «Заргар», где жила моя мама,  не было школы, а может быть, и по другой причине…
 Когда мама была живая,  она работала на Хлопковом пункте бухгалтером. Нас у мамы было уже двое. Время было трудное, в стране - разруха после войны. Маме даже пришлось сдать меня, полуторогодовалую,  в Дом Малюток на время, чтобы иметь возможность заработать на хлеб.               
               
Бабушка рассказывала, что там я заболела рахитом, от нехватки витаминов.  Воспитатели носили меня «по солнышку с открытым животиком». Потом появился отчим, который настоял забрать меня домой. По рассказам бабушки, он меня очень любил и баловал. Но маме с ним приходилось трудно, мне казалось, что она его боялась. Инвалид с детства (ходил с клюшкой), он был озлоблен на весь мир. Отчим работал в буфете,  торговал разливным пивом. Иногда он брал меня с собой. Как сейчас помню, смешанный  запах табака и пива. Не понимала  - за что, но наказывал он меня гадко. Говорят, что память стирает негативные моменты, происходящие в детстве, - защитная функция психики ребёнка.

               
Позже мы узнали причину  маминой смерти. Оказывается, мама забеременела, на что отчим сказал: «Делай аборт -  хоть маленький срок, хоть - большой!  Хватит с меня твоих двух отпрысков!» За аборт врачи не брались, так как прерывание беременности было запрещено. И тогда мама пошла на криминальный аборт, который  сделала какая-то женщина у себя дома, вследствие чего у мамы началось заражение крови - так и сгорела. После похорон отчим требовал, чтобы меня отдали ему, угрожал бабушке своими родственниками - армянами, даже подстерегал её с ножом. Но Бог миловал.
Мы не получили от отчима  ни одной  маминой вещи. А там оставались пуховые шали, золотые украшения, которые могли бы пригодиться нам с братом.
 Меня ещё часто пугали, что отдадут отчиму, если не буду слушаться. После смерти мамы  меня  просила отдать  на воспитание одна бездетная женщина.  Здесь её называли «золотая», так как она работала продавцом в ювелирном магазине. Когда я приходила, она меня всегда чем-нибудь угощала. Голос у неё был ласковый и глаза всегда светились. Но бабушка сказала, что не хочет  разлучать  брата и сестру - две кровиночки.

            

                Перемены...

               

 Бабушка жила в бараке, который находился в центре Октябрьского района, около клуба. В этом же здании располагалась библиотека с крытой верандой и деревянным полом. Там был подиум, который служил местной детворе сценой. Здесь мы любили играть, устраивали концерты. Я представляла себя балериной и пыталась танцевать на пальчиках – хоть было и очень больно. Потом бабуля  в носки тапочек вкладывала вату, и концерт продолжался. Мне нравилось исполнять песни из репертуара итальянского мальчика, Робертино  Лоретти -  его знаменитые «Санталючию» и «Джамайку». Даже взрослые хлопали и пророчили мне будущее артистки.

У бабушки были две смежные комнаты с верандой. В первой -  стояла печь, у окна -  кровать брата и стол, за которым мы обедали, Петя делал уроки, а бабушка шила. Вот такой был многофункциональный стол. В следующей комнате располагались две кровати. Они были застелены покрывалами, а снизу красовались белые с крупным узором  кружева, которые связала  крючком моя бабушка. Две взбитые подушки лежали пирамидкой  и были покрыты кружевной накидкой -  тогда это считалось очень модным. На стене висел  репродуктор, из которого звучали  мои любимые песни:    «… язахатам кисари…», кажется,  она называлась «Восточное танго». Её исполнял узбекский певец Батыр Закиров на арабском языке.  Позже, в шестидесятые, стал популярным певец - Муслим Магомаев. Особенно мне  нравилась песня «Королева красоты». Почему-то казалось, что эта песня именно обо мне.

Осенью я начала ходить в детский сад. 
В   нашем  дворе у меня появились друзья, с которыми мы любили играть в школу. Ставили табуретки и маленькие стульчики. А взрослые в «переменки» потчевали нас пирожками с чаем.  По выходным  в клубе показывали сборники мультфильмов и детские художественные фильмы. Мы были самыми преданными зрителями.  Входной билет стоил 5 копеек. А по субботним вечерам в поселковый клуб приезжал из города духовой оркестр, и начинались  танцы. И тогда детвора устраивалась у окон, чтобы подглядывать  за танцующими парами в зале, и даже подпевала: «Снова цветут каштаны…».


                Тётя Галя
               

Я спала на кровати  тёти Гали -  маминой сестры. Она в это время  училась в Душанбе и редко приезжала домой.
 Помню её  весёлой и немного капризной - иногда она себе это позволяла перед бабушкой. Вечерами Галина садилась перед зеркалом, вынимала всякие баночки - скляночки с кремами, и по комнате разносились ароматы. Было любопытно и немного смешно наблюдать за ней в эти минуты. «Вся истомилась, устала я…», - протягивала она фальцетом арию Лизы из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». И начиналось действо! Сначала она накладывала на лицо крем, потом почему-то подушечками пальцев хлопала себя по щекам, сужала губы, а затем они расплывались у неё  в широкой улыбке. Она любила петь  оперным голосом,  и у неё это хорошо получалось. После этого, накрутив волосы на самодельные с завязочками бигуди, тётя ложилась спать.
 Мне нравилось с интересом разглядывать её украшения: серьги, бусы и прочие побрякушки. Однажды она даже подарила мне серёжки с зелёными камушками, называя  их изумрудами. Для меня это был царский подарок. И тогда я очень сожалела, что у меня не проколоты уши. Со временем, к моему великому сожалению, эти сережки потемнели.
 Весной тётя брала меня с собой на прогулку. Мы шли длинной аллеей, по обеим  сторонам которой росли высокие деревья.
Ветви акации гнулись  от тяжести  цветов, которые свисали  белыми  гроздьями и разносили вокруг свой сладкий аромат. Позже мы с братом срывали цветы акации и ели, наслаждаясь   их медовым вкусом.
Тётя Галя окончила Таджикский Государственный университет в Душанбе по специальности – паразитологии. Ей предложили после окончания остаться работать в лаборатории. Здесь она встретила свою любовь – Ивана Ивановича, который преподавал в этом университете. Она вступила в кооператив и купила себе однокомнатную квартиру.

Любовь, как ей казалось, продолжалась до тех пор, пока  она не забеременела. А поскольку Иван Иванович уже был женат,  перед ним встал вопрос – с кем остаться. Он, конечно, выбрал семью.
Тётя Галя родила сына и назвала тоже Иваном. Позже, отчаявшись, продала квартиру и перебралась в Октябрьск, к маме -  моей бабушке.

(Продолжение следует)перейти на  http://www.proza.ru/2016/04/14/1212