Почему падает рейтинг президента

Тот Самый Мальчик
От автора: статья написана 05.02.2016  и лишь перенесена сюда, в новый „архив“. Не удивляйтесь, если где-то её уже читали.



Отставить валидол! Не стоит кричать - караул! - и звонить в „скорую“. И от Яндекса тоже отстаньте - не сообщит он вам подробностей этой „катастрофы“. Речь, конечно же, о падении рейтинга президента только „среди меня“. Тот, кто привык полагаться на официальную статистику, может спать спокойно. Или, напротив, продолжать варить борщ.
 С моим же личным рейтингом президента беда. По телевидению о моей беде сообщат навряд ли, поэтому, извините - уж как смогу - придётся вооружаться острым пером спецкорреспондента самому. И - скорей в командировку, на кухню. Пока ещё политическую, - а дальше видно будет. Ведь такими темпами - когда телеэфир всё больше напоминает телевидение советских годов, а журналистам и политикам явно запретили любую критику в адрес президента, центр народной правды рискует, действительно, переместиться, как и три десятка лет назад, на кухни.
 Не знаю, сделает ли историческая спираль очередной поворот к культу личности. Не знаю. Но крен уже ощутим. Пока же, на сегодняшний день, президент для меня в чем-то схож с передачей „Дом-2“. В приватной беседе редко кто признаётся в симпатии и к тому и к другому, но рейтинг обоих, тем не менее, пухнет как на дрожжах. А придворные статистики, кажется, готовы подкупить математиков, чтоб те подправили теоретическую границу рейтинга в 100%. Кажется, сумей они совладать с математическими законами, рейтинг будет и 150, и 500. Со временем, конечно, не сразу.
Для тех, кто время от времени почитывает мои записки, наверняка не секрет, что я люблю иногда поковыряться в президентской „начинке“. Раскусить мне его пока не удалось, честно скажу. Разведшкола крепкая - зубы обломаешь. Но плюсы и минусы его - со своей колокольни - постоянно отмечаю. Не хочу огульно хаять, как некоторые, но и восхвалять без меры, подобно лизоблюдствующей челяди - подавно.
Понимаю, что ругать власть за то, что она всего лишь не соответствует моему идеалу - глупо. Мы все виноваты. Общество само пока не доросло, чтобы иметь президента. Пока, к сожалению, президент имеет общество. И с объективной этой реальностью, увы, приходиться считаться. Развитие общества сродни техническому прогрессу: нельзя полететь к звёздам, не потренировавшись до этого на Марсе, а ещё прежде на Луне и орбите Земли. Поэтому до той поры, когда народ будет нанимать себе в услужение „управляющего делами“ (завхоза другими словами), а не призывать на царствие самодержца - пока далеко.
 Тем не менее, я, лично я, могу позволить себе координировать свой рейтинг с тем „идеальным идеалом“ из далёкого воображаемого будущего. И, пока не запретили свободу слова, делиться своими наблюдениями. Умелым-то словом также можно подталкивать общество в справедливое будущее. И ещё как можно!
Впрочем, пусть любители высокого штиля сами додумают эту высокопарность про общество и гражданский долг, мне важнее суть.
 До недавнего времени мой рейтинг президента колебался где-то вокруг отметки „фифти-фифти“. То есть его достаточно высокая, на мой взгляд, государственность уравновешивалась почти полной слепотой к населению(кроме элиты) своего государства.
Как это? Ну, очень легко: вообразите себе, что вы играете в компьютерную стратегию под названием „Империя“. Вы прикладываете все силы, чтобы империя получилась „самая-самая“. Мощная, развитая и уважаемая. При этом вам всё равно, что там происходит с нарисованными человечками, которые изо всех нарисованных сил своих помогают вам империю строить. Они - лишь элемент игры, ресурс, расходный материал. Игральные карты. Колоду можно заменить, но цель игры - банк - останется на столе. Не надо, не возражайте. Вспомните себя за компьютером, вы согласитесь, что так оно и есть. Перед президентом же вместо экрана монитора - вся страна.
Вернёмся к подсчётам. Был момент, когда мой рейтинг, вместе с официальным, подскочил. Конечно же, как вы, наверное, догадались, - после событий в Крыму. Крым - наш, президент - ловкий малый, ура. При этом я признаю, что Россия действовала формально незаконно, и все её последующие объяснения - лишь из области казуистики и двойных стандартов. Впрочем, международные законы писаны как раз для президентов - пусть они и разгребают то, что сами наворотили.
 Для меня же здесь угрызений совести быть не может. Я всю сознательную жизнь утверждал, что справедливость выше закона, а законы пишутся, бывает, с целью как раз эту справедливость обойти. Самоопределение народа - справедливость наивысшая. Моя позиция, в отличие от позиций президентов, всегда одинакова: и по Югославии, и по Чечне, и по Каталонии, и по Донбассу, и по дележу туманного Альбиона. Привлекать и убеждать народы можно, но не силой, а словом. И созданием соответствующих словам условий.
Итак, Крым возвращён, и заслуга нашего героя-авантюриста в этом несомненна. Но вот после Крыма президент совершал, на мой взгляд, совсем не мужские поступки. Что, прямо скажем, не очень вяжется с его всегдашним обликом обаятельного альфа-самца.  И за что я, вероломно и „без объявления“, понижаю свой рейтинг президента в одностороннем порядке.
Что же в действиях президента мне показалось не совсем достойным мужчины?
Во-первых, та самая, провозглашённая президентом, но неверно понятая СМИ новая концепция национальной идеи - патриотизм. Ничего не имею против, обеими руками за патриотизм, - но во что это превратили?! Такой остронаправленной агрессивной „промывки мозгов“ я не помню с брежневских времён. Осталась лишь одна ступенька, чтобы сходство стало полным. Фраза в газете и соответствующий видеоряд на экране: Долгие Продолжительные Аплодисменты.
 Нарциссизм никогда не красил мужчину. Полагаю, политика СМИ изменилась не без одобрения президента.  Словом, за лоббирование своего нового имиджа „непогрешимый ангел-спаситель мира“ - минус к карме, как говорится.
 Чтобы добавить во-вторых, необходимо вспомнить один персонаж из девяностых. Фамилия его была Лифшиц, и был он не последним человеком в ельцинском правительстве. Этакий улыбчивый обаяшка. Будь он сатириком, я бы, клянусь, сидел в первых рядах на его концертах. Но он, на беду, заведовал финансово-экономической жизнью страны. Голодные обмороки и годовые невыплаты зарплаты он, помню, комментировал с лучезарной улыбкой, шуточками и прибаутками. „Ну а что вы хотели, - неизменно отвечал он матерям голодных детишек, - если кому-то в этой стране хочется жить лучше, чем вам?! Вы ж, - говорит, - сами голосовали за „новую жизнь“. И так далее, в духе Михаила Жванецкого. В такие моменты, помню, хотелось мне вытащить этого субчика из телевизора, да и поучить примерно - через „набитие фейса“. Может, он и был в жизни милейшим добряком, не знаю. Но!
Есть вещи, над которыми смеяться и вообще неэтично, а уж если ты сам причастен к причинам этих бед - грешно вдвойне. Это уже не ирония и даже не сарказм. Это цинизм.
Так вот, президент в последнее время всё чаще напоминает мне того министра.
Я пытаюсь представить себе мытарства, о которых на встречах с президентом говорят бизнесмены, правозащитники, обманутые дольщики и другие граждане. Круги ада и сломанные судьбы. Нет, президент бодр и весел, остроумен и искромётен - лукаво грозит пальчиком: ай-ай-ай, какие нехорошие дяди, эти чиновники…
Я тоже нехороший. И, чтобы выбирали вы впредь верный „юмористический шесток“, урежу я вам рейтинг, господин президент, ещё на вершок. Пожалуй.
 Наконец, в-третьих. Здесь уже даже мне не до смеха. Российское „сафари“ в Сирии. Ну а как ещё это назвать, если даже сам президент малодушно избегает слова „война“!
 Вариант „сафари“, кстати, президент отстаивал сам, при ответе на вопрос журналиста о целесообразности затрат на войну в разгар экономического кризиса. Спокойно, - отвечал президент, - стрельба не будет стоить бюджету лишней копейки. Ну, поупражняются бойцы, вместо картонок на полигонах пуляя по  живым мишеням - всего и делов.
Прежде всего, позвольте мне всё-таки усомниться в этакой арифметике. Затрат - и ещё каких! - будет определённо больше. Не поленимся взять в руки калькулятор.
А потом, уважаемые журналисты, вы уверены, что это самый острый вопрос, который всех волнует? Или это, опять же, самый острый из вопросов, которые сегодня задавать президенту МОЖНО?! А что, значит, против войны в принципе никто из нас не возражает? Одобрям-с? Ура, в атаку?
 А если вспомнить, что Первая Мировая началась со в стократ меньшего „пустяка“? Всё равно?
 Я бы сформулировал вопрос президенту иначе.
Скажите, господин президент, - спросил бы я, - если бы вы ТОЧНО ЗНАЛИ, что во взорванном над Синаем лайнере полетят ваши дочери - вы бы всё равно ввязались в сирийскую войну?
 Как  бы мне ответил президент? Как когда-то Сталин: - я рядовых на фельдмаршалов не меняю?
Или пожалел бы СВОИХ дочерей? Не знаю. Я, честно, и сам не знаю, какого ответа я бы ждал, какой посчитал бы правильным. Но точно знаю, что ни одного „высокопоставленного сынка“ не было ни в Афгане, ни в Чечне. „Назначать“ себе врага гораздо легче, если знаешь, что лично тебе он отомстить не сможет.
Ладно - воевать чужими руками. Но хотя бы назвать всё правдивыми словами! И предостеречь! Нет, это не царское дело.
Заметьте, президент не вышел к народу и не сказал (пусть формально, опереточно, не по-настоящему): - Да, я начинаю эту войну и беру на себя всю ответственность. Бросайте, если что, в меня камень.
Эти слова ни и чему бы его не обязали и реальной ответственности не повлекли. Но это выглядело бы по-мужски, не трусливо. Так должен был повести себя лидер и вождь.
 Но „лидер и вождь“ даже после трагедии с лайнером не признал войны, не повинился, что хотя бы не предупредил народ быть осторожнее и готовиться к ответным действиям террористов.
Не предполагал? Думал, боевики смиренно ждать будут, пока их всех перестреляют? Грош тогда цена аналитикам его генштаба.
 „Лидер и вождь“ объявил теракт вероломным НАПАДЕНИЕМ и пообещал отомстить. Как бы не замечая, что путает причину и следствие. Именно вследствие нападения российских войск на боевиков-исламистов было отмщено нашим ни в чём не повинным мирным гражданам. Так уже случалось не раз в ходе Чеченской войны, но история почему-то не учит. Зато президент в результате получил карт-бланш на расширение конфликта и увеличение расходов.
Посмейте только сказать, что я защищаю террористов! Я всего лишь знаю, кто делает их нашими общими врагами. Впрочем, об этом будет отдельная статья.
А пока - беру ножницы и кромсаю рейтинг. Верю, не я один.
Вот теперь - валидол.