Костел Святого Роха

Ли Балт
*  *   *
Костел Святого Роха в народе называют костелом-невидимкой, потому как отыскать его без карты достаточно сложно. Он находится в стороне от главного проспекта города и со всех сторон окружен жилыми домами. Даже местные жители  не знают, какой дорогой добираться к старинному Костелу.

Поначалу я искала его на Храмовой горке города Минска, которая объединяет в себе две конфессии: католическую и православную в ансамбле храмов  неоготического стиля. Но, поняв, что его там нет -  обратилась за помощью к местным жителям. На мое удивление никто из белорусов не мог точно сказать,  где именно находиться Троицкий Костел, это второе название «невидимки».
 
Пришлось искать через карты-гугл…

Когда я подошла к калитке и отворила ее, меня пригласила войти тропинка, ведущая в небольшой двор. Там находились камни с высеченными и выцветшими на солнце надписями. Эти видавшие жизнь валуны оказались надгробными памятниками  католических захоронений. Мне с трудом удалось прочесть некоторые имена на латыни.

Когда –то здесь было Златогорское кладбище, где хоронили только католиков,  сейчас это место получило название  - Золотая горка, на которой расположился белоснежный костел с тяжелой деревянной дверью.
 
Я подошла к двери и прикоснулась к металлической ручке на которой была высечена  роза -  символ любви Девы Марии. В груди что—то радостно затрепетало, тепло сердца Божьей Матери передалось через «железный цветок»,  распахнув  дверь в Храм.

Войдя в Костел, я приклонила колени перед огромным распятием, подвешенным на пололке. Затем, осмотрелась вокруг в поиске кого—нибудь из людей. Белоснежные стены и начищенный паркетный пол подсказывали о добросовестных служителях.   Здесь было все как –то по-домашнему: маленькие деревянные скамейки, простенький Алтарь, круглые окна на которых отсутствовали витражи.

Присев на скамью, я закрыла глаза, чтобы придаться тишине, успокаивающей  мой уставший ум после долгой дороги.

Наверное, я задремала, потому как вздрогнула, когда услышала тихий голос.
 
— Вы издалека?
 
— Да..да…из Москвы…

— К нам редко кто приходит, — передо мной стояла женщина, скорее всего смотрительница Храма, так как на ногах ее были домашние тапочки, а на плечи накинут теплый платок. —  Как вы нашли Костел?

— Я шла по навигатору. Я писательница, собираюсь написать о Костеле.

— О, как мило, тогда, пожалуй, я расскажу вам о нем, —  улыбнулась женщина. — Я тут с  90-х годов, и у меня ощущения дома. Костел Святого Роха был построен в Минске в 19 веке, и был реставрирован в 21 веке. Легенда, сохранившееся до наших дней рассказывала о том, что в Храме находится удивительная старинная статуя Святого Роха, которая спасла город от холеры. Поначалу эта статуя была сохранена в построенной специально для нее небольшой каплице, на месте которой и вырос этот удивительный Костел.

— И где эта знаменитая статуя Святого Роха?

— В 1998 году была установлена выполненная из металла статуя святого Роха, потому как деревянная бесследно исчезла, —  сказала печально смотрительница.

— Вот как…

— Но в данный момент и ее увидеть не возможно, потому как сейчас идут Пасхальные дни и Костел украшен разноцветными лентами и  Чудесным Полотнищем, все это делали наши дорогие монахини, —  на лице женщины появилась милая улыбка. —  В Костеле служат три сестры-кармилитки. Металлическая статуя находиться в нише справа, которая завешана лентами, —  она указала рукой. —  А в нише слева находиться Дева Мария, спрятанная в данный момент за Полотнищем с Ликом Христа. Увидеть их можно,  когда пройдет 8 Пасхальных дней, тогда сестры снимут все  украшения.

— К сожалению, я уезжаю скоро…  у меня осталось только 2 дня.

— Печально, но я ничего не смогу поделать, таковы правила Костела.

Я подняла голову на Металлическое Распятие. Христос был необычен, от Тела исходил еле заметный свет. Красные кресты на стигмах изображали кровь, пролитую во Имя Жизни. Люди приносили сюда свои эмоции. Кто-то был переполнен страхом перед жизнью, кого-то мучало чувство вины, а кто-то приклонял колени со слезами раскаяния. Белоснежные стены Храма были пропитаны людской скорбью.
 
Я подумала, откуда берутся все эти эмоции? Эмоция страха? Эмоция вины? Эмоция раскаяния? В Духовном Мире нет таких эмоций, а значит они не настоящие, они искусственные.

Кем они созданы? Зачем они созданы? С какой целью они внедрены в нас?

— А хотите я покажу вам подвал? —  женщина заметно оживилась, видя мою глубокую задумчивость. — Там хоть все и подверглось реставрации, но еще можно увидеть следы Злотогорского кладбища.

Мы пошли по винтовой лестнице, в полумраке  уткнулись в огромный шкаф с книгами, а потом свернули и оказались в подвале. Я увидела большие ниши в стенах, размером с человеческий рост.

— Вот здесь раньше хоронили людей, —  рассказывала смотрительница. — А теперь остались такие необычные проемы. Мы просто кладем в них разную утварь.

Там стояли вазы с цветами и небольшие статуэтки Христа и Девы Марии.
 
За нишами находился старинный рояль, на котором стояла красивая статуя Девы Марии, окруженная изящными керамическими вазами с белыми хризантемами.
 
Нежность наполнила мое сердце.
 
Смотрительница будто прочитала мои мысли.

— Я сыграю?

Я кивнула.

Старый стул заскрипел под ее весом. Открыв обшарпанную крышку, женщина начала играть. Я застыла на месте, не отрывая взгляда от Девы Марии, погруженная в чудесную музыку.


Матачка Божая, Матачка Добрая, бедне дзецi, мы кличам Цябе:
Песняй пакорнаю мольбы складаючы сэрдца свае аддаем мы Табе.
Вылеч Ты сэрца нам, раны глыбокiя миласцяй чыстаю нас запали,
Каб слава Божая, не жальба вечная, у Неба ляцела, ляцела с зямли.
Нас сваих дзетачак, што у Цябе просяцца, Маточка добрая, Ты пашкадуй:
Ласкай ажыучаю Бога Спрадвечнага, Матачка Божая, нас абдаруй.
Нашы галовы святлом Божай мудрасци, Матачка Божая Ты асвяци,
Каб мы пазнали усю прауду адвечную, Богу служили тут верна у жыцци.
Дай жа дарогу нам, дзетачкам, простую, сверци хвилину шчастливую дай.
Вядзи нас, Матачка, зоранька ясная, да вечная радасци, у цудны Рай.


Я поняла, что эмоции –  это корень взаимоотношений не только с другими людьми, но и с Богом. Дети не испытывают негативных эмоций, в них только позитивные эмоции. Их душа переживает эмоции, связанные с любовью и разлукой, объектом которых является прежде всего Господь. Стало быть, и Сам Господь переживает взаимные эмоции?

Суть духовных взаимоотношений в том, чтобы переживать эмоции, а наделенные сознанием души (люди) – это их субъекты. Духовные взаимоотношения вечны, непрерывны, непостижимы и олицетворяют высшее блаженство. Прогресс человеческой души – это восхождение от уровня чистых духовных чувств до совершенства эмоций. Регресс человеческой души – это нисхождение от чистых духовных чувств к иллюзиям этого материального мира, которые и рождают негативные эмоции.

Уникальная комбинация причин взаимоотношений, активных эмоций, спонтанных эмоций и эмоциональных всплесков с постоянными эмоциями приводит к возникновению духовных взаимоотношений. Но эмоции бывают и негативные, искусственные, которые нам прививают на Земле, чтобы испортить взаимоотношения с Богом. В Духовном Мире нет таких эмоций как: страх, чувство вины, скорбь, раскаяние… Можно догадаться кто за этим стоит… Сатана.

— Приходите на Мессу сегодня в 18.30, — сказала добрая женщина, когда закончила петь.

— Обязательно, —  улыбнулась я.





Фото автора: Дева Мария на старинном рояле.
Песня "Маточка Божая" записана в оригинале на белорусском языке.
Минск, апрель, 2016.