Королев и Гагарин

Ольга Ильинична Горшенкова
подробнее в книге автора "Никита Хрущев и Леонид Брежнев. Феномен власти"
«Поехали!!!» Этот уверенный  возглас первого космонавта окончательно и бесповоротно поставил точку в упорном и длительном соревновании двух мировых держав в освоении космоса.
Ликвидацию американского отставания в космосе даже заложил в свою предвыборную программу Джон Кеннеди. Еще 18 декабря 1958 года американцы вывели на орбиту спутник, который транслировал рождественское послание президента Эйзенхауэра народам мира. Начиная с 1949 года, США запускали в космос макак по имени Альберт. Первые четыре макаки разбились при ударе оземь. У пятого Альберта не раскрылся парашют. Следующая макака скончалась через два часа после приземления.
Никита Хрущев мечтал утереть нос американцам. После полета собаки Лайки к 40-летию  революции Хрущев собирался в 1959 году с визитом в США. Наш патриот жаждал во что бы то ни стало отправить в плавание ледокол «Ленин» и запустить ракету к Луне. Ракету «Восток» с автоматической межпланетной станцией «Луна-2» запустили 12 сентября. На следующий день она достигла лунной поверхности. На скорости 12 тысяч километров ракета разбилась о поверхность Луны.
Спустя двое суток Хрущев отправился в США, где его много спрашивали о неудачах в освоении космоса, ведь в самих штатах 24 сентября при запуске взорвалась ракета. Это была шестая неудача программы «Пионер». Но в Советском Союзе «делают ракеты, как сосиски». В том же сентябре 1959 года первым из кремлевских лидеров Хрущев побывал в Кэмп-Дэвиде. С Эйзенхауэром они летели на вертолете Сикорского вдоль реки Потомак. Несмотря на эмбарго, Хрущеву удалось выклянчить два таких вертолета. Оба лидера ругали своих военных, сосущих у них огромные деньги на гонку вооружений.
Королев же 7 октября запустил станцию «Луна-3», которая облетела и сфотографировала обратную сторону Луны. Радостный Хрущев в каждом выступлении авторитетно заявлял, что советские ученые «убедили Луну снять чадру, этот пережиток прошлого, и теперь, открыв советской науке свои «сокровенные тайны», она шагает в ногу со временем.
В США с января 1959 года набирала обороты программа «Меркурий». НАСА искала людей, ростом не выше 156 см и весом 81,63 кг, готовых отправиться в космос. Вернер фон Браун возглавил Центр космических полетов, где ему предстояло создать ракету высокой грузоподъемности Сатурн. Через два года 31 января 1961 года в космос слетал шимпанзе Хэм. Его обучили в обмен на банан дергать рычаги и нажимать на кнопки. Если он ошибался, то получал удар током через электроды на подошвах нижних конечностей. Техника была плохо отлажена, в полете четырехлетнего шимпанзе било током, а банана он ни разу не получил. Взлетев с мыса Канаверал во Флориде, капсула упала в Атлантический океан в 130 милях от расчетной точки. После падения капсула разгерметизировалась и стала тонуть. Хэма нашли полуживым, после полета он прожил еще 17 лет. Теперь на место обезьяны планировали посадить человека.
Радиоэлектронная разведка США даже сумела получать видеоизображения, посылаемые советскими  спутниками на Землю. В августе 1960 года в США любовались на Белку и Стрелку на борту корабля «Восток», затем – на Пчелку и Мушку. Старт первого американца назначили на 24 марта. Впрочем, фон Браун собрал совещание, на котором дата пилотируемого полета была перенесена на 25 апреля.
В СССР тоже не дремали! Хотелось не только догнать, но и перегнать! Никита Хрущев был настолько увлечен идеей космоса, что не давал Королеву ни минуты покоя, хотя тот и сам боялся опоздать и быть вторым в гонке с фон Брауном. В отличие от США, все работы и сам Королев были предельно засекречены. Неудач с запусками также хватало. Сергей Королев ужесточил требования к астронавтам: рост до 170 см, вес до 70 кг. В феврале 1960 года в отряде было 20 человек.
Сергей Королев был почти уверен, что пилотируемый полет назначат к 1 мая 1961 года. Но Хрущев решил иначе: он боялся неудачи, в случае гибели космонавта праздник придется отменить, потому запуск был назначен на период с 10 по 20 апреля. 5 апреля Гагарин попрощался с семьей и вылетел вместе с другими претендентами на Байконур. 9 апреля он узнал, что выбор пал на него. Первым в космос должен был полететь русский, а не украинец Попович, чуваш Николаев, кроме того, Комаров был из городских интеллигентов, Титов – сын сельского учителя. Лишь Гагарин, закончивший ремесленное училище, родом из крестьян лучше всех подходил по анкете.
Из стенограммы радиопереговоров Королева и Гагарина 12 апреля, они оба не сомневаются в успехе, договариваются о планах на вечер.
Королев: Там в укладке тубы – обед, ужин и завтрак. Сегодня прилетишь, сразу все съешь.
Гагарин: Не, главное – КОЛБАСКА есть, чтобы самогон закусывать.
Гагарин ждал старта два часа, все это время насвистывал популярную песню про ландыши. Королев  услышал, решил пошутить в микрофон: «Нашел продолжение «Ландышей, понял?»
«Понял, понял, - засмеялся Гагарин – В камышах?»
«Споем сегодня вечером», - успокоил и пообещал Королев.
У песни было много вариантов, в том числе,  у космонавтов свой фирменный рецепт:
Ты сегодня мне принес
Кошку дохлую за хвост,
И она такая жирная.
Мы засели в камыши,
Чтоб наесться от души
И запеть песню «Ландыши»…
Конечно, во всех мемуарах позже напишут и будут передавать, что Юрий свистел «Родина слышит, Родина знает, что ее сын в облаках пролетает…».
На Восточном побережье США было 5 утра, когда туда пришло сообщение ТАСС о полете Гагарина (СС,2006,№ 12(211). Дежурный репортер решил поинтересоваться, что думают по этому поводу в НАСА. Трубку снял заспанный сотрудник. Выслушав вопрос назойливого репортера, он сказал: «Катись отсюда! Мы спим». Репортер, ничего не прибавив от себя, добросовестно написал: «СОВЕТЫ запустили человека в космос. Пресс-служба НАСА сказала, что США спят».