лотман

Дарья Иванько
У каждого из нас своя жизнь, свой путь и свой выбор. В течение жизни возникают разные вопросы. Кто я? Что мною движет? Почему я вижу мир таким? Чем определяется мой выбор? Поэтому литературовед, культуролог и семиотик Юрий Лотман в текст ставит проблему нравственного выбора в жизни человека.
Раскрывая эту проблему, историк русской культуры обращается к книге Жан-Жака Руссо, в которой французский философ написал: «Я такой, как и все, и я ни на кого не похож», тем самым отметив, что человека не легко понять. Текст Ю. Лотмана наполнен рассуждениями об индивидуальном восприятии мира, о «неких изолированных кругах», в которых обитает человек, сложности выбора и значении Совести во время его принятия.
Позиция автора предельно ясна.  Совесть всегда указывает человеку, как поступить во время того или иного выбора.
Я не согласна с мнением автора, потому что считаю, что вовсе не совесть, а страх движет людьми при принятии решений. Совесть же предостерегает нас от глупых поступков и заставляет раскаиваться, когда мы их уже совершили.
Рассмотрим такие факты. Дети редко берут вещи родителей, потому что боятся быть наказанными. Люди с опаской качают нелицензионную программу, потому что боятся быть наказанными.  Не задумывались ли вы о том, что человек не крадет и не убивает, потому что также боится прежде всего быть наказанным и только потом к нему может прийти угрызение совести? Рав. Мальбим объясняет источник возникновения совести так: для того чтобы помочь человеку выбрать добро, Творец вложил в душу человека нравственное чувство, называемое «совесть»; оно мучает человека, когда тот идёт дурным путём, и хранит от греха.
Совесть начинает свою работу, главным образом, после того, как действие уже совершено. Для доказательства этого обратимся к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Родиона Раскольникова начинают терзать муки совести только после осознания им неверности его теории. Отказываясь быть «тварью дрожащей», герой наказал, по его мнению, зло. Но после того, как в нем проснулось чувство совести, Родион понял, что убив старуху, убил себя.
Таким образом, главенствующим фактором и первопричиной во время принятия сложного решения является страх и только потом совесть, но и она живет не в каждом.