Крик души 30. На гражданке

Эльвира Рокосова
               
    Не обманул военком. В один из дней, после очередного неудачного похода в поиске работы, я вернулась на съемную квартиру. Не успела раздеться,когда  услышала, как позвала хозяйка. Я вышла к ней навстречу, она уже стояла возле нашей двери и как-то недоверчиво смотрела на меня, затем проговорила:
- Гляди-ка, какой-то военный тебя спрашивает.
- Кто? Какой военный?
- Да вон, он уже сам идет к тебе.
    Я увидела, как к нашему жилью подходил рослый полковник. В подошедшем я  узнала военкома.
- А ну-ка, посмотрим, как живут тут наши военные моряки? Как тут они устроились, не нуждаются ли они в чем-либо?
Я прекрасно поняла, все эти слова были сказаны для ушей нашей любопытной старушки. Видимо, она что-то ему уже успела сказать.
- Проходите в нашу «каюту», товарищ полковник.
А сама стала наблюдать за бабой Машей, которая внимательно слушала наш разговор.
- Я собственно заехал, чтобы вместе проехать на одно предприятие.
- Вам удалось решить мой вопрос?
- Да. Можно сказать так. Ко мне обратился с одной деликатной просьбой директор того предприятия, куда мы сейчас и поедем. Поскольку вы, только что после службы и мы - военкомат, в какой-то степени тоже несем ответственность. 

    Я быстро переоделась и через минуту машина уже мчала нас по дороге, навстречу будущей работы. Как ни странно, но директор этого предприятия был очень любезен. При военкоме он буквально рассыпался, хотя всего пару часов назад отказал в моей просьбе, сославшись:
- Нет вакантных мест.
Меня провели по всем залам машиносчетной станции, рассказывая, объясняя, что за аппаратура тут находится и какую операцию она выполняет и так далее. И тут же предложили:
- Вам лучше будет в электронном зале, там тише, счетные машинки не гудят.
- Я благодарна, Николай Иванович, за вашу заботу обо мне.
- Да что вы, Эленька, это наша обязанность.
- И все-таки, спасибо вам большое. И вам, Леонид Аркадьевич.
- Извините, можно я просто Элей буду звать?
- Конечно, конечно, Леонид Аркадьевич.
- Завтра же, Эленька, уже можете приступить к работе.
- Спасибо, завтра в восемь часов буду на месте. 
- Приятно иметь дело с умными людьми, - заискивающим голосом проговорил он.    
"Еще бы, - подумала я, - хотя пару часов назад ты слышать ничего не хотел".
- Ну, пойдемте, пойдемте. Надо же знать, куда вы завтра придете работать, да и с сотрудниками надо познакомиться.   
- С удовольствием, - ответила я и проследовала за ними, про себя подумала: - "иду, словно, под почетной охраной",- и стало смешно от своих же мыслей.

     В цехе стояла ровная тишина, слышался только цокот ноготков женских пальчиков по клавишам ЭВМ. Шла обычная работа бухгалтеров - операторов. 
     При нашем появлении все, как один подняли на нас свои головы, молча, переглянулись в ожидании, что и какую новость принес директор. 
- Вот, прошу любить и жаловать. Это, Эленька, бывшая военная морячка. Отныне будет трудиться с вами бок о бок. Прошу вас быть снисходительнее к ней и обучать всем премудростям нашей работы, - сказал он.
 Наступила небольшая пауза, но буквально через пару секунд, из глубины цеха, словно, нежные колокольчики, прозвучал голос:   
- Конечно, конечно.
К нам подошла очень миловидная женщина, с правильными чертами лица.
- Мы сейчас же определимся, за какой столик её посадим. Чтобы уже завтра она могла приступить к своим обязанностям.
И, поговорив еще несколько минут, распрощалась со мной.
- Вот и хорошо, - сказал Леонид Аркадьевич и я, всё в том же сопровождении вышла из здания.
- Ну-с, Эленька, - с нарочито длинным звуком «с» проговорил военком, вот все и уладилось, а вы переживали.
- Спасибо вам огромное, Николай Иванович, - сказала я.
- Ну, ну. Не стоит благодарностей.
- Без вас я бы не справилась. До свидания.
- Всего доброго, вам, Эленька, если будет нужна какая помощь, заходите.
- Непременно, Николай Иванович, – и я зашагала домой. А военком и директор еще долго стояли на улице и решали свои вопросы.

    На следующее утро, наскоро позавтракав, побежала на свою, уже гражданскую работу. Все девчата были на своих местах, и похоже, живо обсуждали вчерашнюю новость - прибытие к ним военной морячки. С моим появлением в дверях, все сразу замолчали и каждая занялась своим делом. Словно, и разговора-то никакого не было.    
- Ну, давайте знакомиться, Эленька, с коллективом, - подошла ко мне вчерашняя дама - Любовь Лазаревна. Как впоследствии оказалось, она была женой директора и заодно, мастером этого счетно-вычислительного цеха.
- Давайте, - согласилась я.
- Это Люба, это Валя, это Рая, - подводя к каждой, стала меня представлять.   
- Очень приятно, очень приятно, - повторяла я как попугай. Как в том фильме «Иван Васильевич меняет профессию - очень приятно - Царь". Даже самой было смешно. Но старалась держать марку.
"Ты должна быть в меру серьезной", - одернула себя. 
- Ну, а о себе расскажите что-нибудь, - попросили девчата.
- Ну, а что рассказать вам, - вопросом на вопрос спросила я.
- А мы тут вам женихов подыщем, - сказала одна из них, которая назвалась Любой.
- Нет. Мне женихи не нужны. Я уже замужем.
- О, она замужем!
- Ну, давайте теперь за работу, девчата, - сказала мастер, и подвела меня к пустому пока еще столику, указала мне и сама тут же подсела, подвинув стул ближе ко мне, таким образом, беря шефство надо мной.
    Так началась моя гражданкая жизнь после службы на флоте. Аппаратуру, к удивлению всех девчат и мастера, я освоила быстро. Мои пальцы работали четко, слаженно, клавиатуру изучила моментально, для меня это не составляло особого труда. Не зря в Риге бегала по вечерам учиться. Все это пригодилось сейчас.


     Время от времени к нам, в центр приводили на экскурсию студентов местного техникума, где учился и мой Виктор. Рассказывали, показывали им наш и другие цеха. Так сказать, это был научно-познавательный поход для них. Ведь многие были из дальних деревень, колхозов. Электроника тогда была на грани фантастики.
 
    Как-то пришел домой муж и стал весело рассказывать, как парень из параллельной группы подошел к нему и стал просить его:
- Слушай, познакомь меня с той девчонкой, с которой вчера тебя видел в кино.
- С какой?
- Да вот такая маленькая, с пышными вьющимися волосами.
- Такая маленькая брюнеточка?
- Да, да, с ней, - не терпящим отказа голосом повторил тот.
- Э-э-э, браток, ничем не могу помочь.
- Почему?
- Да потому, что это моя жена!
- Извини, - через секунду с удивлением промямлил он. - А я думал, что она просто твоя знакомая.

     К тому времени мы уже официально были женаты. Неужели он не разглядел обручального кольца на моем безымянном пальце? Значит, не увидел. А  Виктор от удовольствия лишь потирал свои руки. Ему, похоже, нравилось, когда другие ребята заглядывались на меня. Он как-то даже сказал:
- Мне нравится, когда моя жена нравится другим. Значит, она хороша собой.

     Однажды вернулся домой слегка озадаченный.
- Что случилось, почему ты какой-то странный сегодня?
Он улыбнулся и сказал просто:
- Я не думал, что моя жена настолько сильно нравится другим.
- Да что случилось, ты можешь мне внятно сказать?
- Представляешь, - начал он, - стоим после занятий с ребятами, пьем пиво и тут один чувак подходит, берет меня за грудки, и угрожающе говорит:
- Если я еще раз увижу тебя возле той девушки, тебе несдобровать.
- Возле какой?
- Возле которой ты так часто крутишься.
- Это возле брюнеточки, что работает в вычислительном центре?
- Да.
- Браток, так это же моя жена!
- Извини, браток, я думал, что ты просто клинья вбиваешь.
- А ты не спросил его, откуда он меня знает?
- Спросил, конечно, он сказал, что видел тебя, когда их водили на экскурсию и тогда сразу и решил приударить за тобой. Ведь парень-то он холостой, думал, а вдруг получится, можно будет и жениться. А тут, - сказал он, - ты крутишься возле нее.   
- И как ты смотришь теперь на это?
- А мне все равно приятно, что моя жена нравится другим. Но без намордника тебя нельзя выпускать, - на шутливой нотке закончил он.

    Промучившись месяц на этой квартире, стали подыскивать другую. Уж слишком она мала и неуютная, темная, холодная. Негде даже поставить обеденный стол и стулья.
    Однажды, вернувшись домой после занятий, муж сказал:
- Давай, собирайся, сходим, посмотрим другую квартиру. Правда, она далековато от центра, но зато рядом с моим однокурсником, на одной улице, буквально через дорогу от него будем жить.
- Хорошо. Я уже готова.
    Домик нам очень понравился. Действительно, он стоял на окраине поселка. Но двор был отдельный: были хозяйственные постройки, дорожки во дворе были асфальтированы, вокруг цветы. А самое главное, мы будем жить без хозяев.
В коридоре дома находились две двери, одна в дом, другая - в подвал, куда можем перенести наши продуктовые запасы.
- Да тут и самим можно жить. Я согласна!
- Значит завтра же, сразу после занятий и переедем, - дружно, в два голоса сказали мы хозяйке.
- Хорошо, переезжайте, - сказал хозяин. - Я подойду к тому времени и отдам вам ключи от дома.
Мы сразу обговорили цену, какую нам предстоит платить и довольные и счастливые, вернулись домой собирать вещи. Заметив нашу суету, хозяйка сразу прибежала к нам, не дай Бог, обманем и не заплатим.
- Что, переезжаете? - спросила она.
- Да. Нашли лучший вариант. Но вы не переживайте, мы сегодня же расплатимся с вами. Я сейчас подойду с расчетом.
- Да уж не обманите, - строго сказала она и недоверчиво, оценивающе поглядев на наши не богатые пожитки, вышла из хибары.
   В эту ночь мы почти не спали, все говорили, говорили, строили свои планы. Уже мысленно расставляли наши вещи в новой квартире.

    Чуть ли не половина группы студентов пришли помочь перевести наши вещи. А будущий сосед Геннадий, приехал на своей "копеечке". Вроде и вещей немного, но что-то все равно набралось. Ему пришлось сделать пару рейсов. И вот, наконец-то, мы были на месте. Хозяйка представилась тетей Любой, а её супруг - дядей Сашей. Очень приятная семейная пара.
    Во дворе в своей конуре жила собака. И мы с ней, действительно, очень скоро подружились.А на чердаке находились настоящие, декоративные голуби, ими занимался сам хозяин. Он почти каждый день бывал во дворе, в сараях постоянно что-то делал, мастерил, или просто отдыхал.
   Однажды, ранним утром я вошла в мастерскую дяди Саши, чтобы разжечь керогаз и быстренько приготовить завтрак. Внезапно мой взгляд выхватил такую картину: из-под огромного ящика, который я приспособила под импровизированный стол, виднелась человеческая челюсть! От только что увиденного, я даже вскрикнула. И, забыв, зачем пришла сюда, выскочила.
Но на следующий же день прибежала сама тетя Люба и стала меня расспрашивать:
- Эля, ты тут ничего необычного не находила? А то дядя Саша, по пьянке, потерял свою челюсть.
- Находила, в мастерской, под большим сундуком лежала.
Даже не дослушав, хозяйка буквально выбежала из квартиры искать пропажу.
 
    На следующий день, еле дождавшись моего прихода с работы, Виктор весело и радостно сообщил мне:
- Эль, сегодня нас приглашают к себе Геннадий со своей супругой Татьяной, надо же уже и с Татьяной тебе познакомиться.
- А какие проблемы, пойдем, конечно.
- Правда? А я думал, что тебе не понравится мое решение.
- А почему ты так думал?
- Да сомневался, вдруг тебе это не понравится.
- Твои друзья - это мои друзья. И я ничего против них не имею.
- Умница. Значит, сейчас же идем в гости.
- Идем. Я сейчас быстренько приведу себя в порядок.
- Да ты у меня всегда в порядке.
- Но все равно я должна быть всегда и при любых ситуациях выглядеть на все сто.

    К моменту нашего прихода, хозяева уже накрыли стол и поджидали только нас. Мне стало немного неловко, столько внимания уделялось нам.
- Не стесняйтесь, проходите, только вас и ждем,- сказал Геннадий.- Сейчас будем знакомиться. 
- Татьяна, - сказала стройная, красивая блондинка, я жена Геннадия.
- А я Эля, жена Виктора.
И разом рассмеялись.
- Вот и хорошо, давайте все за стол. 
Они жили на одном дворе с родителями. У них была маленькая дочь, вся такая же беленькая, как сама Татьяна, хорошенькая, похожая на маму.
Уходя я спросила:
 - А можно, я к вам изредка буду приходить? Вдруг какой у меня возникнет вопрос.
- Конечно, конечно, Эленька, даже не спрашивай, переходя сразу на «ты», - радушно сказала она.
- Спасибо.
     Очень кстати оказались они нашими соседями. Кроме них в этом поселке я никого не знала, не считая тех, с кем с недавних пор работала. Но все наши сотрудницы жили далеко от нас. Время от времени я прибегала к новым друзьям за тем или иным рецептом, советом. Она стала моим незаменимым советчиком. Но и я была не только поглотителем чужих рецептов, но и сама с удовольствием делилась тем, что было ново для них.

    У моего же мужа было много знакомых, в основном это были сокурсники. Он не скучал, часто после занятий задерживался со своими друзьями «пивка попить». Я возвращалась с работы после пяти часов вечера, а его еще не было. Мне было одиноко в пустом доме. Но придя с работы, я спешила растопить печь, чтобы нагреть наш уютный домик, приготовить ужин, чтобы к приходу любимого на столе стоял горячий и вкусный ужин, и теплая постель. Но Виктор зачастую приходил «уже накушавшись», еда его уже не интересовала. Поначалу я не обращала внимания на его частые задержки с занятий.
"Ну, с друзьями же", - думала я. Затем всё это стало входить в его привычки. Всякие мои уговоры на него не действовали.
- Да, Эленька, все так живут, - поговаривал он на мои замечания.
- А мне не хочется так, как все.
На это он только улыбался и отмалчивался.
Так проходили дни, месяцы. Зиму мы пережили благополучно. Скоро, очень скоро заявит о себе весна, мое любимое время года. А пока что еще было холодно на улице, кругом грязь непролазная.
В один из таких дней ко мне пришла Татьяна. 
- Ой, как вкусно пахнет у тебя, - воскликнула она еще с порога.
- Нравится?
- Да, пахнет на всю улицу. А что ты такое вкусное готовишь?
- Да тут одного бомжа в духовку сунула.
- Кого, кого? Да ладно тебе шутить, лучше признайся.
- Это утка, - сказала я.
Татьяна посмотрела на меня недоверчиво.
- Какая ещё утка?
- Как какая? Домашняя, с двумя лапками, крылышками, и красивым утиным клювом. Да с чесноком, с зеленью, приправами.
- Ну-ка, ну-ка, дай рецепт.
- Пожалуйста. Мне ничего не жалко для хорошего человека.
- Ох, и вкусно пахнет, - не унималась она.
- Ну что ты, вкусно, да вкусно, сейчас покушаем, убедишься на деле.
- А можно?
- А почему бы нельзя.
- Твой-то еще не приходил после занятий?
- Ну и что. И ему хватит.
Я достала пышущую жаром утку из духовки. Аромат еще больше усилился, вызывая аппетит и ощущение нестерпимого голода, желания побыстрее оторвать от уточки лакомый кусочек с золотистой жареной корочкой и похрустеть в свое удовольствие. Мы так и сделали.
- Вот это бомба! Вот это вкус! - воскликнула наконец моя гостья.
- Нравится?
- Это ни то слово. Прошу рецепт, притом немедленно, - шутливо тоном потребовала она, даже не вынимая лакомую косточку изо рта, держа её только краем губ, словно сигару.
- Запросто, - сказала я и рассказала, как всё просто готовится.
- Сегодня же приготовлю такую же утку, удивлю своих домашних.
- Не забудь последовательность в приготовлении.
- Не забуду, не забуду, - уже выбегая от нас, крикнула Татьяна.
- Каждая мелочь в этом рецепте играет свою решающую вкусовую роль, - сказала ей в след. 

    Все чаще мой муж стал задерживаться после занятий. На мой вопрос,
 почему вновь задержался, он придумывал всё новые причины, доводы. Хотя мы часто с ним ходили и в кинотеатры на демонстрацию того или иного фильма, или собирались с его однокурсниками то у нас, то у них на съемных квартирах, отмечали какие-то семейные праздники, не сидели отшельниками дома. Я прекрасно понимала и то, что трудно ему отвыкнуть от холостяцкой жизни и стать сугубо семейным человеком. И уздечку на его шее не старалась сразу резко и сильно затягивать. Но она, видимо, уже давно на нем ослабла, ещё задолго до нашей семейной жизни. Он, горячо любимый, неповторимый и единственный сыночек у мамочки, а для отца - его продолжение. И для его сестры - самый лучший в мире брат. 
Мои размышления прервал громкий, прерывистый и в то же время требовательный стук в дверь:
- Эль, ты дома?
- Дома, - ответила, услышав знакомый голос.
На пороге стоял однокурсник моего мужа Саша Тихий, красивый, рослый, со слегка с вьющимися темными волосами, внешне чем-то похожий на французского актера Алена Делона.
- Я дома, а вот вы где-то ходите. Кстати, где он, во дворе остался?
- Нет, я один.
- А где же Виктор?
- Да должен уже подойти.
- Так он должен подойти или как? А ты почему один?
- Да решил вот вас проведать. Скучно одному на съемной квартире. Давай чем-нибудь тебе помогу.
- Чем же ты мне поможешь. Я уже все дела переделала. А вот пока будем ждать, могу предложить чайку попить.
- А я тебе воды принесу из колонки, - схватив ведро, он выскочил из комнаты во двор.
- Хорошо. Сию же минуту ставлю чайник на плитку, и пока он закипит, возможно, и Виктор придет.
Я почти угадала, мой чайник не успел даже закипеть, как пришел мой муж.
- Вот видишь, я же говорил, что очень скоро придет, - словно, извиняясь за него, бормоча на ходу, с полным ведром воды, вошел вместе с ним Саша.
- Молодец, что не ошибся. И давайте к столу, пора ужинать.
Просидев с нами до вечера, он ушел.
- И чего приходил к нам? - спросил мой муж, как только закрылась дверь за Сашей.
- А ты бы у него и спросил.
- И спрошу. Завтра, - добавил он, устраиваясь в кресле возле телевизора.
Но прошло всего пару недель, как он вновь появился у нашего порога, и вновь в отсутствии Виктора.
- Эль, давай тебе помогу по хозяйству.
Вряд ли моей половине это нравилось. Но через некоторое время, его хождения к нам прекратились.
- Что-то давно не видно Саши Тихого?
- Может где-то загулял.
- А что, разве он на занятия не ходит?
- Ходит. Жив и здоров.
- Ну и хорошо, - сказала я, сама не совсем понимая, что хорошо. Хорошо, что к нам не ходит, или хорошо, что жив, здоров. На этом наш разговор про Сашу закончился и больше мы о нем, почему-то ни разу не вспоминали. 
     Но позже Виктор как-то проговорился, что он поговорил с ним, чтобы тот прекратил свои хождения в его отсутствии.
- Понятно. Вот и прекрасно, чтобы не было никаких недоразумений.
В один из весенних дней ко мне подошла мастер цеха и спросила:
- Когда тебе рожать?
- Еще не скоро.
- А конкретнее?
- Если конкретнее, то в начале августа, - улыбнулась я. 
- Как мастер цеха, я обязана это знать.
- Тут секретов никаких нет. Как уж получится. По подсчетам врачей, мне рожать в начале августа, - повторилась я.
- Да не переживай ты так, Эля, - подхватили девчата, - все у тебя должно быть хорошо.
- Вроде бы и не переживаю, Любовь Лазаревна вот интересуется.
- А-а-а, понятно.
- А кого ждем? - продолжила разговор, вошедшая Валентина.
- Да уж кого Бог пошлет, мне все равно.
- Муж-то, наверное, сына ждет, - не унимались девчата.
- Может быть, но мне он никаких условий не ставит.
- Вот это хорошо, - сказала Валентина.
Но тут к нам в цех вошел сам директор центра и все разом замолчали.
- Внимание,все внимание сюда, ко мне.
Все и так уже сосредоточились только на нём.
- Сегодня, буквально через полчаса сюда прибудут телевизионщики.
- И что? - нетерпеливо задала вопрос одна из передовиков.
- А то, что вам нужно будет сидеть на своих рабочих местах и молча работать, словно никаких видеокамер перед вами нет. Работайте также четко, слаженно и по возможности старайтесь не разговаривать.
- Мы всегда готовы, - шутливо отрапортовала Раиса.
- Ждите телевизионщиков!
(продолжение в рассказе 31"Домой на каникулы")