Н. Гришин и Православие

Марков Геннадий
          Н.И.Гришин: астроном, ставший священником

                «Православная жизнь» - январь 2011 года

(...)На свете смерти нет.
Бессмертны все. Бессмертно все.
Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только я и свет.
     (А.Тарковский «Жизнь, жизнь»)

         Многие даугавпилчане помнят о.Николая (Николая Ивановича Гришина), отдавшего служению в даугавпилсских православных храмах более десяти лет своей жизни  (1979-1990). Это была яркая личность. Не случайно в круг гришинских друзей входили значимые деятели культуры. Например, А.П.Огнивцев – известный певец, солист Большого театра, народный артист СССР или поэт Арсений Тарковский - отец легендарного кинорежиссера. 
Н.И.Гришин родился 2 апреля 1925 года в московской православной семье. (С 1927 года семья Гришиных жила уже в подмосковных Химках.)   В мае 1925 года младененц Николай был крещен в соборе Святого Богоявления (Елоховский собор). Его отец – Иван Иванович Гришин (1892-1967), железнодорожный служащий. Мать – Евдокия Даниловна Гришина (1892-1974) оказала огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впрочем, как и дядя – Сергей Данилович Демешкин – философ-самородок, создавший «Правила жизни», которым его племянник всегда следовал: «Никогда ни с чем не спеши. Никогда не ленись. Приобретай сам нужное себе. Избегай злых людей. Не обещай никому ничего. Не скупись и не расточай зря. Праздно время не проводи. Слова береги, говори только доброе. Береги свое здоровье – это дар Божий. (...) Избегай ссор, живи мирно. Не распутничай. Избегай долгов. Не отказывай бедному. Живи на свой доход от труда твоего. Не завидуй на чужое. Лишнее отдай бедному».
           С 1943 по 1945 год Николай Гришин воевал в танковых войсках. Был трижды ранен, награжден орденом Красной Звезды и медалями, а среднюю школу закончил уже после войны.
            Астрономией Николай Иванович увлекся еще будучи подростком, и в четырнадцатилетнем возрасте даже стал членом Всесоюзного Астрономо-Геодезического общества. С 1947 года он начал работать лаборантом на кафедре астрофизики в Государственном Астрономическом институте им. П.К.Штернберга. Именно в это время появляются первые научные публикации Гришина. Около тридцати лет Н.И.Гришин  активно занимался астрономическими исследованиями. Стал кандидатом наук, признанным  исследователем так называемых «серебристых облаков», которые образовываются в атмосфере на высоте 82 метров. Они появляются редко, только летом и в узком поясе широт,  и астрономы наблюдают за ними через полчаса-час после захода Солнца за горизонт.  В 1969 году вышла гришинская монография о серебристых облаках, написанная в соавторстве с В.А.Бронштэном. Книга была переведена на английский язык, и многие ученые-астрономы ссылались и ссылаются на нее в своих научных трудах. Интерес к серебристым облакам сохранился у Николая Ивановича на всю жизнь. И.В.Трофимов в своей статье «Серебристые облака», посвященной памяти Н.И.Гришина, отметил: «Говорят, что Николай Иванович искренне разделял мнение, что серебристые облака – знак присутствия в мире материальном душ умерших. Обозначаясь в сумеречные часы, они позволяют еще живым обратиться своими мыслями к предкам. Сосредоточенные на высоте 82 км, они ждут своего часа воскрешения».
          В 1977 году Н.И.Гришин неожиданно для многих уходит из науки, сделав судьбоносный духовный выбор. Его ученик – известный астроном В.А.Ромейко вспоминал: «Когда он ушел из науки, для многих из нас, его знавших, это было полной неожиданностью. Как объясняли? В голову приходило военное прошлое Николая Ивановича, обет, данный в те годы. Говорили об искуплении какого-то греха (...). Но никто не осуждал. Связывали еще этот переход к церкви с участившимися поездками на Русский Север, в Псково-Печерский монастырь, где он подолгу «гостил» у старца Иоанна Крестьянкина». Жизненный выбор Н.И.Гришина был глубоко продуман и логичен. Сказались православные семейные традиции. Как и долгие разговоры со священником, служившим в церкви старинной подмосковной усадьбы Мцыри, когда-то принадлежавшей бабушке Лермонтова. Обратимся к гришинской автобиографии: «Примерно с 1950 года я начал активное изучение практики церковной службы и догматики православного исповедания. В течение более 20 лет участвовал в клиросном чтении и пении, а также помогал в алтаре служащему священнику. В этот период обстоятельно изучал творения св. Отцов Православной церкви по Добротолюбию, по собраниям сочинений Иоанна Златоуста, Василия Великого и других отцов Церкви».
          Н.И.Гришин был рукоположен в сан священника (иерея) в Рижском кафедральном соборе Св.Троицы Высокопреосвященнейшим Леонидом – Архиепископом Рижским и Латвийским 31 марта 1979 года.  Уже с апреля этого же года о.Николай становится священником собора Святых мучеников Бориса и Глеба в Даугавпилсе, а с 1985 года – настоятелем собора и благочинным Даугавпилсского округа. Летом 1988 года на Н.И Гришина возлагаются обязанности настоятеля церкви св. Петра и Павла на Старом Форштадте. Н.И. Гришин был великолепным оратором. Его проповеди и выступления запомнились многим даугавпилчанам надолго. Так, профессору Даугавпилсского Университета И.В.Трофимову особенно запомнилась речь о.Николая, услышанная в конце 1989 года: «Признаюсь, выступление о.Николая меня поразило. Мощный голос, безукоризненная дикция, умные и доброжелательные глаза и, наконец, естественность и свобода высказывания. А говорил он о вещах, которые для филолога близки своей нескончаемой актуальностью. Он говорил, почему нельзя переводить богослужение в Православной церкви с церковнославянского на современный русский. Несколько примеров убедительнейше показали, что теряет богослужебный текст в современном адаптированном изложении».
           С 3 марта 1990 года о.Николай становится настоятелем валмиерской церкви преподобного Сергия Радонежского. В начале 1990-ых гг. Н.И.Гришин направил прошение Преосвященному Льву, Епископу Новгородскому и Старо-Русскому: «Чувствую благодарную потребность послужить Святой Церкви Христовой в г.Старая Русса, поскольку вблизи этого города в августе 1943 г. был спасен милостью Божией во время моего участия в военных действиях в составе Красной Армии и ограничился только милосердным ранением». По воле Божьей о.Николай оказался в подмосковной Кашире, где с конца 1993 года исполнял послушание благочинного Каширского округа и настоятеля Успенского собора. Прихожанка собора Т.Г.Сарманова вспоминала: «Какой-то удивительный дар имел о.Николай снимать с души тяжесть. Вокруг него собирались старики и старушки, тянулись к нему и молодые. Для каждого у него находилось слово. (...) И проповеди доступные. Возвышенно так говорят: окормлял. И действительно окормлял. К нему шли люди со всеми своими невзгодами». В канун 1998 года о.Николай был приглашен на освящение дома, и в результате он сильно простудился: машина застряла в снегах. О.Николай скончался спустя несколько дней – 2 января 1998 года. Похоронен он за  оградой Успенского собора. В каширском краеведческом музее Н.И.Гришину посвящена большая экспозиция, информирующая о священнической и научной деятельности этого незаурядного человека.