А. Мень и Православие

Марков Геннадий
         Александр Мень: «…Все равно сила Божия победит.»

                Сентябрь 2010 года

Двадцать лет назад, 9 сентября 1990 года, был жестоко убит отец Александр Мень – православный священник, выдающийся духовный писатель и исследователь, яркая, хотя и неоднозначная личность. Не случайно после трагической гибели Меня глава Православной Церкви не преминул напомнить в своем соболезновании, что покойный «иногда высказывал суждения, которые без специального рассмотрения нельзя охарактеризовать как безусловно разделяемые всей Полнотой Церкви.» Безусловно, А.Мень был увлекающимся человеком, взгляды которого иногда противоречили традиционной православной догматике, но без него невозможно представить духовную жизнь советского пространства 1970-ых-1980-ых гг., диссидентскую по своей сути.
   Трагическая гибель священника стала шоком для миллионов людей. Замечательный поэт Андрей Вознесенский, учившийся с А.Менем в одной школе, моментально откликнулся на потрясшее его известие пронзительным стихотворением («А.Мень»):
Кто поднял топор на священника?
Кто шел за ним в раннюю стынь?
И как найти в сердце прощение
тому, что сейчас мы творим?
Кто поднял топор на священника,
тот проклял себя. Аминь. (…)
Это бесчеловечное убийство так и не было раскрыто. К сожалению, жизнь А.Меня была оборвана в самом расцвете духовных и творческих сил, и многие планы выдающегося человека так и остались нереализованными. Вместе с тем творческое наследие Александра Меня достаточно велико. Прежде всего – семитомник «В поисках истины», в котором рассмотрена духовная эволюция человечества, начиная с первых шагов цивилизации. Наиболее известна последняя книга серии – «Сын человеческий», посвященная Иисусу Христу. Семитомник был издан в Брюсселе, в начале 1970-ых гг., под псевдонимом Э.Светлов. А.Мень создал много известных книг: «Словарь по библиологии» (тоже – семитомный), «Как читать Библию», «Православное богослужение: Таинство, Слово и Образ», «Свет миру(Евангелие для детей)»…
 Активно и плодотворно работает Фонд имени Александра Меня, который с 1990-ых гг. начал работу по изданию мемуарных книг, сборников проповедей, лекций А.Меня, его ответов на вопросы верующих. Отчасти благодаря деятельности Фонда личность Александра Меня сегодня известна достаточно широко. Это справедливо, потому что А.Мень сыграл важную роль в популяризации идей православия и христианства как в Советском Союзе, так и за рубежом  в условиях сложного тоталитарного времени.
Кроме того, для многих Александр Мень остается образцом высокоинтеллектуальной личности, глубоко разбиравшейся почти во всех областях знания: в философии, этике, физике, искусстве, биологии… В круг интересов Меня входили и достижения самых различных религиозных и культурных традиций. Например, первобытных и архаических культур, индуизма, буддизма, античности... Интересовали А.Меня и современные проблемы прав и свобод человека. Но все эти категории рассматривались А.Менем, прежде всего, в контексте христианства. В наши дни, например, работы Меня  востребованы в литературоведении и в искусствоведении, так как автор в них глубоко анализировал различные ракурсы связи христианства и культуры.
Тем более удивительно, что А.Мень почти всю свою священническую жизнь служил в деревенских храмах Подмосковья и не был особо известен за пределами своего прихода. Ситуация изменилась лишь в конце 1980-ых гг., незадолго до трагической смерти священника, и лишь в последние двадцать лет масштаб его личности был оценен по-настоящему.
Александр Мень родился и вырос в образованной еврейской семье, но еще в младенчестве был крещен в православную веру. (Благодаря матери – прихожанке подпольной катакомбной церкви.) Впоследствии А.Мень вспоминал: «Мне счастливо удалось миновать (…) полосу поисков, так как я был рожден в православии не только формально, но и по существу. Семья наша издавна считала себя живущей под благословением о. Иоанна Кронштадтского. Мамина бабушка, которая еще нянчила меня, бывала у о. Иоанна, и он исцелил ее от тяжкой болезни. При этом он отметил ее глубокую веру, хотя знал, что она не была христианкой, а исповедовала иудейскую религию… Мать моя с раннего детства прониклась верой во Христа и передала мне ее в те годы, когда вокруг эта вера была гонимой и казалась угасающей.»
В двенадцать лет А.Мень пережил некое религиозное откровение. С этого времени он начал серьезно изучать Библию и труды Отцов Церкви. Но ни в детстве, ни в юности Мень не планировал становиться священником. Ему очень нравилась зоология, и после окончания школы он поступил учиться на охотоведа, но «за веру в церковность» был исключен из института, незадолго до выпускных экзаменов. В результате А.Мень избрал духовную карьеру, и в течение более тридцати лет сочетал традиционную деятельность священника с обширной писательской и научно-исследовательской работой. Основным предметом исследований Меня было Священное Писание. Постепенно Александр Мень стал одним из крупнейших специалистов по языку Библии и важнейшим источникам, связанным с историей христианства. Он верил, что возможна гармония между религией и наукой: «(...) Наука и религия – эти два пути познания реальности – должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине.»
В трудах Александра Меня есть терпимость к иному мнению, внутренняя интеллигентность. Даже если речь идет об оппонентах, Мень пытается максимально сохранить доброжелательность. Например, он отзывается о Рерихах таким образом: «Это были замечательные люди. (...) Но надо сказать, что мировоззрения их я абсолютно не разделяю.» А о Елене Блаватской говорит так: «Я ее ценю как замечательную женщину, талантливую писательницу. У нее есть яркие книги, но мне кажется, что у нее много напутано.»  Думается, что А.Мень даже в мелочах следовал когда-то высказанному им мнению о том, что «ненависть, даже замаскированная под христианство, все равно остается антихристианской.» Александр Мень был открытым  человеком, видящим глубинное совершенство жизни. В статье «Основы христианского мировоззрения», написанной в последние годы жизни, Мень писал, что христианин «...рассматривает все прекрасное, творческое, доброе, как принадлежащее Богу, как сокровенное действие благодати Христовой; считает, что зараженность той или иной сферы грехом не может служить поводом для ее отвержения. Напротив, борьба за утверждение Царства Божия должна вестись в средоточии жизни.»
Многие мысли Александра Меня сохраняют свою актуальность и сегодня. Судите сами (приведу лишь один из потенциального множества примеров): «(...) Мир в его современном состоянии не может порождать в нас легкомысленного и легковесного оптимизма. Поэтому Священное Писание говорит нам, что «мир во зле лежит.» Это слово Божие – «мир во зле лежит», и сопротивляться этому нечего. Это правда. И поэтому я пессимист. Но когда Господь Иисус говорит: «Я победил мир», - вот это основание нашего оптимизма. Мы знаем, что все равно сила Божия победит.»
22 января этого года Александру Меню могло бы исполниться 75 лет...