Н. Лосский и Православие

Марков Геннадий
           Николай Лосский: «Бог как Сущее сверхсовершенство...»

                «Православная жизнь» - декабрь 2010 года


В этом году исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося русского религиозного  философа Николая Онуфриевича Лосского (род. 24.11/06.12.1870). А в начале года исполнилось 45 лет со дня его смерти (ум. 24.01.1965).
Н.О.Лосский – признанный классик русской философии. Известный философ Борис Яковенко, разделивший с Лосским тяготы эмиграции, писал в начале 1930-ых гг.: «Н.О.Лосский является сегодня наиболее значительным представителем русской философии вообще. Он подлинно оригинальный мыслитель, которому – как немногим другим русским философам – удалось приобрести европейскую известность и включиться в общемировой философский труд.» Факты говорят сами за себя: основные произведения Лосского переведены на европейские языки, а в философских словарях и энциклопедиях, изданных на Западе, Лосскому нередко посвящены словарные статьи.
Интересно, что Н.О.Лосский родился и провел детские годы в латгальском пространстве. (Согласно официальным биографическим данным, место рождения философа – деревня Креславка Витебской губернии.) У семьи Лосского – польские корни. Отец – обрусевший поляк, мать была католичкой, а дети выросли православными людьми, считали себя русскими.
 В юности Лосский некоторое время увлекался идеями атеизма и социализма, был изгнан из гимназии за чтение статей Писарева и Михайловского. Романтика дальних странствий увлекла будущего философа даже в Алжир, в ряды Иностранного легиона. Вернувшись в Россию, Лосский сначала закончил гимназический курс, а затем получил два образования в Петербургском университете, пройдя курс обучения как на физико-математическом, так и на историко-филологическом отделении. Был оставлен при кафедре философии, а затем какое-то время проучился в немецких университетах, где преподавание философских дисциплин традиционно велось на высочайшем мировом уровне. Лосский постепенно приобретает известность как ученый, как автор многочисленых публикаций, и в 1916 году становится профессором философии Петербургского университета.
В 1921 году Н.О.Лосский был уволен из университета как «идеалист». В 1922 году из России было выслано около 120 ученых, писателей и общественных деятелей, отказавшихся принять марксистскую идеологию. В их числе был выслан и Лосский. Эмигрантский путь философа был чрезвычайно пестрым и сложным: Прага, Братислава, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, снова – Париж... К счастью, и в эмиграции Н.О.Лосский издает философские труды, занимается преподавательской деятельностью. Например, преподает в Братиславском университете, в Русской духовной академии (Нью-Йорк). В Советском  Союзе о Лосском старались не упоминать вообще, но его зубодробительные высказывания об ущербности марксистско-ленинской философии иногда проникали и через «железный занавес». Например, высказывание философа об антинаучном эклектизме марксизма-ленинизма, попытавшегося соединить материализм с диалектикой идеалиста Гегеля.
В философской литературе Н.О.Лосского чаще называют представителем интуитивизма. Действительно,  в философском творчестве Лосского хватает работ, посвященных категории интуиции: «Обоснование интуитивизма», «Интуитивная философия Бергсона», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»... Перу философа принадлежит знаменитая «История русской философии» - одна из лучших книг подобного рода, широко использующаяся в современном гуманитарном образовании.
Книги Н.О.Лосского могут оказаться полезными и  для любого человека, интересующегося историей и культурой христианства. Интересна работа «Мир как органическое целое», в чем-то продолжающая традиции философии всеединства Владимира Соловьева. Согласно логике Лосского, именно Бог и идея Бога объединяет мир в единое целое: «...В основе мира и при том выше мира есть Бог не как совершенство, а более того – как Сущее сверхсовершенство. Далее, в основе мира и притом в составе самого мира есть Царство Божие, Царство Духа как осуществленный идеал. Существа, наиболее далекие от него, могут надеяться достигнуть его, потому что это Царство есть, и лучи его хоть в малой мере по благости Божией освещают каждого из нас, помогая переносить бедствия и тягости той несовершенной жизни, на которую мы обрекли себя.»
Н.О.Лосский написал чрезвычайно интересную книгу «Достоевский и его христианское миропонимание» - пожалуй, лучшую книгу о Достоевском, когда-либо написанную представителем русской философии. Не менее интересны книги «Бог и мировое зло», «Характер русского народа»...
По Лосскому, беда русских – в недостатке «средней области» культуры. Они максималисты: «или все, или ничего». Поэтому в русском пространстве доминируют крайности: или вершины духовности и святости, или сатанинское зло. Н.О.Лосский считал, что в свое время большевики использовали религиозность русского народа в своих целях: «У русских революционеров, ставших атеистами, вместо христианской религиозности явилось настроение, которое можно назвать формальной религиозностью, именно страстное, фанатическое стремление осуществить своего рода Царство Божие на земле, без Бога, на основе научного знания...»  Русский человек часто, согласно Лосскому, напоминает  «горящий или потухший вулкан». «Потухший» – леность и пассивность в духе Обломова, а «горящий» – экстремистская страсть, фанатическая нетерпимость. Октябрьская революция в России победила именно за счет умелого большевистского управления стихийной вулканической энергией народа. Но Лосский неоднократно высказывал мысль о том, что русские люди, заметив какой-либо свой недостаток и осудив его, начинают с ним энергично бороться и успешно его преодолевают, благодаря силе воли. Поэтому философ был оптимистом, считая что русский народ преодолеет «безбожную и бесчеловечную коммунистическую власть.»
Лосский считал, что все беды, происходящие с конкретным человеком или человечеством – следствие нравственного зла или себялюбия: «Подпав всевозможным видам зла, мы не имеем права обвинять Бога или окружающую нас среду; мы должны винить только самих себя.»
Иногда в серьезных философских трудах Н.О.Лосского появляются теплые исповедальные лирические нотки: оказывается, даже человек глубокого аналитического ума не может сохранять холодную бесстрастность, когда говорит о Господе. Обратимся напоследок к избранным фрагментам классического философского труда Лосского «Бог и мировое зло»:
«Когда душа человека удаляется от Бога, мир для нее тускнеет; стоит ей только шаг сделать в направлении к Богу, и все оживает, наполняется смыслом, поворачивается стороною своего совершенства, своей несказанной красотою»;
«Христианин, любящий Бога и потому обладающий религиозным опытом, твердо знает, что Бог существует, и в такой же мере не нуждается в сложных хитроумных доказательствах его бытия, в какой зрячий человек, любующийся пейзажем, озаренным светом солнца, не нуждается в умозаключениях, что видимый им свет существует. В живом молитвенном общении с Богом он знает, что Бог есть абсолютно совершенное существо, так что нельзя и помыслить, чтобы Он был лишен Всемогущества, Всеблагости и Всеведения. Наличие зла в мире нисколько не колеблет этого знания о бытии и абсолютном совершенстве Бога.»