Как всё начиналось

Светлана Копырюлина
     Середина семидесятых прошлого века. Позади институт, а впереди, как  оказалось  более 30 лет служения медицине.
     В те годы работала система распределения после окончания институтов и медицинских в том числе. Муж офицер , имею право на свободный диплом.
     Но декан, стоя у карты нашего необъятного Советского Союза ( так называлась страна, в которой мы жили), настоятельно рекомендовал взять направление на работу по месту службы мужа. Это я позже поняла, что поставить флажок ( место работы выпускника  на таком расстоянии от Смоленска) это же здорово! Ну, а меня по этому направлению пытались оставить сначала в Чите, затем в Чернышевском районе, там нужны были педиатры. Но мне там не нужно было совсем. Нужно было с мужем, а это ещё 400 км от Читы на юг и 30 км от районного центра в поселок, который назывался Ареда и вот там находился военный городок,где служил муж.
     Главный врач  районной больницы, меряя шагами свой кабинет, и зажимая правой рукой забинтованную левую, (его, как выяснилось, мучил панариций пальца кисти), заявил, что в районе нет педиатров, я должна работать здесь, не в поселке, а жилье и муж это мелочи, жилье дадим и мужа найдем. Детям помогать надо!
     Меня, конечно, такое решение не устраивало. Но прежде хочется вспомнить эту местность в Читинской области. "Где-то на сопках багульник цветёт." очень популярная песня в те годы," да, да именно так и было..  сопки, голые сопки  , сопки – это  высокие холмы, их в этой местности много, они чередуются равнинными площадками,  растительность скудная, поэтому здесь только про багульник можно петь. Военный городок находился на сопке, это было не более десяти пятиэтажных домов, дом офицеров, медсанчасть, почта и баня. А у подножия сопки, или как говорили  в "подушке", на равнинной местности, нашел свой приют совхоз, а точнее поселок со своим сельским врачебным участком. 
    В медсанчасть военного городка меня на работу не взяли, поскольку там педиатр уже работал.
    Не теряя надежды  в поисках работы, летним солнечным днем, а это был август, я отправилась в "подушку", то есть на сельский врачебный участок, для этого нужно было пешком спуститься с сопки. Стоит отдельно описать сельский врачебный участок. Он включал три домика. Два маленьких, один побольше. В одном маленьком находилась амбулатория, где вели приемы врачи, в другом маленьком было родильное отделение, если можно так сказать, и побольше одноэтажное здание  вмещало терапевтическое отделение, в котором три палаты: мужская, женская и детская. Деревьев в округе не было, территория обнесена забором не сплошным и не высоким, и вплотную граничащим с рядом стоящим жилым домом, а вернее с подворьем. Воду носили ведрами, в холодное время года отапливали печками. Но хочу сразу заметить, было очень чисто.
    Так вот меня здесь не ждали, педиатр работал, и все организовано как положено.
    Хорошо, что дорога от сельского врачебного участка до дома шла по безлюдной дорожке, поэтому никто не мог слышать, как я, медленно поднимаясь в гору,   выла на всю округу от безнадежности своего положения, ведь у меня не было работы. "Как жить"- думала я, всё пропало, я без работы! Но не тут то было. На следующий день опять пошла на сельский врачебный участок с просьбой, чтобы меня взяли на работу просто, без зарплаты. Посмотрели на меня и сказали : ну, приходите.
    И я начала работать, как все, со всеми вместе приходила и уходила. Правда, посадили меня на терапевтический прием, принимала местных бабушек, они были не очень требовательны. Интересная деталь, окна кабинета, в котором я вела прием больных, выходили прямо на подворье, как я уже описывала, соседнего дома. И если выдавалась свободная минута, я могла  посмотреть в окно и увидеть бегающих хрюшек, курочек, хозяйство было ладное. Вот я и смотрела иногда на эти экзотические для меня картины. Через 17 дней из жалости, что же совсем без оплаты трудится, решили оформить на 0,5 ставки, ну, куда от нее денешься, ходит и ходит на работу, дня не пропустит.
    Через два  месяца освобождалось место педиатра и вот, она моя, долгожданная работа, хотя надо заметить, что и до этого я принимала активное участие в педиатрической работе по собственной инициативе, ну, а тут уж законно -ставка педиатра,  началось самое интересное.      
    Медицинский персонал сельского врачебного участка помимо работы в отделениях,  курировал все отары в радиусе 50 км, а также еще две фермы или два небольших совхоза. Отара это хозяйство, на котором работали  и русские, и буряты. Они выращивали овец. На отаре жила одна семья, состоящая, как правило, из нескольких поколений. Все дороги в этой местности не имели твердого покрытия,  больница имела одну машину " Уаз" или как мы её называли Ульяна.
    Несколько слов о коллективе. Главный врач чуть постарше меня, терапевт.
 Моим наставником была фельдшер, ей тогда  чуть больше сорока, но мне она казалась женщиной уже в возрасте.  Кто работал в те годы, знает, зачастую, фельдшер, особенно для начинающего врача, был надёжным помощником, у него была большая практика и понимание ответственности. А санитарка, как она ухаживала за больными! Она их мыла, переодевала, она их выхаживала, чего сейчас вообще нет в больницах обычных, в наше время больных выхаживают родственники. А еще ей надо  печки протопить, чтобы тепло было, зимы то холодные в тех краях, и вот все это  делала не спеша, не нервничая, по  доброму.
    В  район приехали на работу специалисты , они мне ровесники, молодые, а вот связь с с районом не всегда была. Скажут: нет света и все, связи нет. Так что самое главное, чему меня научила сельская больница - это самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. 
    Распорядок работы больницы существовал. Начало работы с 9 часов и до 17 или 18, но жизнь, учитывая специфику нашей работы, вносила свои коррективы. Связь с отарами  через водовоза, то есть водовоз, объезжая отары, развозил воду и собирал информацию, а поскольку возвращался он к пяти, шести часам вечера, то информация поступала в это время.  Нередко сообщал о заболевших детях. И домой возвращаться я не могла, надо ехать на отару, осмотреть ребенка и при необходимости госпитализировать, назначать лечение и дальше принимать решение. Я привезла с собой немного книг, можно было почитать, иногда даже писала письма в институт, преподавателям, спрашивала совета и мне приходили ответы.
    А еще у нас были дежурства по больнице. Они заключались в следующем. Дежурили на дому, раза два, три в неделю. Поступал вызов, шофер приезжал домой и вез  по адресу вызова. Если случались вызовы к детям, то чаще приходилось выезжать мне, фельдшера боялись детей. Я тоже боялась не меньше их, но у меня выбора не было, и страх проходил, как только садилась в машину.
   Надо сказать, что работа педиатрической службы была организована не плохо, в основе заложен принцип профилактической работы. Планировались прививки, планировались диспансерные приемы, я выезжала на фельдшерские пункты, а они тогда были, и были необходимы людям, проживающих в этих местностях, фельдшер - самый уважаемый человек, не говоря уж о враче, я выезжала для проведения прививок, детей свозили на фельдшерский пункт со всего поселка,  я осматривала детей, писала заключение, и мед сестра, обученная,  делала прививки. Могу сказать, что медицинская помощь в таком далеком, заброшенном крае была доступна всем и что не мало важно- совершенно бесплатно. Мне приходилось проводить медицинские осмотры в интернатах, где жили и учились дети из семей, родители которых жили на отарах. Все дети имели возможность учиться, на каникулы приезжали домой.
   Климат в этих местах резко континентальный. Летом жарко, зимой солнечно, сильные морозы и много снега. Поездки по отарам планировались каждый месяц. Ездили втроем я, врач, мед сестра и шофер. У меня было привилегированное место на баке с бензином, бак находился в кабине машины, всегда был теплым и зимой это  очень кстати, хороша была шапка ушанка. Выезжали на весь день, осматривала детей, по плану делали прививки, и даже продавали лекарства.
В больнице жили дружно, хоть и работа  не из легких, отмечали дни рождения, праздники, случались новоселья.
   Как-то днем мне пришлось смотреть ребенка, маленького, месяца два, семья жила на станции, далеко от совхоза. Была зима, морозно, в Забайкалье морозы случаются знатные. Больные дети нуждаются в систематическом наблюдении, этот ребенок не нуждался в госпитализации и вот вечером, будучи дома, так стало мне не спокойно, и мы с мужем ( он не врач) пошли на станцию. Было темно, дорога шла вдоль поля, как сейчас помню бескрайнее безлюдье, до станции шли 5 км., мне нужно было осмотреть ребенка, затем обратно столько же.
   Детей старалась в район не отправлять, на что мне фельдшер говорила "Зачем вам лишние хлопоты"-, но тут же мне помогала и "разгребали" мы зачастую сами. Летом нередки  кишечные дисфункции, инфекции,  диареи, сопровождающиеся обезвоживанием. Хирурга у нас не было, не всегда возможно было войти в вену, и мы вводили жидкость подкожно, капельно. Это покажется варварством, но мы спасали детей.
   Не забуду случай с девочкой шести месяцев, я помню ее фамилию Казакова Лариса. Девочку привезли с отары синюю с отеком легкого, как осложнения пневмонии, она погибала, но мы пытались ей помочь в наших условиях, выхода не было, я потеряла сознание раньше девочки.
   Тяжело, ответственно было работать,  находишься на посту фактически постоянно. Были случаи, когда вызывали из кинотеатра, из бани. С годами притупляются чувства, появляется опыт, уверенность. А начинать очень тяжело, тем более, если надеяться совсем не на кого и сильно чувство ответственности. 
   Прошло 2 года, мужа направили служить в другие края, было много всего и разного, но начало своей трудовой жизни я вспоминаю с большой любовью и благодарна людям, кто разделял со мной все трудности работы в те годы.
К сожалению, реформы последнего времени как-то не в унисон с тем, чему меня учили, и с тем, чему я училась сама. Поэтому ищу и нахожу радость жизни вне медицины.

    P.S. Перечитала написанное и подумала, а со мной ли это было, и неужели было. Прошло 40 лет, и всё написанное, кажется фантазией.  Жизнь очень изменилась.