Лун-а-тый конвой

Игорь Англер
"Мой друг поехал сам собой.
С него довольно, с него довольно.
Его не будет бить конвой,
Он - добровольно, он - добровольно."

В. Высоцкий


                *****

* Прим.: "Лун-А" ("Лунская-А) - первая российская морская буровая платформа, которую установили в 2006 году на Лунском месторождении в Охотском море. Описываемые в настоящем рассказе события происходили в 2005 году, когда платформу еще строили иностранные спецы. А на Пильтун-Астохском месторождении работала с 1999 года старая платформа "Моликпак". "Моликпак" была заядлой путешественницей, пробурив дырок, наверное, на миллион километров в Канаде  и вот теперь, после короткой стоянки в Южной Корее,  на Сахалине.

                *****

Глава 1. Две московские сценки в качестве пролога.

- Плотники есть?

- А каменщики?

- Федя? Федя, блин! Ты что, оглох, Пахлаван?!

- Бжи-бжи, прасти, Федя новый имя, не привык исё. Ассалям алейкум!

- Салям! У тебя люди еще остались? Плотников и каменщиков спрашивают!

- Нэт! Лудэй савсэм охир-охир!
 
- А чё так?

- Э-ээ, панимаэш - бисер хуб! Позна, восэм утра! Якурдэ-номэ!

- Чё ваще никого нет?!

- Хез-хез!  Стройка бальшой - бузург бино кардан! Канава капаль - чуй, арык кандан! Бетон мешаль, песок кидаль, кирпич соваль! Всех "Дон-Строй" забраль! Хай-мэ, татцики есть - бале-бале, Татзикистон, да-да.

- Уважаемый, таких людей нет! Только таджики остались.

- А эти что умеют делать?

- Пахлаван? Тьфу, Федя! Охламоны твои чё делать умеют?

- Мусар давай, чурка-гулача, таскай, яма давай, дурак-ахмак, капай. Яма харашо капай, глубоко капай! Так-шиш, бак-шиш! Нацальник, бери татцик, бальшой рахмат!
- По-русски понимают?

- Алифро-калтак-мегуяд! Татцик савсэм не бэ, не мэ.

- Не может быть! А как же они работают тогда?

- Э-ээ! Ту-барои-чий - зачем так говоришь? Пятница на дача давай позна, пробка-масква, приезай - татцик узе работай давай. Супота, давай, на дача рано, масква-пробка-нэт, приезай - татцик снова давай яма капай! Васклесэнье, аттыхай канчай, дамой узе давай, у татцика галава савсэм нэт - яма осень глубако каапай! Саю-шай!

- Виктория Геннадьевна! Плотников и каменщиков нет! А Вы погреб в гараже делать будете?

Это Москва. Ярославское шоссе, примерно 20-й км от МКАД. Дачная биржа труда. Конвой отсиживается в придорожных кустах и шалманах в ожидании рейда ФМС, чтобы, если что, помочь решить вопросы.

                *****

А вот еще одна московская сценка. Тоже нужно рано по утру встать. Примерно 7 часов утра у метро "Щукинская". Работяги покинули бараки, спрятанные за местным рынком, и под конвоем двинулись в сторону новостройки "Алые Паруса". Колонна уже просунула свою узкоглазую голову в проходную, а ее хвост еще болтался где-то в метрах двухстах в районе универсама "Квартал" (ныне "Дикси").

Если бы неизвестному художнику вдруг захотелось написать этот московский, скажем февральский, пейзаж, то ему хватило бы двух, ну максимум, трех цветов. Поскольку у автора потенциального шедевра не ахти как обстоят дела с техникой реализма или гиперреализма, как впрочем и пост-импрессионизма, поэтому он смело абстрагировался от всего такого сложного и непонятного, чему нужно нудно и долго учиться, - талант, ведь, ждать не может, он так и прет, - и начал малевать в известной технике "квадрат"!

Но, поскольку колонна растянулась на пару сотен метров, по ходу художник изобрел новое слово в живописи - "параллелепипед удлиненный". Одновременно он ушел от примитивного одноцветного пессимизма Малевича, добавив сочных, оптимистичных красок в кривую геометрию жизни. Красок у него было аж три: повседневные черная и серая, и радостная коричневая.

Сверху слева направо, а потом в обратную сторону, шла широкая серая полоса, намалеванная, кажется, строительным валиком. Это московское небо. Чуть ниже такая же длинная, от края до края, непрерывная черная полоса, символизирующая, наверное, определенный жизненный этап героев картины. Это шапки и кепки строителей московской красоты. Полоска тонкая - валик прошелся один раз, скажем, справа налево.

Далее рука неизвестного гения с невероятным смыслом покатила валик обратно, предварительно макнув его в коричневую краску. Это - с характерным веселым прищуром - лица гастарбайтеров.  Они полны оптимизма, - тогда рубль еще уверенно держался в коридоре "25-28", -  поэтому художник символично выводит яркой коричневой краской линию счастливых загорелых лиц! 

Без предварительной помывки в растворителе, валик как есть суется опять в банку с черной краской. Кисти из "Набора начинающего художника-гения" скучают не распакованными. Может быть и до них дойдет дело, а пока… А пока во весь холст еще одна широкая, как московские проспекты, черная полоса с грязно-коричневыми подтеками и пятнами. Это ватники - февраль, однако! "Алые Паруса" - высоко, однако! Москва-река - дует, однако. Творцу не понятен оптимизм работяг! Его выбор черно-коричневого цвета предопределен  московской реальностью и скитаниями по столичным галереям под открытым небом и в подземных переходах метро.

Самая важная часть картины - низ, ведь когда-нибудь автор повесит картину в галерее на Тверской так, чтобы нижняя часть находилась на уровне глаз, а громадный комплекс зданий, окрещенных лукавым маркетингом "неосталинками", как бы нависал над зрителем и говорил ему "Масква тэбя нэ лубит".

Далее внизу серая полоса штанов, а еще ниже линия черной краски - это мастер помыл-таки валик в растворителе, чтобы достоверно изобразить сапоги. Совсем внизу по всей длине полотна тянется грязная черно-серая полоса - это наблюдательный зодчий специально не помыл валик, чтобы правдиво изобразить свежевыпавший московский снег.

Ну, вот и готова картина 150 на 100 "Московский конвой"!

- Стиль "параллелепипед удлиненно-полосатый"?
 
- Или полосато-удлиненный?
 
- Кажется.
 
- Шедевр?

- Может быть, но...

- Раму подобрать побогаче?

- М-да, но…

Но столичные "галеристы-гаражисты" не пускают "за-МКАДье" в  свой "Шенген", там только республики ЦУМ и ГУМ!

- Говоришь, любишь Россию?

- А почему тогда не нравится Домодедовский аэропорт?

- А может сначала давай на Сахалинский вернисаж? Через Домодедово…

                ********

Глава 2: Две Южно-сахалинские сценки

- Джон, фак ю!

- Ты, чё, Билл?!

- Держи, блин, вон того шотландца!

- А, говнюк, в бар намылился?!

- По скотчу соскучился?

- Ах, по родине!
 
"Вжик!"

- А по морде небритой?

"Бац!"

Это был хорошо поставленный, с короткого, почти незаметного замаха, удар полицейского резиновой дубинкой! Еще несколько профессиональных пинков и затрещин! Отборный мат-перемат на английском с ирландским акцентом! В ответ обычная "шотландская каша", так что не поймешь то ли говорят, то ли ругаются! Скорее всего, и то, и другое.

За пару-тройку, не считая профилактических тычков, ударов конвой выстроил колонну по идеальному лекалу римского легиона.

Да, кстати, добро пожаловать в международный аэропорт Южно-Сахалинска, на регистрацию рейса Трансаэро UN 104 в Домодедово. Так в 2005 году "Глобал Энерджи Айлендерс"* (Прим.: название компании-оператора придумано автором и любое совпадение случайно!) возвращала на родину очередную партию шотландских крестоносцев после трехмесячной вахты на "Лун-А" - первой российской морской буровой платформе на месторождении Лунское в Охотском море.

Конвойные сержанты, все как на подбор громилы из отставных ирландских полицейских, жестко пресекали любую попытку нарушить "сухой закон". По правилам "Глобал Энерджи Айлендерс" действие "сухого закона" начиналось с момента погрузки еще не успевшей протрезветь вахты на корабль или, в зависимости от погоды,  вертолет и продолжалось вплоть до посадки уже трезвой, как стеклышко, шотландской банды в самолет на Москву.
 
Три месяца полного воздержания от всего хорошего, что есть в жизни: секса и алкоголя!!! Какие еще могут быть хобби у пастухов?

Это они придумали гольф?!

Не может быть!
 
Ну, тогда еще три месяца без гольфа!

Двенадцать недель подряд жесткой круглосуточной (двенадцать часов через двенадцать) вахты на буровой платформе в открытом море! И чтобы шотландцы довезли до дома и семьи все заработанные деньги, а не прогуляли их в прямо здесь, в Южно-Сахалинске, шла такая жесткая посадка на московский рейс.

"Вжик!"

"Бац!"

- Джон, придурок, что ты делаешь! Не бей по рукам!
 
- А чё он, сволочь, опять в бар норовит смыться? Почему по рукам нельзя? Дашь по пальцам, и неделю стакан держать не сможет!

- Идиот, ему через три месяца опять крутить ржавые от соли вентили и хреначить всякие заглушки в разные дырки! Руки нужны для работы! Бей пастухам по голове и под коленки, чтоб не бегали лакать свой вонючий скотч!

"Вжик-вжик!"

"Бац-бац!"

Согласитесь, что отдел кадров глобального оператора знал свое дело, случайно по конкурсу отобрав в конвой исключительно ирландских полицейских! А те, в свою очередь, очень хорошо знали и свое дело, и дело своих подопечных.
   
Ну, вот и долгожданная посадка.

Все, привет "сухому закону"!

Далее ответственность и головная боль, - наливать или нет - авиаперевозчика, то есть "Аэрофлота" или "Трансаэро".

- Ну, бараны, быстро поднялись!

- Бегом по трапу в свою Шотландию!

- Кучнее, овцы, кучнее! Не разбредаемся, вашу мать!

- Что, горцы, разучились бегать по холмам?

- Вы у меня возьмете этот перевал!

"Вжик-вжик!"

" Бац-бац!"

- Ну, всё, Джон, посадили!

- Сорок шесть?

- Сорок два! Плюс четыре водолаза!

- Фак, про этих забыли! Сходи-ка, Билл, в бизнес-зал за норгами. Им тоже пора!

Водолазы - это белая кость и голубая кровь, элита экипажа морской буровой платформы! Все -  только норвежцы, лихие блондины с голубыми глазами, ростом за два метра и руками, как у страусов ноги в месте сразу под хвостом! За святую нефтегазовую глобальную веру бороться нужно только такими сильными руками и только с такими голубыми глазами!
 
В общем, Билл благоразумно оставил дубинку Джону и отправился в бизнес-лаунж с вежливым приглашением проследовать на посадку. Норвежские викинги, приговорив за полчаса весь дневной запас спиртного бизнес-зала, явно скучали. А как иначе, если пивная бутылка 0,33 выпивалась одним глотком вслед за тройным шотом виски!

Зато остальным свидетелям "лун-а-того конвоя" было очень интересно - жизнь на привычном всем русским сто первом километре неожиданно открылась перед ними с новой интернациональной стороны.

Подобрав отвисшие челюсти со стола и быстренько заменив скотч на Bushmills, прочие пассажиры рейса Южно-Сахалинск - Москва благоразумно, чтобы не попасть под прощальные ласковые тычки дубинками, пропустили трезвую колонну родоначальников гольфа вперед и, удостоверившись у стюардесс, что все "ОК", расселись по своим местам, еще не зная, что в там Москве…

А там, в Москве, чуть ли не у трапа всю вахту примет второй конвой, и, минуя duty-free, отправит трезвую - наши авиакомпании уже не дурочки вам какие-то, быстро поняли, что к чему - братию далее рейсом "British Airways" до Глазго.

Там шотландских бродяг и искателей всяких глобальных энергетиков будут поджидать их счастливые дети, жены, друзья и подружки. В Великобритании, как известно, сложились давние, протокольные традиции семейных встреч после долгих разлук, черпающие в истории крестовых походов вдохновение вялых, еле теплящихся, объятий и последующих разгулов по всем окрестным винокурням.


                *****

Мы же, чтобы понять странный феномен шотландской колонны и ее ирландского конвоя, не полетим в Москву, а вернемся в Южно-Сахалинск на три месяца назад.

Время не важно, так как в день прилета в город очередной вахты на месторождение "Лунское" расписание и содержание последующих трех (с пятницы по воскресенье) дней определяется одним историческим феноменом и военным законом, который называется "этот город ваш на три дня"!

Во времена крестовых походов в толпу вояк бросался клич "За гроб господень!", и она с благочестивыми мыслями вычищала очередной библейский городишко и отсылала тогдашним DHL всё святое в английские ломбарды.

У нас, россиян, эта традиция тоже хорошо прижилась под названием "на поток и разорение".

- Казаки! Братки!

- Вы видите, что перед вами?

- Шо?

- Это - Париж!

- И шо?

- Шо-шо, дерёвня! Он ваш на три дня!

- А-айда-аа, станишники-и-и-и!

Грабить в Южно-Сахалинске особо нечего. Это вам не Париж. Но этого безумного уикэнда, повторявшегося каждые три месяца, город ждал, затаив дыхание. Дыхание задерживалось настолько глубоко, что накануне, в четверг, бары и рестораны были абсолютно пусты, несмотря на завоз из Японии свежей сахалинской или камчатской рыбы и морепродуктов. Только несколько командировочных скучали и не понимали причины полного отсутствия к ним интереса со стороны ресторанного обслуживающего персонала и персоналий.
 
А вот и долгожданная пятница.

Бар-ресторан в развлекательном комплексе "777".
 
По сарафанному и мобильному радио сообщили, что рейс Трансаэро "Москва - Южно-Сахалинск" UN 103 благополучно приземлился.  Новая смена на платформу "Лун-А" дисциплинированно пошла паспортный контроль. Багаж и ручную кладь на руки никому не выдали - всё сразу отправили на железнодорожный вокзал для погрузки в фирменный вагон "Глобал Энерджи Айлендерс"  до Ногликов с последующей пересадкой на судно-снабженец или вертолет.

На руки каждому вахтенному выдано по тысяче долларов, но если у кого-то случится перебор, и возникнет проблема с оплатой по счетам, к шотландцам не приставать. Старший конвоя с наличкой будет, как всегда, дежурить в фойе гостиницы "Санта" с 9-00 до 12-00 и с 15-00 до 23-00. На случай, если клиент самостоятельно передвигаться не сможет, во всех отелях, ресторанах, барах и казино оставлен круглосуточный мобильный телефон дежурного по конвою. Впрочем, конвойные и сами прекрасно знали, откуда придется забирать своих подопечных.
 
Теперь понятно, почему город не боялся этого штурма и был готов сдаться уже в среду? И почему мамы совершенно не переживали за… Город этим жил. Он всегда так жил: прилет вахты, потом спячка до следующей вахты или нерестового сезона, когда в начале июня начинался первый ход симы.

И так круглый год: город то сходил с ума, то впадал в оцепенение до следующего "парижского сезона". По многочисленным свидетельствам современников, Париж, кстати, тоже влюбился в казаков, гусар и прочих представителей русского войска, победившего в войне 1812-1814 г. г. По одной легенде граф Воронцов из личных средств погасил 1.5 миллиона тогдашних рублей долгов, которые наделали русские офицеры в Париже.

Трудно поверить, что такое возможно?

Отыщите в "паутине" парижскую серию гравюр Г. Опица и убедитесь сами. Одна под названием "Казаки в Париже в 1814 г." ничего нового вам о нравах казачков не расскажет, но вот любовь парижанок к нашим художник скрыть не смог. Другая же просто умиляет - это казаки играют с парижскими детьми в саду Тюильри. Ну и пусть большую часть гравюры занимают милые, молодые нянечки! Подумаешь.

- Хэллоу! Ай эм Юни!

- Хай! Ай эм Гена!

- Гена, ай эм водолаз фром Норвей! Энд ху из хи?

- Вис из май френд Игорь!

- Гуд ту си ю, Айгор!

- Гуд ту си ю, Юни, ту!

- Вот а ю дуинг хиа?!!!

Два часа дня, но нужно было практически орать соседу на ухо, так как в "Трех Семерках" давно вынесли всех святых и перешли на режим "оккупация"! За соседним с нашим столиком сидела компания норвежских водолазов. Остальные два этажа второго по популярности, после "Мишка-паба", бара были битком забиты шотландскими крестоносцами и женской диаспорой Южного.

Ни костюмы модного итальянского кроя, ни им под стать галстуки, ни даже перспектива московской или питерской прописки никого здесь не интересовали. Главная задача на предстоящие три дня - предоставить сахалинский набор товаров и услуг "All Included 1000" и постараться не умереть под водолазом!
 
Можно было уже звонить в офис и переносить вылет в Москву с понедельника на субботу. Таким, как мы, в эти выходные здесь делать было нечего! Пока секретарь в офисе меняла нам билеты, мы продолжили общаться с Юни, тем более, что больше с нами разговаривать никто и не хотел.

- Юни, телл ми уан финг!!!

- Вот ду ю вонт ту ноу?

- Вай из вис крейзи пати?

- Бикоз фри монфс ноу вумен, ноу водка, ноу нафинг, онли ворк!!! Андерстенд?

- Фри монфс ноу вумен? Донт андерстенд!

- Фри монфс ноу водка! Андерстенд?

- Донт андерстенд! Вай ноу нафинг?

- Бикоз "Моликпак" традишн, Гена!

- Факинг "Моликпак" традишн, Айгор!

Ну, теперь все понятно.

Подтвердили билеты, и завтра валим в Москву. А пока еще можно выпить с норвежцами на посошок. Тост за российско-норвежскую дружбу! Потом тост за норвежско-российскую дружбу! Теперь "Фак Моликпак!" - это чисто норвежский фольклор. Ну, вот и все, пора жать водолазам … руки. Только сейчас, в самом конце вечера, мы заметили, что эти гиганты, запивая водку пивом, держали пол-литровую кружку в обхват, как мы свои стопки. Вот эти… ласты мы и пожали на прощание своими нано-ручками.

- Володенька, постой! Не уходи, москвич, мой милый! Не пожалеешь!

- А-а, водолазов на всех не хватило?

- Любить буду так, что заласкаю!
 
- Где ты, одноклассница, раньше была?

- Когда?

- Когда студентом на каникулы приезжал?!

- Холера ты, столичная, хотя бы посмотри на меня, какая я!

Но наш Вовка Касютин уже скатился кубарем по лестнице к стоянке такси. Он-то, эксперт по НДС, знал про добавленную стоимость все! Мы за ним!

Удивительная страна Сахалин, случайно, как и всё заМКАД-ье, оказавшаяся под московским протекторатом!

                ********

рейсы UN 103-104 Москва - Южно-Сахалинск - Москва
17-21 сентября 2005 года
Пен-клуб "Лит-ра"©
(ударение по настроению)
Из записок бизнес-класса