О начале практики дзадзен

Дмитрий Горелик
Часто те, кто спрашивает о том как медитировать интересуются не медитацией а ощупыванием своих собственных идей.
И если это оказывается не настолько таинственно,трудно и возвышенно как представлялось, то быстро теряют интерес к "просто сидению" полагая, что уже разбираются в этом достаточно чтобы составить об этом "компетентное мнение" с которым они потом и спорят при случае.
Дзадзен не нужен как "сидячая медитация" он абсолютно бесполезен, но в этом и заключается его польза.
В бесполезности.
В неделании ничего, включая само неделание.
Садящийся "медитировать" не медитирует, ему некогда, его ум занят напряжённым ожиданием пользы от этого действия.
Понимаете?
Мы не можем находится здесь если у нас есть идея о пользе.
Идея о пользе это идея о времени порождающая ожидание.
Это не дзадзен.
Это упражнение на выдержку в красивой позе.
Это "искусство Дзен" но к Дзену имеющее очень отдалённое отношение.
Такое же как нарисованное дерево имеет к дереву настоящему.
Дзадзен значит просто сидеть.
Не медитируя,не пытаясь ничего достичь.
Просто тихо сидеть не делая ничего.
Даже не дыша.
Да.
Именно не дыша.
Как?
А так же, как вы это делаете двадцать четыре часа в сутки.
Вы дышите как оно дышится просто наблюдая и следуя за дыханием. Не дыша как на приёме у врача и выдыхая как физкультурник на морозе, а просто следя за дыханием. Это довольно сложно для начинающих-не вмешиваться. Не вмешиваться и есть дзадзен. Он нужен как отправная точка в медитации, как тот момент в котором вы начинаете слышать тишину и себя самого.
Представьте себе цветок в сильный ветер.
Пчеле очень трудно на него сесть. Это наше привычное состояние делания и . Дзадзен это безветрие. Это пчела нашедшая цветок. Когда мы сидим таким образом, бесполезно, ничего не ожидая,дыша и наблюдая своё собственное незнание приходящее с каждым моментом, происходит немыслимое в прямом смысле этого слова. Время исчезает.
Исчезает напряжение которое мы называем "расслаблением".
Остаётся внимание.
Если сидение ваше искренне и не имеет под собой идеи достижения чего-либо, тогда это сидение станет выражением наслаждения моментом. Оно привносит в жизнь аромат тишины, аромат невидимого, в чьём пространстве мы существуем.
Сядьте не надеясь ни на что.
Сидите.
В течение первых нескольких месяцев это будет нелегко.
Когда мы ничего не пихаем в себя оно начинает вываливаться назад. А так как мы наблюдаем то и дверцы придержать некому. Не очень приятно наблюдать поначалу за тем как всё, что ты прятал в полутьме, вываливается прямо на свет твоего внимания. Некоторым становится неуютно. Некоторым страшно. Нервно. Но если продолжать безучастно сидеть, разглядывая всё с одинаковым интересом окажется что весь этот хлам закрывал дорогу свежему воздуху без которого мы стали хиреть и становится желчными и раздражительными.
Дзадзен это прекращение самообмана.
Достижение это обман. Это попытка стать кем-то чтобы избегнуть себя такого как ты есть. Сказанное не исключает достижений, оно лишь придаёт им другое значение. В дзадзен мы находим ту безопорность которая так нужна нам в жизни.
Никогда не сидевшие, пытаясь рассуждать о дзадзен, говорят о совершенно посторонних вещах.
Хотите узнать что такое дзадзен?
Посидите для начала по 10-15 минут каждый день в течение 3-х месяцев. Сначала в состоянии ажиотажа, потом в полусонной дрёме, постепенно настраивая свою практику и приходя к "чистому" вниманию.
Читайте инструкции о том как сидеть и на что обращать внимание, сравнивайте,сидите снова.
Плохая практика залог хорошей и даёт несравненно больше чем хорошая практика сама по себе.
Не читайте о том что такое дзадзен, просветление и другая чушь, вам оно не надо. Ваша задача научится слушать себя и происходящее, просто наблюдать, не интерпретируя и не внося свои поправки, не пытаясь не думать или достигать какого-то особого состояния.
О позе здесь говорить не буду, напомню только что ладони сложенные в "универсальную мудру" служат индикатором вашего состояния.
Держите руки легко,локти чуть отведены в сторону, большие пальцы замыкая овал слегка касаются друг друга. Расходящиеся пальцы свидетельство блуждающего ума. Нажимающие друг на друга кончики больших пальцев указывают на чрезмерное напряжение и концентрацию.
Прямая спина это ваша антенна.
Сидя будто вы подпираете головой небо, вы настроены на то,что происходит. Побородок втянут как если бы вы приняли стойку боксёра перед боем. Удерживайте внимание на своей позе не забывая о том что происходит вокруг и внутри вас.
Сидя таким образом мы оставляем всё: наши идеи, настроения, интерпретации. Мы возвращаемся в состояние незнания. Мы позволяем себе ничего не знать и ничего не контролировать.
Всё идёт так как оно должно идти и не требует нашего вмешательства. Есть поговорка: "Сидя тихо, не делая ничего, Весна приходит и трава растёт сама по себе.
Представьте себе ситуацию в которой вас нет.
Вы умерли.
Сидите так как если бы вас не было.
И наблюдайте.
Пробуйте.
В таком сидении вы ничего не достигнете, но понимание появившееся в результате "ничего не делания" трансформирует вас и ваше отношение к жизни.
Спасибо.