И это всё?

Елена Майорова Борисовна
Работая групповым психотерапевтом, довольно часто на моих группах, семинарах, тренингах, встречаются участники, которые при входе в зал, аудиторию, осматривая пришедших, произносят с интонацией неудовлетворенности: "И это всё?". Вы можете подумать что я ошиблась при написании слова "всё", вместо буквы "е", написала "ё". Сожалею, но именно слово "всё", а не "все" звучит из уст этих удивительных людей. Думаю, что мои коллеги, замечали таких участников  и согласятся с моими наблюдениями.
В начале своей психологической практики я очень боялась этой фразы и придавала ей особое значение чувствуя унижение, стыд, страх, бессилие, от того, что не справилась, не оправдала чьё то доверие. Меня сильно это мучило, до тех пор, пока не произошла со мной эта история.


Наступил день очередной терапевтической группы, я сидела в своём кабинете ожидая участников группы. Вот наконец пришла и первая участница Светлана (имя изменено). Она зашла уверенно в кабинет, расположилась в кресле и мы попивая чай, стали непринужденно, как нам казалось в тот момент, разговаривать про природу, про погоду, ожидая остальных участников. Но время шло, пора было начинать, а Светлана была первой и последней участницей. Наша беседа медленно и постепенно свернулась, как прокисшее молоко и в кабинете воцарила тишина. Если откровенно, то я была абсолютно не готова к такому развитию событий и полностью растерялась. Я не знала, что мне дальше делать.
Первой молчанье нарушила Светлана, которая начала быстро говорить о том, что вот так с ней всегда в жизни происходит, куда бы она не пришла больше ни кто не приходит, а если даже приходит, то немного погодя уходят и она снова остаётся в одиночестве. Светлана пыталась улыбаться рассказывая о себе, но глаза говорили "мне грустно и страшно". И вдруг я как пазл начала собираться, всё встало на свои места. В одно мгновение мне стало понятно, что терапевтическая группа состоится, да что там, она уже началась. Нас было двое, двое одиноких людей, которые боясь человеческого общения истосковались по нему и возможно готовы к искренности, возможно готовы даже к близости и доверию, возможно...
Сообщив Светлане, что я предлагаю начать нашу группу, она удивилась, но согласилась и началась динамика. Истории, откровения, обратные связи (от ненависти до любви), переносы, контрпереносы, слёзы, переживания, наша группа жила. На втором часу нашей встречи Светлана, попросила паузу для того чтобы снять корсет который туго сдавливал её живот и солнечное сплетение. Освободившись от него, мы двинулись дальше, и так на одном дыхании пролетело шесть часов.
Время подошло к концу, группа завершилась. То что произошло тогда в группе повлияло на каждого из нас, необратимо.
Светлана в завершении сказала, что чувствует лёгкость и радость. Что ощущала я в тот момент, запомнилось мне на всю оставшуюся жизнь, у меня была усталость, как будто я шесть часов лезла в горы или поднимала тяжести, у меня болели руки и ноги, но мои чувства были противоположны ощущениям, чувство внутренней тишины и благодарности, её я чувствовала особенно сильно, она сочилась из меня: из грудной клетки, из глаз, живота, из самой макушки головы. В тот момент я была благодарна Светлане, себе, тем нашим 6 часам проведенным вместе и ощущала каждой клеткой своего тела правильность происходящего, правильность моей жизни.
Мне по душе слова Ирвина Яллома: "Самая большая ценность - это иметь отношения с людьми. Человеческие отношения приносят с собой облегчение и надежду".

В тот день я поняла, что даже один человек пришедший ко мне, даже один человек поверивший, вступивший порой в очень болезненный для себя контакт - это самая большая ценность в моей жизни и мой долг быть с ним рядом, всем своим вниманием, всей своей любовью, уважением и благодарностью.
После этого случая для меня фраза: "И это всё?" стала симптоматичной, теперь уже многое говорящее о тех людях которые её произносят.

Прошли годы с той группы, сегодня для меня не важно сколько человек собралось на встречу со мной, ценно, что в этом мире есть люди которым необходимо моё внимание, моё понимание, моя любовь.
Вы пришли ко мне, а значит Вы готовы учиться, готовы переходить на новый качественный уровень своей жизни, в котором существую я и многие другие люди, в котором есть другие возможности, в котором Ваша душа открыта новому опыту!

Завершить хочу небольшим отрывком из книги Ирвина Яллома.
"Вы скажите: "Кому нужна твоя самоотдача?", а я Вам отвечу словами Сартра "....я за бескорыстную самоотдачу ради выполнения "надчеловеческого" долга".