О страхе смерти

Евгений Терещенко
«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти».
А.С.Экзюпери.

Почему люди боятся, или не боятся смерти?
Этот вопрос очень интересен и не имеет простого, однозначного ответа. Проще всего объяснить страх смерти, страхом небытия, страхом исчезновения личности, после отмирания физического тела. Но если бы дело обстояло так, все люди, верующие в существование Бога и вечной жизни, не боялись бы смерти, а все атеисты, напротив, испытывали противоположное чувство. Однако, жизнь показывает, что так бывает далеко не всегда. Какие же причины, помимо нашего мировоззрения, оказывают влияние на наше отношение к смерти?

В первую очередь, на мой взгляд, многое зависит от исходных, наследственных свойств человеческой личности. Такие врожденные качества, как меланхолический темперамент, богатое воображение, интроверсия, астеническая психопатия, много способствуют появлению у человека страха смерти. Напротив, сангвинический или флегматический темперамент, бедное воображение, экстраверсия, устойчивая психика делают человека безразличным к вопросам жизни и смерти. Вероятно, только в последние дни или часы жизни, такие люди испытывают страх смерти, если, конечно, она не настигает их мгновенно.

Отчасти причиной безразличия к смерти, у большинства людей, является их "страусиная политика", избегание всех мыслей и напоминаний о смерти, возможная потому, что все наши кладбища вынесены за пределы городов и сел. Мне кажется, такая политика нерациональна и опасна, ведь страх смерти никуда не исчезает, он лишь прячется куда-то глубоко, в подсознание, готовый в любой момент выйти наружу и застать человека врасплох. Всегда со смехом вспоминаю, как в одной из своих бесед, Раджниш советовал слушателям располагать кладбища в центре населенных пунктов, чтобы их жители ежедневно слушали траурную музыку и наблюдали похоронные процессии. Также и М.Монтень, в «Опытах», в главе о подготовке к смерти, писал:
«Неизвестно, где ожидает нас смерть: так будем ожидать ее всюду. Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом».

Мне тоже кажется, что частое размышление о смерти способно ослабить перед нею страх, хотя и не способно совсем его искоренить. Проблема заключается в том, что боимся мы не только исчезновения своей личности, но и самой "процедуры" умирания. Когда мы идем к зубному врачу, то знаем, что он нас вылечит, но это знание не спасает нас от страха перед бормашиной. А у смерти может найтись своя «бормашина», которую мы еще не испытали, не познали.

Есть еще одна важная причина, по которой люди совсем не думают о смерти и, при этом, комфортно себя чувствуют. Эту причину называет А.С.Экзюпери, в приведенном выше афоризме:
«То, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти».

А что дает смысл жизни? На этот вопрос давно существует банальный ответ – служение, в самых разных его формах, служение людям, науке, искусству, многодетной семье, Богу и т.д. Люди, живущие не для себя, не думают о смерти, не страшатся ее, ибо их жизнь наполнена смыслом. Когда человек реализовал дарованные ему Богом таланты, полностью выложился, отдал себя людям, он чувствует глубокое удовлетворение от, прожитой не зря, жизни. Напротив, человек – потребитель, живущий для себя любимого, вряд ли будет равнодушен к смерти, даже если умом верит в существование Бога и в бессмертие души. Он привязан к своей личности, к своему маленькому «я», ради которого прожил свою жизнь.

Есть еще одна причина разного отношения к смерти у разных людей. Труднее не страшиться смерти тем людям, которые устремлены в будущее, преследуют какие-то цели, надеются на их осуществление, ибо страх смерти это, в том числе, страх утраты будущего. Напротив, живя сегодняшним днем, не имея никаких, проецированных в будущее, целей, можно чувствовать себя более комфортно и уверенно. Человек, живущий настоящим, довольствующийся малым, уклоняющийся от погони за журавлем в небе, находится ближе к своему внутреннему источнику, «Я Высшему», и, соответственно, у него слабее страх смерти. Такую жизнь, то есть, пребывание в «здесь и сейчас», можно рекомендовать всем немолодым людям, с богатым воображением и эмоционально неустойчивой психикой, не имеющим в жизни выраженного призвания и служения.