Шурале. Не сказка

Владимир Лыгин
Шурале. Не сказка - просто деревенская быль

 Однажды маленький мальчик смотрел, как отец перебирал большие поленья дров в углу огорода, выбирал из них самые ровные, отставлял в сторону.  Он выбрал с десяток поленьев, которые стояли пирамидкой на просушке. Потом принес два топора, деревянную колотушку  и несколько клиньев.
- Пап, а ты что делать будешь?
- Дрань драть.
- Это которой у нас сарай покрыт?
- Нет, сарай покрыт длинной дранью, четырехметровой, а я хочу надрать покороче. Вот как эта, которой у нас огород огорожен, видишь? Будешь мне помогать? Только рукавицы надень, а то руки занозишь.
Мальчик надел огромные брезентовые рукавицы и стал смотреть, как отец положил одно полено на землю, другое сверху поперек, и,  приставив топор,  ловко ударил несколько раз колотушкой по его обуху,  срубив острый её край.
- Вот так. Теперь будет ровнее и легче.
Он приставил топор к торцевой части полена, и,  ударяя колотушкой, стал отдирать дранку толщиной в пару сантиметров. Полено трещало, но дранка отходила ровно, по волокнам дерева.
Так он сделал их с десяток, но потом одно полено оказалось слишком крепким, и отец попросил мальчика взять березовый клин и вставить между не оторвавшейся дранкой и поленом.
- Только теперь руку убери, а то вдруг клин выскочит, а рука останется зажатой,  и будешь, как Шурале.
Он засмеялся.
- Знаешь эту историю?
Мальчик уже умел читать, видел на треугольном стеклянном флаконе из-под одеколона надпись «Шурале» и то ли чёрта, то ли человека на картинке.
- Нет, не знаю.
- Это было совсем давно, даже моего отца еще тогда на свете не было.
Тогда ружей было совсем мало, да и капканы не у всех, а зверя добывать надо, вот и использовали люди силки всякие, приспособления. Стрелы настраивали на тропе звериной, ликаны с распорками из клиньев ставили на волка или медведя.
- Это как?
- Брали  бревно подлиннее, чем вот эти, посредине раскалывали, но не совсем, а только до половины, ставили распорку, как вот этот клин, и к нему привязывали приманку. Так, чтобы когда зверь будет лапой вытаскивать приманку из разодранной части ликана, он сорвет её, дерево схлопнется, зажмет лапу.
 Мальчик представил медведя с зажатой лапой, и ему даже страшно стало.
 - Нет, медведи редко попадались. В основном - волки, лисы. Они больше всех урона для деревни приносили.
 И вот однажды стали мужики замечать, что как ни придут к своим заветным местам, где капканы и ловушки ставили, а они пустые. Кто-то уже добычу забирал.
 Заподозрили одного мужичонку. Был он неумел, но хитер, как у нас говорят, елкавый. Часто в лесу пропадал.
 И вот однажды - день его нет, два, почти неделю. Забеспокоились мужики, пошли искать, и ведь нашли в самой глуши. Он отощал совсем, оброс,  почти обезумел от страха, стал кидаться на всех и царапаться отросшими ногтями, когда освободили его руку, которую он, видимо, не успел отдернуть, когда лису, зажатую в ликане воровал.
 Обозлились на него мужики. Измазали живицей, которую смолокуры с сосен собирают, привели в деревню. Бить не стали – зажатая в дереве рука и так у него плетью висела - так он себя наказал.
 Прилепилось к нему прозвище – Шурале, а воровства в деревне еще много лет не было. Вот так тогда учили.
 Отец, отдохнув, доделал свою работу, вместе с мальчиком они сложили дранки в поленицу и пошли обедать. Оба они были довольны. Отец, что показал сыну, как дранки на изгородь делают, что  рассказал, как в старину воришек наказывали, и что вообще брать чужое нехорошо. А мальчик, что узнал – кто такой Шурале на флакончике из-под одеколона. Что брать не свое без разрешения нельзя, он и так давно знал – бабушка говорила, что за это Боженька накажет.

Ликан или кругляк – круглая, может быть разной длины, часть ствола дерева. В данном случае сосны.
Елкавый – в вольном переводе с башкирского языка - ленивый, но хитрый человек.