Татарское село в начале 30-х годов ХХ века

Азат Ахмеров
«Нас бьют, но мы еще живы, не сдаемся!»
                Донецк 2014-2015


РАЗМЫШЛЕНИЯ
ДЕДА, КОТОРОМУ БЕЗ ВОСЬМИ СТО ЛЕТ
О СВОЕМ ДЕТСТВЕ

Сегодня 12 января 2016 года утром решил делать заметки о своей жизни с целью загрузить нейроны мозга работой, чтобы они не известковались.
Как мне удалось дожить до таких лет, честно говоря, сам не пойму.
Как известно организмом человека руководит голова – мозг. На теле расположено множество датчиков, которые докладывают о положении дел на их участке на данный период времени. В мозгу идет процесс анализа, обобщения , принимается решение и отдается приказ на выполнение.
Мозг – это вроде командного пункта корабля или воинского соединения.
Примерно в таком же положении находится, скажем, губернатор, мэр города, президент государства.
Если постоянно не загружать свои нейроны мозга, организм не получив никаких указаний свыше ориентируется на постепенное угасание. Говорят: «пенсионер, займись полезным делом (огород, мемуары и т.д.) если нет такого, займись хоть бесполезным делом». Так я, видать, и поступал будучи на пенсии.
В период учебы в Военной Академии  тыла и транспорта в Ленинграде, с 1957 года начал делать записи, анализировать события которые происходят в стране. Даже отослал в 1958 г. из Владивостока в орган ЦК КПСС журнал «Вопросы экономики» свои записи о состоянии экономики СССР.
Утверждал, что административно-командная экономика хороша в периоды подготовки страны к обороне, в войду, в период восстановления народного хозяйства.
Охват Госпланом производство от иголок, яиц, ботинок до атомных подлодок – это нонсенс.
При такой экономике нет места для инициативы вообще. (директору все расписано) Результат: в стране вечно будет недостаток предметов народного потребления, что вызовет недовольство населения.
Предлагал охватить планом до 70% производственной возможности предприятия. 30%  производственной мощности дирекция пусть использует по своему усмотрению, выпускает товары народного потребления и реализует по договорным ценам. («Рыночный социализм»).
Запись была на 100 страницах.
Ответ – разгромный. Хорошо хоть не наказали по партлинии.
После выхода на пенсию появилось свободное время и с 1968 года по сегодняшний день описывал свое отношение к происходящим в стране и мире событиям (примерно 20 книг, часть типографское издание за свой счет). В этих книгах указывал о недостатках  экономической системы СССР               1950-1991 годах, о причинах развала СССР, как происходил переход от социализма к капитализму и т.д.
В последние годы написал ряд статей с прогнозами на 2023, 2050, 2100 годы.
Все это, по мнению племянников был бесполезным трудом. Такие прогнозы опубликовывать не принято.
Часть книг имеются в библиотеках президентов РФ и Татарстана, Национальной библиотеке Санкт-Петербурга, на Садовой, 18, и т.д. Часть статей есть и в интернете: Skype.Google.proza.ru/avtor/azatnazmi. Там же 65 шуточных политрисунков. Отзывов – никаких!
Это видать моя последняя статья. Поэт сказал: «Пора друг мой пора!»
Жаль не станет автора, похоже, выбросят моих 35 фотоальбомов и 20 книг самоиздатских. Кто знает, если мои оптимистические или пессимистические прогнозы начнут сбываться, кто-то возможно обнаружит мои записи и вспомнят аналитика и прогнозиста на глобальные  явления человечества.
Говорят, рукописи не горят.
О СЕБЕ. Ахмеров Азат Назмиевич, 1924 года рождения. Родился в татарском селении на севере Башкортостана. Ветеран ВОВ, полковник в отставке. Прослужил в ВМФ СССР 1942-1968гг.
Отец – сельский учитель бывший (1915-17) мулла Ахмеров Назми Салямович, 1892 года рождения, оставил свои записи на татарском о своей жизни и о родословной. Мол наши предки, до захвата Иваном Грозным Казани, проживали в районе «Кабан-Куль». В период правления Петра І 10000 семей, как беженцы, расселились в башкирских землях, по бассейне реки Танып. (Тогда шло насильственное крещение мусульман в православную веру). Статья отца из 200 страниц, на татарском, имеется в интернете. Племянники, мои потомки обрусели.

ТАТАРСКОЕ СЕЛО В 30-Е ГОДЫ

Село Кытны-Елга, Татышинского района, Башкортостан. По словам стариков село основано, примерно, в 1860 году. Несколько семей из села Старое-Казанчи переселились у реки, в 2-х км. от реки Танып. Там был сплошной лес. Переселенцам пришлось сжигать часть лесного массива, выкорчевывать пни, создавать пахотные земли.
Построили мечеть и пригласили из Казанчи, в качестве муллы, моего деда Гапсаляма.
Село небольшое, примерно 70 домов. С одной стороны удмуртские селения, с другой стороны русские села Пермской области.


МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
 
КАК МЫ ЖИЛИ В НАЧАЛЕ 30х ГОДОВ  В ЭТОМ СЕЛЕНИИ.
Жили, примерно так же как и лет 100 тому назад, почти при полном отсутствии цивилизации. В моем понятии 3 раза изменился татарский алфавит. Буквы до 1929, по-моему были арабские, после перешли на латынь, 1939 на кириллицу.
Мой отец, после революции, сообразил поступил на курсы по подготовке сельских учителей. Он основатель сельских школ в 1918г. в селе Старые-Казанчи, затем в селе Штанды и с. Кыткы.
Много моих родственников по линии отца и матери были муллы. Все в 30-ые годы были репрессированы и погибли в тюрьмах. Моего деда по ошибке убили красные партизаны. Два брата отца Алтаф и Гата были мобилизованы красными в отряд Азина и оба убиты в районе с. Чернушки, а Вафи погиб под Смоленском.

ОБРАЗОВАНИЕ. В начале 30-х, из взрослых в селе было 2-3 человека умеющих читать и писать. Мужики. бабушки приходили к отцу читать полученные письма, или написать ответ. Отцу предложили организовать так называемый «Ликбез» (ликвидация безграмотности). По вечерам отец односельчан учил грамоте. Детей в селе было много.
В единственном помещении школы учатся 2 класса одновременно. Год 1 и 3 классы, год 2 и 4 классы. Дети поступают в первый класс с 8 лет, другой с 9 лет.

ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ. МЕДИЦИНА.
Женщины рожали по 10-12 детей, из них выживало обычно половина. У нашей матери родилось 10 выжили 5. В деревне понятие о медицине не имели вообще, лечиться травами тоже не умели. Акушерского пункта нет, принимают роды опытные бабки. Одна наша родственница, из села в Аскинском районе, долго не смогла рожать и покончила жизнь самоубийством. Многие люди рождались, жили, умирали без понятия о лекарствах,  медицине.
Колхозницы понятия о выходных, об отпуске (декретном тоже) не имели.
Бывали случаи, во время жатвы некоторые женщины рожали прямо на поле.

КОЛХОЗНОЕ ЛЕТО.
Матери все на жатве (серпом) 4-5 детей оставлены дома одни. Старшие ухаживают за маленькими. Антисанитария, дома полно мух. Старшие дети жуют черный хлеб, в белую тряпочку и дают ребенку сосать.
Сосок, липких бумаг для уничтожения мух нет. Каждое лето в селе зверствует дизентерия. Ежегодно летом примерно половина детей умирает.
Кзыл-Яре, удмурдском селении, есть председатель сельсоветом, секретарь. Это все начальство. Райцентр в 25 километрах. В наше село из района почти никто не приезжал.

В СЕЛЕ НАЧАЛЬНИК – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛХОЗА.
Село в лесной глуши. Река Танып весной разливается. Ежегодно надо строить деревянный мост. Никто о рождении ребенка в сельсовет или район не сообщал, об смерти от дизентерии тоже. Шел так называемый «естественный отбор», слабые умирали, сильные выживали. Природа так решала демографическую проблему.
Матери особо и не горевали, не плакали, дело привычное. Мол, «аллах дал, аллах забрал». Все равно в условиях голода и холода 10-12 детей не вырастишь. Умерли сестры близнецы Клара и Рая. Красивые были девчата. Лето, дизентерия, обе умерли. Помниться отец сделал 2 гробика и повез на кладбище хоронить. У татар принято женщин на кладбище не допускать.
Раз учета о рождении и смерти детей нет, отец в августе ходил по домам и брал на учет детей, кому исполнилось 8 и 9 лет, комплектует классы, докладывает список учеников в сельсовет и районо.
Поэтому у меня никогда не было свидетельства о рождении. Возраст в военкомате записывали со слов.
Мои товарищи 1924г. рождения многие, чтобы попозже попасть на войну записались, что они родились в 1925 года. Получилось так, что многие призывники, рожденные в 1924 году, были направлены на восток, на замену убывших на запад или попали на флот, артиллерию. А призывников рождения в 1925 году без должной подготовки, в спешке, в 17 лет отправили на войну. Есть данные из призывников рождения 1925 года из 100 выжили трое.

ДЕТИ.
Гибкий деревянный шест прикреплен к потолку.
Удмурты делали детские коляски из дерева. Татары обходились без колясок.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ.
В селе в лавке кроме кос, грабель, лопат, серпов и т.д. ничего не было. Еще иногда привозили так называемые «подушечки», конфеты без оберток.
Достать предметы одежды почти не возможно. Иногда спекулянты из Чернушки могли привезти ситец, сатин, галошики для девчат и женщин.
Выращивали лен, коноплю. Имели простенькие ткацкие станки.
Дети до школы обычно летом ходили босиком. Позже в лаптях, валенках. Некоторые имели ботинки, сандалии.

АВГУСТ 1939 ГОДА. Надо начать учебу в 9-м классе Балтачево. Нет у меня брюк и обуви. Помнится 1 сентября, солнце, жара. А я в теплых брюках. Вместо ваты – пакля льняная. Как-то отец привез брюки. Еще он достал бутсы с шипами.
Для девчат заиметь резиновые галошики – это было большое счастье.

МАСТЕРА. Зимой из Татарии по селам ходили мастеровые по пошиву шуб, тулупов, изготовители валенок.

УСЛОВИЯ. Они могли трудиться у заказчика 5-7 дней. Материал заготовлен заранее. Положено создать им условия для работы, сна, кормить, принимать продукцию и рассчитаться.

СЕЛО. Примерно 70 домов, население человек 400. Улица одна. У каждого огород, примерно, по 20 соток. В селе есть кузница и мастерская по изготовлению деревянных изделий, телег, колес, посуды и т.д.
В 30-е годы, видать, много металла уходило на изготовление танков, орудий, машин, самолетов. Достать металл даже для ободков, оси деревянных колес было проблемой.

Односельчане сами изготовляли:
; деревянные арбы, часто ось колеса тоже из дерева;
; тарантас (из дерева);
; хомуты, дуги, веревки из коры липы;
; строили дома, сараи, бани, копали колодцы;
; подковы для лошадей;
; деготь из коры березы и т.д.

СЕМЬЯ ОБЕДАЕТ.
Посуда с пищей ставится посередине обеденного стола, хозяева, дети сидят вокруг. Посредине каши ямка с маслом. Каждый деревянной ложкой черпает кашу, намокает в масло и ест. Отдельной посуды для каждого, металлических ложек и вилок не было. На столе – чашки и блюдца для чая, самовар горячий почти весь день. Бабушки пьют чай часто. Если нет фабричного чая – жареная морковь. Сахар появляется редко. Употребляют так  называют «в прикуску» экономят. Чай достают через спекулянтов.
Мыло не помню что б было. В бане вместо мыла отстоянная зольная вода. Моются раз в неделю. Понятие о еженедельной смене белья нет. Нательного белья, простынь тоже нет.

КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Отец всю жизнь мечтал о «лампочке Ильича» так и не дождался. Он умер в конце 1967 года, а электричество появилось весной 1968 года. Газету выписывал он один. Люди обходились без электричества, радио, ТV, мобильников, Интернета.
По праздникам отец организовывал демонстрацию, прошлись по улице. Отмечали День Парижской Коммуны 18 марта. Отец собирал народ и делал длиннющий доклад. Он может всю жизнь боялся, что при царе был муллой и могут  как и других репрессировать.
Он, кажется, учился в медресе в Персии, хорошо знал языки: фарси, арабский. Нам никогда не говорил, что он до революции 2 года был муллой.

РАСКУЛАЧИВАНИЕ. РАССКАЗ ОТЦА.
Из райкома в сельсовет звонок, срочно представьте одного зажиточного крестьянина, чтобы включить в список на его раскулачивание. Мол собрались предсельсовета, секретарь сельсовета, 2 учителя, предколхоза. Удмурдцы, татары. Сплошная бедность. Кем жертвовать? Мол сидели, судачили. Решили выполнить разнарядку района. Дать фамилию Фархитдин бабая (я его еще помню), мол у него было 2 лошади, летом иногда нанимал 3-4 работяг, совершал хадж на верблюдах. Назавтра приехала милиция, арестовали и вскоре он в тюрьме и умер. Полдома забрали под школу. Семью не трогали.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ.
Из района прибыл представитель, чтобы организовать в селе колхоз. Он остановился у нас. Помню спать не давали несколько ночей. Он с револьвером. Вызывает крестьянина и предлагает подписать уже готовое заявление, что он добровольно вступает в колхоз. Сдает на общее пользование свою лошадку, плуг, телегу, сбруи и т.д.
Как жаль крестьянину отдавать в колхоз свою лошадку. Не подписывает. Представитель ругается, кричит на него. Его бедного заставляют прибыть к представителю несколько раз за ночь. Тогда сумели уговорить человек 12. Они отделились от деревни и в 8 км от чела создали деревню под названием «Чулпан». Позже коллективизировали всех и это село Чулпан ликвидировали.
Двоюродного брата отца Моэдзин-Ногман бабай (служитель мечети) в 30 годы, старого человека арестовали. В Бирской тюрьме, его как умирающего «доходягу» выпустили без продпайка, отправили домой. Он где-то по дороге и умер.

КАК СВАЛИЛИ МИНАРЕТ МЕЧЕТИ.
Мечеть уже не действовала, она никому не мешала, мулл арестовали. Однажды из района прибыли какие-то комсомольцы, чтобы свалить минарет мечети и передать помещение под школу. Они привезли длинные веревки, пилы. Я помню как свалился минарет.
Тогда еще живы были мои две бабушки. Они настелили коврики с видами Мекки и молились, говорили мне: «наверное подходит «ахризаман», конец света».

«КОМИТЕТЫ БЕДНОТЫ» – КОМБЕДЫ.
Организация колхозов шла при участии «комбедов». В нашем селе был безлошадный, живущий в доме с соломенной крышей бедняк Даут-бабай, он и стал председателем комбеда. Шумел, вот богатые крестьяне нанимали нас, безлошадных, эксплуатировали. Теперь, мол, пришел конец!
Ему-то что, сдавать в колхоз нечего. Помнится, 1937 год. Он так и остался бедным бездельником. Если председателем стал бы Фархетдин был бы толк.
КОЛХОЗ. Построили конный двор для собранных лошадей. Они уже без определенного хозяина, как безжалостно их эксплуатировали. Они худющие.
ЛЕТО. УБОРКА. Бригадир по утрам ходит по домам и дает задание сегодня где и кем работать. Это происходит примерно в 4-5 часов утра. Колхозник приходит в конный двор, берет лошадку у конюха и идет в поле. Работа до 21 часов вечера. Лошадку конюхи на ночь выводят в луга на траву. Овса им не давали.
Выходных, отпусков для колхозника нет. Необходимо заработать не менее 100 трудодней, иначе могут отобрать огород. Я лично за день не смог заработать один трудодень (есть норматив, скажем вспахать столько-то соток земли за один трудодень). На трудодень осенью давали несколько килограммов зерна, только в урожайный 1937 год, помню дали аж 7 кг ржи. Никаких денежных доходов у колхозника нет. Налоги – есть и денежные, еще задание сдать сколько-то килограммов масла, 100 яиц, шкурок овца и т.д.
Так и жили.
Конечно где чернозем, были, наверное, и богатые колхозы. У нас земля плохая. Удобрения в те годы не давали. Сельхозинвентарь в начале 30-х годов плуги (даже были сохи), бороны, сенокосилки, лобогрейки,  жнейки, сеносборники все на конной тяге.
МТС в Кытны тракторов не давал ибо машины не могли переехать через деревянный, хлипкий мост через реку Танып.
УЧЕБА.  1-4 класс учеба в селе Кыткы. В 5-7 классе мы учились в Казанчинской и Калтаевской средней школе. Весною  и осенью 10 километров туда и обратно. Зимой жили на квартирах у хозяев, интерната не было. Домой – по воскресеньям. Спали на полу, вместо одеяла – пальто. Питание – в основном картошка, чай без сахара, супы без мяса.
Зимой в понедельник встаем в 4 часа, собираемся (учащихся человек 8) и в путь. В котомке хлеб с примесью тертой картошкой, молоко, крупы для супа и т.д.
Как то не болели. В пути часто вместо воды, в дороге, ели снег. Я не помню чтобы кашляли, грипповали, страдали болезнью горла, насморком. Странное дело.
Мы были детьми натуральной природы. В детстве весь день были у реки, в лесу. Знали съедобные растения. Зимой в валенках трудно идти, лучше лапти. Они практичные, легкие.
Учеба на татарском. Мне при поступлении в Академию пришлось штудировать материал по математике, физике, химии с азов.
ДЕТСКИЕ ИГРЫ.   
 Фабричных игрушек никаких не было. Коньки делали из дерева, подбивали металлическую полоску, прикрепляли к валенкам. Еще делали такие салазки из доски, намазанной коровьим навозом, сверху лед. Лыжи делали в столярной мастерской.

КАК ХРАНИЛИ КАРТОФЕЛЬ.
Во дворе рыли ямку глубиной примерно 1,5 метра, постилали солому снизу и сверху, и клали  картофель. Весной откапывали.


РАБОТА В ДВЕ СМЕНЫ.
Крестьяне, в основном, жили за счет огорода и домашнего скота и птиц.
Колхозы заставляли сдавать государству много зерна. На трудодень мало что оставалось.
Крестьяне летом весь день трудятся в колхозе. Вечером надобно встретить со стада корову, овец, надоить корову, поливать овощи на огороде, таскать воду ведрами с колодца. Готовить и накормить членов семьи. Летом спать ложились поздно вечером, а в 5 часов утра на работу.
Адский труд!
Поэтому в селе не увидишь тучных мужчин и женщин, они все были худощавые, вся жизнь в труде!

КАК ИЗБАВЛЯЛИМСЬ ОТ ТАРАКАНОВ И КЛОПОВ?
Помнится, до войны даже в райцентре Старо-Балтачово не было ни аптек, ни магазинов бытовой химии. Следовательно, не было никаких средств для уничтожения тараканов, клопов, вшей, мух.
Зимой, когда трескучий мороз, семьи на несколько дней перебирались к соседу. Дома все окна пооткрывали настежь. Квартирных воров не было, да и воровать было нечего.

ЗА ЧТО ЗИМОЙ, НОЧЬЮ ПОДОЖГЛИ НАШ ДОМ?
Один зажиточный колхозник уже после войны, перед смертью, признался, что поджег дом он, за содействие отца властям при организации колхоза.
Нас кто-то разбудил, и нам босиком пришлось выпрыгивать с окон прямо на снег. Года четыре жили у родственников отца.

ХОЛОДИЛЬНИКОВ НЕТ, КАК ХРАНИЛИ СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ ПРОДУКТЫ ЛЕТОМ?
В холодном чулане выкапывали яму примерно 1,5х1,5 метра. Зимой туда закладывали снег, после ведрами заливали снег водой из колодца. Лед сохранялся до конца июня, примерно.

КАК КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ УБИЛИ МОЕГО ДЕДА В 1921 ГОДУ.
Дед запряг лошадь и поехал в село Яна-Казанчи на мельницу помолоть  пару мешков ржи на муку. Надо было проехать 8 км через болотистый лесной массив.
Возвращался обратно. Встречает его группа красных партизан и спрашивают: «Есть ли белые бандиты в с. Кшлау-Елга?» 
Он: «Я в этом селе не был, на мельнице никто не говорил, что там орудуют банды, похоже их там нет»
Однако, красные попали в засаду, несколько бойцов были убиты. Красные догнали деда, мол ты предал нас, побили шомполом и убили. В Кыткы сказали им, мол вы убили отца двух красных партизан. Извинились и поскакали.

КАК В КАЗАНЧИ БАНДИТЫ ХОТЕЛИ РАССТРЕЛЯТЬ ОТЦА.
После революции орудовали различные банды. Как то ночью группа религиозных бандитов из татар ворвались в село Казанчи, где отец, по решению района, организовал школу. Раньше в селе было только медресе, где зубрили коран, шакерты (учащиеся) становились муллами. Бандиты собрали 12 человек активистов Советской власти, в том числе отца. Его обвинили, что ты сам бывший мулла стал атеистом, не веришь в аллаха, организовал какой-то театр, привлекая туда девушек. Мусульманки не должны участвовать на таких советских мероприятиях.
И повели их в сторону села Котмэс-Тау на расстрел. Ночь, снег, пурга видимость плохая. Отец рассказывал, мне мол удалось отбежать и спрятаться в рыхлом снегу. И 11 активистов были расстреляны.

СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ. ДРАМА.
В октябре 1957 года, по окончании Академии, по пути во Владивосток заехал к отцу в с. Кыткы-Елга. Ко мне приходит за советом бывший красный партизан Ризван абый.
ЕГО РАССКАЗ.
Представляет мне много подлинных документов. Мол. у меня семеро детей. Бедность, не смог заплатить денежный налог. Сейчас угрожают отобрать единственную корову. Что делать? Помогите!
Оказалось он воевал в І Мировой войне, затем в Красной гвардии, участник штурма Зимнего в 1917 году, участник Гражданской войны, Великой Отечественной войны. И никаких льгот, пособий!
Это уже были хрущевские времена. Так безжалостен был мир.
Я написал на имя Председателя Верховного Совета Ворошилова письмо, приложил все документы.
Отец писал, что утром он умер, а вечером пришло указание отменить ему уплату денежного налога.
Кстати, при Хрущеве было указание оставить у колхозника 20 соток огорода, не более. У отца отрезали 10 соток. Участок был заброшен, ни кем не использовался.



ШКОЛЬНАЯ ЛОШАДЬ.
Колхознику по уставу разрешено иметь огород порядка 20 соток, одну корову, бычка, теленка, 4-х барашек. Разрешили иметь лошадь только лесничему и при школе.
Отцу выделили 3 га земли, чтобы он сеял овес для школьной лошади. Летом заготовляли сено.
Кобыла школьная была весьма умная. Случай. Зима, метель, мне надо съездить в село Котмэс-Тау 8 км. Я слегка ударяю кнутом, но она насильно старается поворачивать назад, не хочет идти, мол буран, холодно. Смотрит на меня, мол, давай не поедем. Я говорю надо. Поехали. Едем обратно. Дорогу замело, ничего не видно. Отец мне говорил, если такая обстановка, дай волю лошади, привяжи вожжи к саням и укрывайся тулупом.
Лошадка прощупает дорогу и обязательно доведет до дома. Лошади они умные.
Фронтовики говорили, услышав вой немецких самолетов лошади старались прилечь, укрыться, слезы капали с глаз когда погибал хозяин.
Школьная лошадь вырастила чудесного жеребенка. Его военкомат взял на учет и летом 1941 года ему, как солдату, пришла повестка.
 Я отвел его в загон военкомата. Помню, как они распрощались через ограду загона.
Отец писал, в 1942 школьную лошадку забрали в колхоз. Колхозник за какие-то поступки стал бить ее кнутом по голове. Она упала на борону, лежащего зубцами сверху.
Она погибла.
Любил я лошадей!

ПИТАНИЕ. После выполнения задания о сдаче масла и яиц, с молоком, маслом, яйцами было туговато. Коровы давали каких-то 5-6 литров молока. Они были беспородные, питание скудное.
Печной плиты ни у кого не было. Вся пища либо вареная в большом котле, установленном в печи справа, либо в чугунной посуде в печи. Пищу не жарили, только варили или пекли.

НА ОБЕДЕННОМ СТОЛЕ.
Супы с крупами, овощами, если есть с мясом. Каши с маслом. Тушеные овощи: морковь, картофель, свекла, капуста и т.д. Картошка вареная. Хлеб с примесью тертой картошки (экономия муки), чай без сахара. Изредка отцу, как учителю, давали немного сахара. Пища однообразная. Фруктов никто не выращивал, не было принято. Ягод, грибов в наших лесах почти не было. Хлеб только черный. Пшеница плохо росла в наших краях.
Во время голода 1922,1932 годах в наших краях не голодали, у нас всегда был хороший урожай картошки.



СТРОИТЕЛЬСТВО. Сложно было изготовить доски для пола, потолка, крыши. Бензопил не было.
Помнится, делали такое сооружение. Один рабочий стоит вверху, второй внизу. У них пила длиной может метра два. Вот они и распиливают бревно на доски. Тяжелый труд. Дома бревенчатые. Крыша, полы, потолки из деревянных досок.

СПОСОБ ЖИЗНИ ОДНОСЕЛЬЧАН.
Я не слыхал, чтобы кто-то в селе развелся с женой. За деревней у речки, на лужайке молодежь устраивала вечеринки («Кичкеуен»). Есть  гармонист. Девчата в галошиках, у ребят кое-кто имеет ботинки и сапоги. Танцы, пляски, знакомства. Других культмероприятий, да и клуба нет. Замуж девчата выходили целомудренными. Бывало, если не так, невесту с позором могли вернуть родителям.

КИНО. Помнится всего раза 2-3 в село приезжал так называемый киношник. На санях кинопроектор и передвижной, ручной электродинамик, который освещает лампочку кинопроектора.
Несколько ребят киношник пускает бесплатно, они по очереди крутят динамик. Киношник крутит пленки вручную. Такой вот был кинопроектор. Черно-белый, немой фильм. Сельчане довольны, посмотрели кино.
 
ГОСТИ. Периодически родных, знакомых приглашали в гости. Угощение. На большом подносе вареная картошка, капуста, морковь, мясо. Их принято брать руками. Вилок же не было. Ложки деревянные. Большие беляши из теста и внутренностей барашек или теленка. Чай с сахаром. Есть Тальянь-гармонь  или вятская гармошка у татар из 4-х-стишья  сотни куплетов на разные случаи жизни: благодарят, что приехали, будьте счастливы, здоровы, грустные песни и т.д. Отец знал сотни куплетов. Классических татарских песен многие не знали.
В начале 30-х пьяных в селе, можно сказать, не было. Ни курили. Многие еще верили в аллаха, самогонку варили в удмурдских селах. В  конце 30-х некоторые крестьяне начали употреблять самогонку и курить. Перед войной выпивали уже часто. Началось и самогоноварение. Выращивали табачные листы. Измельчали топором, сушили, делали самокрутку.  Надоедали отцу, мол дайте газетку для самокрутки. Газету выписывал в селе он один.

СТАРИКИ. Мы дети часто заходили в конный двор, где мужики рассказывали увиденное. Салим-карт с одной ногой, ветеран русско-японской войны рассказывал о китайцах, японцах. Сам из дерева вырубил наподобие ноги, с двух сторон металлические полосы, ремешки. Когда на телеге, ноги деревянные снимал. Кстати, он же нас отвез на поезд станции Куеда, когда нас призвали на войну в сентябре 1942 года. Этому ветерану никаких пособий не давали.
Рассказывали участники І мировой, гражданской войн. Хвалили, мол, как на фронте хорошо кормили, много давали мяса.

ДЕВИЧНИКИ. Осенью обрабатывать туши гусей приглашали девчат. Поют песни и удаляют для изготовления подушек, тюфяков пух. Принято угощать девчат блинами на гусином жире и чаем.

КОЛХОЗНИКИ ИЛИ ОНИ КРЕПОСТНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ.
Колхозник был пожизненно прикреплен к данной деревне и колхозу. Он не имел паспорта и не имел право покидать село. Если надо съездить, скажем, в Свердловск к родственнику, ему в кассе дадут билет, если предъявит справку от сельсовета.
На зиму часто давали разнарядку на отправку людей на заготовку леса или разработку торфа. Единственная возможность для молодежи – это не возвращаться в село после армии, либо завербоваться для работы на шахтах Урала или Донбасса. 

СОЦИАЛКА. Для колхозника вообще не положено никаких социалок. Пенсии не давали до самого 1980 года. Не предусмотрен воскресные отдых, нет отпусков, декретного отпуска тоже. Пособий на детей никаких. Дети росли в жестких условиях. В семьях по 4-5 детей, летом ими заниматься некому. Дети предоставлены сами себе.
1980 год. Село Новые Казанчи. Посещаем двух старушек-сестер, наших дальних родственниц. Спрашиваем, как  Вам живется? – «Мы две старушки-сестры живем одни. Спасибо государству начали давать нам пенсию по 12 рублей. На двоих 24 рубля. Хватает на хлеб и сахар в прикуску. Корову не держим. Мол, сельсовет отремонтировал крышу, не течет. Мы, мол, очень довольны. Так мало надо человеку»

МАЙ 1946 ГОД.
Прибыл в свое село в отпуск. Удивился. Сельчане живут почти на одной картошке. Голода нет. Даже из свеклы делают самогонку и приглашают в гости. Из села уехали на войну 70 мужчин, вернулись 14. Четверо побывали в плену. Выжили, ибо они работали у немецкого фермера.
В селе одни женщины и дети, старики. Был неурожай. Лошади да и коровы без кормов слегли. Я ужаснулся, увидев как женщины тянут плуг, пашут землю.
В те годы нормально садиться на поезд было невозможно. Не было мест даже на крыше вагонов. Приходилось ехать в тамбуре поезда. На дорогу давали продталоны две штуки на день. На станциях для военных были продпункты. Сдаешь талоны, получаешь сухой паек: хлеб, тушенка американская, сахар. На каждой станции можно заиметь кипяток. Бывало кружки для чая в войну сделаны из консервных банок.


ЯЗЫКОВАЯ ПРОБЛЕМА.
Татарское село на севере Башкирии. Хотя рядом были и русские селения, с ними не общались, да эта территория была уже Пермской области. Странно, до 17 лет до окончания средней школы, до призыва во флот, я не имел возможности общаться с русскими ребятами. Не то что теперь. В райцентре Балтачево нет русских, кроме преподавателей русского языка, литературы да учителя немецкого языка. Все общение в быту, школе везде только на татарском. Даже учитель ботаники Архипов вел занятия  на татарском.
Результат: слабое знание русского языка. До армии я не смог прочесть ни одну книгу на русском. Лермонтова, Пушкина мы часто читали в переводе.
После войны все перемешалось. Ученики не хотят учить предметы на татарском, иначе не поступишь в ВУЗы. Мои племянники уже плохо владеют татарским. Внуки моих родных в Уфе, Казани вообще не признают татарского языка, обрусели.
Республики есть, а нации исчезают, ассимилируются. Жаль! Такое же положение, скажем, в Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Коми и т.д. Появилась новая нация «русскоязычные татары»
После развала СССР Президент Татарстана Шайминев издал было Указ о переходе на латинский алфавит (узбеки, туркмены, азербайджанцы перешли), да Президент РФ В.В. Путин этот указ отменил.
Кстати, кириллица не подходит к тюркоязычным языкам. Кириллице нахватает до 10 букв, произношении. А букву Q вообще отменили, понаставляли всякие хвостики, черточки к кириллице.
Я подготовил было книгу своих стихов на татарском, просил для издания 2000 долларов у миллиардера Ахметова – отказал.
Я как-то в Рабате (Марокко) спросил мальчика в каком ты учишься классе? Ответ – я наизусть выучил уже 50 страниц Корана. Он видимо учится в медресе.

МИЛИЦИЯ, АРЕСТЫ.
Один милиционер на 5-6 деревень. Ему положено иметь лошадь, телегу, сани. Появлялся он в селе тогда, когда надо арестовать кого-то и привезти в КПЗ МВД района. До войны не было пьянок, воровать было тоже нечего, бедность. Крестьяне в начале 30-х были неграмотными, не было радио, газет. Разговоров о политике, о власти не вели никаких недовольств не предъявляли.
В моей памяти арестовывали из нашего села человек может десять, все они не вернулись, погибли там. Иногда старики спрашивали отца, мол, о чем пишут в газетах, не надвигается ли война.
1948 год. Лето. Я приехал в отпуск. Отец говорит арестовали вернувшегося в 1946 году из плена, инвалида с одной ногой Вали.


ПРИЧИНА АРЕСТА.
Он в плену работал у немецкого фермера. В конном дворе мужикам рассказывал как здорово в Германии организовано сельхозпроизводство. Критиковал колхозный строй, мол, на трудодни мало что дают. Кто-то написал донос. Прибыла милиция и увезли его в район. Сказали вскоре в Бирской тюрьме умер.

ГОСПЛАНОВСКАЯ СИСТЕМА И КОЛХОЗЫ.
В хрущевские времена я беседовал с бухгалтером колхоза Афзалом.
Говорю, сегодня побывал в поле и в мастерской, где ремонтировали комбайны. Видел, на краю поля, возле леса лежат горы удобрений в пластмассовых мешках. Почему же их не рассыпали по полям?
А в мастерской, чтобы отремонтировать 2 комбайна,  разбирают на запчасти другой цельный комбайн. В чем дело?
БУХГАЛТЕР. У нас не чернозем. От удобрения толку мало. Достать запчасти почти не возможно. Колхоз очень бедный. А плановые органы завалили колхоз удобрениями. Выделили много комбайнов. Мы же колхоз – миллионер. Убытки два миллиона рублей, их спишут, опять дадут удобрения, комбайны. Вот такое оно плановое хозяйство. Запчастей для ремонта нет вообще.
В газетах писали предприятия, транспортные органы были заинтересованы выполнить план: гнали тонны, тонна/километры, штуки, кубометры.
Как-то я читал, экспортные органы удивлялись, японцы покупают сотнями наши станки, даже кувалды. Оказалось японцы станки наши, кувалды сразу отправляют на переплавку.
Такая была плановая экономика.
1943 год. 50 летнего отца, больного астмой призывают в трудармию. Дома остается мачеха с 4-мя детьми. Направились пешком в  Бирск 100 км. Он задыхался, падал. Видя такое положение – отправили домой.
1946 год. Был в райцентре, чтобы встать на воинский учет. Иду обратно, надо прошагать 20 км. Вижу ведут колонну арестованных в Бирскую тюрьму. Я был в военной форме. Вижу среди них молодого парня из нашего села. Спрашиваю, за что? Он говорит, отправили было в ФЗУ (фабрично-заводское училище, позже ПТУ), да я от туда сбежал. Поймали. В 1939-40 годах ребят, как в армию могли мобилизовать в ряды ФЗУ. Такие были времена. 

ВНЕДРЕНИЕ В БЫТ ТЕХНИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ.

Я увидел впервые в жизни:
; паровоз – в 6 лет, 1930г.;
; поездка на поезде – февраль 1942г.;
; трактора и грузового автомобиля – 1932г.;
; легкового автомобиля – в 1938 году;
; самолет (Балтачево) 1940 год. За деньги можно было сделать круг;
; телевизор. КВН 1955 год. Экран очень маленький, перед экраном ставили стеклянный увеличитель, заполненный дистелированной водой;
; телевизор черно-белый приобрели в 1965 году;
; холодильник впервые увидел в магазине Ленинграда в 1956 году. Эта была редкость. Приобрел в 1965 году;
; цветной телевизор – 1969 году;
; магнитофон катушечный – 1978 г.;
; магнитофон кассетный – 1984г.;
; радиоприемник, малогабаритный «Спидола» – в 1967 году;
; Ноутбук, подарила дочь – 2013г.;
; планшет – 2014г.;
; на самолете ТУ – Владивосток-Москва – 1959г.;
; фотоаппарат, подарил брат – 1955г.;
; фотоаппарат «мыльница» – 1996г.;
; фотоаппарат «ФЭД» – 1965г.;
; стиральная машина купил впервые – 2014г.


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ШКОЛЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО.
Ни в начальной, ни в средней школе никакого  медперсонала не было, о здоровье, о защите от инфекционных болезней разговоров не было вообще. Туалет на улице, умывальников для учащихся нет. Учащихся в школе не кормили. Каких либо кружков по интересам не было. Домашних заданий не давали.
Весной и осенью ежедневно проходили пешком по 20 километров, какие там домашние задания! Сдавали нормы ГТО, ГСО, на значок «Ворошиловский стрелок». ГТО («готов к труду и обороне»), ГСО («готов санитарной обороне»).
Как я уже писал, действовал закон естественного отбора, слабые дети умирали от дизентерии еще в детстве.
Живя в полуголодных условиях, антисанитарии, без присмотра медиков, без лекарств, как не странно, не болели, ни насморком, ни ларингитом, ни ОРЗ, гриппом.  Наверное от того, что был чистый воздух и натуральная пища.



ПОХОРОНЫ ПО МУСУЛЬМАНСКИ.
После смерти мулла и его помощник моэдзин по очереди всю ночь отпевали умершего, приводя отрывки из Корана.
Хоронят без одежды. Тело оборачивают в белую материю (сафьян). Дедушки, бабушки такой материал готовят себе заранее. Поминки проводят без выпивки. Обычный стол, приходят человек 20 в дом, где проживал покойник.
Много труда надо, чтобы вырыть могилу. Глубина могилы наверное 1,7 метра. Внизу необходимо на всю длину сделать нишу, куда на досках укладывают умершего. Ниша укрывается досками, закапывают.
На поминках мулла долго читает молитву из Корана. Родственники умершего гостей одаривают деньгами (Бедные 10-20 руб., богатые по 100 руб. может быть). Ставят из гранита или мрамора скромный надгробный памятник.

КАК В ТЕ ГОДЫ МАЛЬЧИКАМ ДЕЛАЛИ ОБРЕЗАНИЕ.
Приглашают опытного в этом деле мужчину. На стол настилают одеяло. Делают обрезание, посыпают рану золой и обвязывают белым материалом. В селах, где были больницы, может этим делом занимались медики, я не знаю.

ПРАЗДНИКИ.
По указанию властей отмечали праздники Октября и 1 – Мая. Из религиозных праздников «Корбан байрам» (состоятельные крестьяне режут барашка и часть мяса отдают  тому у кого нет такой возможности). Еще есть «ураза-байрам», по окончании 40 дневной уразы. Нельзя есть и выпить глоток воды от восхода до захода солнца. Ночью можно есть сколько и что угодно, кроме свинины. Лето, жара, некоторые женщины в поле падали в обморок.

ПРИРОДА И ОДНОСЕЛЬЧАНЕ.
Как я писал, колхозники и колхозницы, особенно в летний период, трудились весьма интенсивно: днем – в колхозе, по вечерам – дома. Так что любоваться красотой природы, слушать пение соловьев им было некогда.
Но так или иначе они были детьми природы, любили землю, которая их кормит, невысокие горы, реки, родники, островки в лесу.
К сожалению, в 60-ый годы прибыли нефтяники, прорубили скважину, закрыли вентиль и уехали.
Колхозники самовольно отвинчивали вентиль и набирали нефть для смазки оси телег. Замызгали реки Кыткы, Танын (протекают в р. Белую, затем Каму), погибло много рыбы. А в с. Кзыл-Яр, помню лет 15 горел газовый факел.
До сегодняшнего дня никакой работы по добычи нефти, газа там не ведется.


СЕКРЕТЫ ДОЛГОЛЕТИЯ
Никаких секретов долголетия я не знаю. В нашем роду долгожителей не было. Мать в 40 лет, брат, сестры умерли от сердечной болезни. Отец страдал от астмы, умер в 75 лет.
В каких тяжелых условиях прошло детство я уже излагал. Затем война, послевоенные годы.
Женился поздно, в 33 года. Молодые офицеры в Питере, как правило, питались в столовых. По вечерам бывало выпивали грамм по 100-150 не больше. Не курил.
В период службы и будучи на пенсии (с 1968 года) мы оба работали. В те годы был 6-дневный рабочий день. По вечерам, усталые, к вопросу о питании особого внимания не уделяли, да покойная жена не любила кулинарное дело.
Будучи вдовцом (уже 30 лет) живу один. Кулинарией не увлекаюсь, обхожусь кашами, борщами, молочной пищей. Правда, написал было статью «как дожить до 90 лет».
Знакомые, родные статьей не интересовались, человек консервативен, как привык, так и живет.

О ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ ОДНОСЕЛЬЧАН В НАЧАЛЕ               30-х ГОДОВ ХХ в.
Как я уже отмечал, плохо одетые, в лаптях, которые часто промокали, живущие в основном на одной картошке, можно сказать, не болели ни гриппом, ни ОРЗ, не болело горло, не было насморка.
Изредка могли заболеть простудными болезнями, когда промокали ноги. За 10 лет учебы я не помню случая, чтобы из-за мороза или метели отменяли бы занятия в школах. tо -30-40оС в те годы была обычная зимняя температуры. Из инфекционных болезней – летом, из-за антисанитарии и мух свирепствовала дизентерия среди детей до 4-5 лет.
Женщины не имели противозачаточных средств, аборты не делали, рожали не менее 10-12 детей. Практически вырастить их всех семья не имела возможности. По-видимому, природа посредством эпидемии дизентерии решала демографическую проблему.
Причины, препятствующие распространению других инфекционных болезней:
1. Бездорожье. Зимой обилие снега, частые метели, летом дожди, делали проезд почти невозможным.
2. По причине бездорожья сельчане в своих деревнях жили как бы обособленно.
3. Хотя питание, в основном, было углеводное, но оно было натуральное, без химикатов. Не было аптек, не пичкали организм таблетками.
4. Из-за отсутствия авиаперевозок такой подвижности населения, как сегодня, не было


ЗИМНЯЯ ПОЕЗДКА НА САНЯХ.
В те годы снег выпадал на метры высотой. Помню, так замело наш домик, что мы, дети, катались на санках с крыши дома вниз. Окна с севера тоже оказались под снегом.
Едешь на санях, лошадь копытом прощупывает дорогу под снегом. Чуть в сторону, лошадь проваливается в снег под брюхо. Как долго ее мучили, чтобы она выбралась оттуда на дорогу.
Бывало, встречаются две подводы навстречу друг другу. Как быть. Кто должен уступить дорогу. Порою дело доходило до драки.

ОДЕЖДА, МОДА.
Это было в 1950 году, июль месяц. Дали отпуск.  Турбюро на профсоюзном бульваре Питера, купил турпутевку за 700 рублей (после реформы 70 руб.) по маршруту Тиберда–Донбай–Клухорский перевал–Сухуми. Решил купить гражданскую рубашку с короткими рукавами. Захожу в Фрунзенский универмаг, там висят 12-15 комплектов рабочей одежды. Больше ничего из одежды и обуви.
Так же в других магазинах Питера.
Брюки-клеш. 1948 год, курсанты.
Было модно, чтобы морские брюки накрывали носок ботинок. В период отпуска распарывали и вставляли клинья. Бывало после отпуска команда построиться, одежда – форма № 3. Командиры проверяли и ножницами обрезали клинья.
Как выходили из положения?
Полы брюк в мокром виде натягивали на фанеру и ложили под матрас. Было время на Невском милиционеры останавливали и делали замечания ребятам – «стилягам».

PS. Это, видать, моя заключительная статья. Плохо стало со зрением, да наверное пора отправиться в неизведанный иной мир. Что я излагал в данной статье все правда, нет ничего надуманного.
Я писал о жизни в затерянном глухом лесу небольшой татарской деревне, находящейся на севере Башкортостана. Село на стыке Татышлинского, Балтачевского, Аскинского районов и русского села Ямашева Чернушинского района Пермской области.
В других селениях, которые расположены ближе к городам наверное было больше цивилизации, электричества, аптек, медпунктов, магазинов. А мы жили в таких условиях. Колхозники были терпеливые, работящие, никогда не жаловались на условия жизни, они привыкшие к трудностям. В наши дни мало таких трудяг.
В течение 45 лет анализировал какие события происходят, и записывал свою реакцию на происходящее. Интернетом пользоваться не умею, уже стар. Племянники ввели в Интернет мои некоторые статьи и 65 шуточных рисунков на политические темы.
Похоже сайт Google “proza.ru” большим вниманием не пользуется, мои прогнозы просматривали всего 1200 человек.
Для интереса прилагаю список моих самиздатских книг и статей. Племянники говорят зря пишешь, тратишь свои пенсионные, твои прогнозы на 2023, 2050, 2100 годы никому не нужны. Теперь людей, в основном, интересуют деньги и богатство. Что будет дальше  их мало волнует. Передал бы эти книги и 35 фотоальбомов о жизни в 1930-2016 годах безвозмездно.



Ахмеров Азат Назмиевич,
1924 года рождения, татарин, ветеран ВОВ,
гражданин России, вроде и Украины и Донецкой Республики.

1 февраля 2016 года

Приложение

ЗАКОН ПРИРОДЫ.

; Возникновение;
; Развитие от простого к сложному;
; Достижение пика в своем развитии;
; Начало процесса угасания, деградации;
; Угасание;
; Исчезновение.

Данный закон действует в отношении: Империи, государств, нации, языка, общественных систем, природных явлений, человечества в целом.
Похоже с начала ХХІ века человечество, да и сам человек, переживают период деградации. Восстановить мирное сосуществование народов можно лишь в условиях иного мироустройства. Есть необходимость разработать и осуществить посткапиталистическое мироустройство, где нет безработицы, раскола общества на богатых и бедных, нет войн, терроризма, решена демографическая проблема. (См. «proza.ru» Раздел «Человечество в ХХ веке»)

Что важнее – рифмы или смысл?


В чем смысл жизни?

Ответы:
Нигилист -пессимист
Нет никакого смысла жизни,
Бесполезные споры из сознания - вон!
Не ищите того, чего нет на свете,
Раз появился на свет - живи по зову ген!

Фермер.
Смысл жизни - это - труд,
Общение с природой прекрасной.
Поле, небо, пение птиц, журчание ручей,
Ждут дома жена, дочь, сынок прелестный,
Мои друзья: лошадка, жеребёнок,
Корова, овцы, утки, гусята.
Люблю их галдеж по вечерам,
В этом смысл жизни - ребята.

Философ
Человечество, кажется, сошло с ума,
Воины, террористы, исламисты, кризисы.
Хочу анализировать ситуацию, дать прогноз,
Как можно бы избежать катастрофу и казусы.
Олигарх
На практике всё просто и понятно,
Смысл жизни - деньги, это знает любой чудак.
Работай локтями - дави конкурента,
Не стремишься разбогатеть - ты честный либо дурак!
Бомж
Смысл жизни - эта личная свобода,
Никаких начальников над тобой.
Обходишься без семьи, жилья, работы,
Хотя приходиться трудновато зимой.
Историк
Приспособили историю к нуждам властей,
Исковеркали её, порою не узнать.
Цель - восстановить истину, правду, факты,
Обновлённую историю придётся признать.
Террорист - исламист
Смысл жизни - служить аллаху, попасть в рай,
Уничтожать лжедемократов, неверных.
Установить халифат от Марокко до Индонезии,
Сделать мусульманскими стран северных.
Диктатор
«Тяжела шапочка Мономаха»
Говорили когда - то цари.
Большая ответственность на мне,
Думаю, справлюсь – «держу пари»
Кукловоды, олигархи надо мною,
Приходится исполнять их волю.
Так уж устроен этот мир,
Откажешь потеряешь свою долю.
Генерал
Я исполнитель приказа Главкома,
Моя задача - уничтожать врагов, разрушать их города.
Получу приказ, нажму кнопки запуска ракет,
Хотя человеческая жизнь мне тоже дорога.
Больной старик
Размышлять о чём-то уже поздно,
В молодости мечтал о жизни беспечной.
Постарел, измучили инфаркты, инсульты,
Прошла пора мечтать о смерти лёгкой.

Молодой человек
Цель - подготовить себя к сытой жизни,
Учёба, большая любовь, деньги, почёт.
Работа, женитьба, семья, дети,
Сберечь традицию предков, родную кровь.

Девушка красавица
Думаю быть умницей не обязательно,
Если природа одарила тебя красотою.
Найду жениха - олигарха или полковника,
Надеюсь, повезёт, верю в жизни счастливую.

Политик
Говорят это мы выдумываем санкции,
Мол, политика гробит экономику на повал.
Да, это мы формируем «образ врага»,
Такую установку нам государство дал.
Руководитель СМИ
Веселите народ, зомбируйте, оболваньте,
Отвлеките их от мрачных дум.
Стране нужна стабильность, а не майдан,
Больше ритма аборигенов, так говорит мой кум.
Коррупционер в тюрьме
Пять лет побыл миллионером,
Сейчас занят, убираю тюремную палату.
Вместо икры чёрной - ем баланду,
После придётся жить на одну зарплату
На тему дня. Шутка
Париж 2016 гол.

Министр
«Полундра, свистать всех наверх!»
Движется лавина беженцев на Париж.
Полиция, легионеры, армия,
Остановите их, эта реальность, а не мираж!
Париж 2060 год
Парламент наш народный постановил:
«Соборы переделать в мечети»
Доигрались в толерантность господа,
Католиков стало меньше, Мусульманам почёт!

Ахмеров
Азат Назмиевич
83102, г. Донецк
пр. Ленинский, 31/28
(062)266-29-12
1924 г. рождения
ветеран ВОВ, татарин
15 февраля 2016 г.
099-340-75-42 Skype Google:azatnazmi
proza.ru/avator/azatnazmi
статьи, 65 рисунков
раздел «Человечество ХХІ веке»

«Зачем мне свобода, когда в желудке пусто»

СОБАЧЬЯ НОСТАЛЬГИЯ

Как было хорошо, когда мы, две пушистые щенки Шах и Мат жили у хозяев. Все удобства, тепло, трехразовое питание собачьими деликатесами. Правда, не доставало свободы, то нельзя, другое нельзя, ошейник, поводок.
Дважды в день выводили на прогулку. Не житуха – а рай! К сожалению, когда то всему приходит конец. Как-то, нечаянно, играючи, укусил малышку Ванюшу, аж до крови. Хозяйка рассердилась и выгнала меня на улицу. Началась голодная собачья житуха. В начале был в восторге от свободы. Гуляй, Вася! Бегай куда, сколько хочешь.
Оказалось зачем мне эта свобода, если в желудке пусто и ночами трясешься от холода.
Говорят когда-то вареную колбасу можно было найти у мусорников. Завидую Мату, спит на мягком коврике, питается мясом «Кити-Кетом». Сегодня вообще голодаю, попрошайничал на рынке – все без толку.
По ночам перестал лаять, берегу калории. Боюсь, как бы не отловили и закрыли в клетку. Наверное пойду к дверям хозяйки и буду скулить. Может пожалеет и простит, заберет к себе.