Царевна с изумрудными глазами

Борис Бычков
Это случилось  давно, когда вместо машин на телегах да в каретах ездили, о поездах никто не слыхал, а большинство людей пешком ходили.

В одной деревеньке, недалеко от Твери жил с матушкой парень по имени Трифон. И уж так-то они бедны были, что от голодухи часто даже опухали. Выживали только за счет запасов лесных  - лещины, грибочков сушеных и соленых; меда бортного, да ягод моченых. Про одежу и сказать стыдоба – у матушки один сарафан и пара наполовину сношенных валенок осталась, а у Тришки – только кафтан и тот весь латаный.

Работящие были оба, но сколь ни старались внаймах – и рубля скопить не могли – то хозяин обмишулит, то недобрые люди обворуют. Лишней копейки не было, чтобы худую крышу своей лачуги  хоть дранкой с соломой перекрыть.

Но вот подрос Трифон. Восемнадцатый годок ему пошел. И говорит матери:

- Пойду я по свету лучшую долю искать. Может повезёт в чужой стороне.

Перекрестила его матушка. Благословила, молитву Пресвятой Богородице вознеся; образок со святым Николаем Чудотворцем дала. И зашагал Триша через долы и дубравы, сквозь густые ельники всё далее от дома.

…Долго он уже странствовал. Семь пар лаптей источил. И вот однажды решил на солнечной полянке в тени березы высокой поспать часок- другой. Но и присесть не успел, как услышал откуда- то сверху его окликнули:

- Эй, паренек, помоги мне.

Глянул вверх  и увидел, что высоко на березе, на последних тонких ветках раскачивается красивая кошка с каким-то блеском на голове, с прекрасными зелеными глазами, сияющими изумрудным блеском.

- Чем же тебе помочь? И как ты туда попала?

- Собаки злые за мной гнались. Высоко на ствол я легко взлетела. А здесь голова кружится: вниз и спускаться , и глядеть боязно; да еще и лапку об сучок поранила. Сними меня с березоньки, отнеси к батюшке.
    
Триша разбежался, подпрыгнул и раз – раз с сучка на ветку, с ветки на сучок – высоко по стволу взобрался, снял кошку, осторожно её за пазуху положил, спустился на землю и говорит:

- Ну, пойдем, отнесу я тебя. Только дороги не ведаю. Подсказывай.

-  Ступай прямо. Через два леса и девять холмов, дорога разделится. Ты по правой ступай, так и дойдём до дворца моего батюшки.

- Кто же ты такая? – спросил Трифон.

- Дочь кошачьего Царя. Видишь у меня в волосах на голове даже  золотая коронка сверкает.

- Этот блеск я давно заметил,- сказал Трифон и отправился в путь. Он идёт, бережно кошку поглаживает, разговаривает с ней, чтобы веселее было; а она мурлычет и всё ранку зализывает.

- Ничего. Ты кошка молодая – до свадьбы заживёт,- утешает Триша.

Вдруг откуда-то из кустов здоровенный чёрный козёл выскочил и говорит:

- Брось ты эту кошку, парень. Я тоже раньше человеком был, а она меня в козла превратила. И тебя не пожалеет.
 
Но не стал его Трифон слушать, а спустившись с третьего холма , зашагал дальше.
Вот уж второй лес миновали, как из -под дуба с желудями грязная свинья вынырнула и говорит:

-Брось ты эту кошку, парень. Я тоже раньше человеком была, а она меня в свинью превратила. И тебя не пожалеет.

Не стал и её Трифон слушать. Взял прут, отогнал с дороги и дальше отправился. Уже с девятого холма спускался – откуда ни возьмись большая серая крыса выскочила  и говорит:

- Брось эту кошку, парень. Я тоже раньше человеком была, а она меня в крысу обернула. И тебя не пощадит. Лучше дай я ей горло перегрызу.

Не стал её Трифон слушать. Подобрал крепкую палку, побил злобную тварь, прогнал и дальше понёс царевну кошачью  ко дворцу батюшки.Но поинтересовался:

- За что ты их?

- Первый решил поглумиться -  хотел мне к хвосту какую-то железяку привязать, говорил «так быстрей сама до дому добежишь». Второй врачом назвался, а сам был в грязной одежде и с испачканными руками, и мыть их не желал.

- А крыса?

- Толстым и очень жадным торговцем была. Потребовал, чтобы я в уплату корону свою отдала. Ты первый мне и поверил, и помог, ничего не требуя. Я тебе тоже добром отплачу. Когда к отцу придём, он предложит тебе и деньги, и золото, сколько унести сможешь. Но ты лучше попроси у него скатерть вышитую, иглу с катушкой ниток, да мастерок каменщика.

- Бедны мы с матушкой.  Мне бы деньги больше пригодились. Да ладно , послушаюсь. Больно красиво ты всё промурлыкала.

Но вот добрались они до дворца кошачьего Царя. Был он в человеческом обличье. Благородный такой, в дорогом мундире и с большими красивыми усами. Уж как дочери любимой обрадовался! И гладил её, и за ушком почёсывал. А она всё:

- Мурр, муррр , мурр!- ластилась и об ноги терлась.

Велел - Всех котов Царь-  богатый стол накрыть. Сели они с Трифоном сметаны поели, блинами полакомились разными ( с мясом, рыбой, икрой, вареньем ) – как раз масляная неделя кончалась; мёд выпили. Пришла пора прощаться. Царь ему и денег , и золота, сколько сможет унести предложил.
         
Но Триша вдруг  сказал:

- Мы с матушкой люди бедные, к золоту не привыкшие. Позволь мне
Государь простые вещи просить, что у тебя в углу видел – скатерть с вышивкой, катушку с иголкой, да мастерок – всё в хозяйстве пригодятся.

- Кто же тебя надоумил? – досадливо муркнул Царь,- Честно отвечай.

 - Дочка твоя. Только ты её не ругай- слово дай.

Велел повелитель кошек позвать дочь.

Вскоре распахнулась большая дверь и в зал вошла грациозная красавица с точеной фигурой , нежным лицом, и сверкающими изумрудным блеском глазами. Увидел её Трифон и речь потерял, заметил только ещё, что рука  у неё на перевязи. А красавица ему и говорит:

- Что же ты обомлел? Я и есть царевна-кошка. Вот и рука моя раненая, и корона на голове сверкает.

Очнулся Триша и к Царю обратился:
- Не гневайся великий Царь! Не нужны мне твои дары ,и деньги, и золото. Ничего не надо. Отдай только в жены дочку.

Царь в ответ:

- Пусть сама скажет, как быть?

Царевна ждать не заставила, быстро говорит:

- Ты мне давно полюбился. За смелость, за верность, за то, как спас меня, как берег когда к батюшке нес, как защищал. За то ,что не поддался на неправду обо мне. С радостью согласна женой тебе верной стать.

На том и порешили. Дал им Царь большую карету с шестеркой лошадей, четырех драгунов в охрану и в приданое всё, что попросил Триша.

Вернулись они в тверскую деревеньку, матушку обрадовали и зажили
счастливо, больше нужды не зная. Скатерть-то самобранкой была, любые яства на ней появлялись, стоило  лишь пожелать.Волшебные иголка с катушкой в руках Царевны – кошки столько одежды пошили – век не сносить. А мастерок с Трифоном вскоре богатый каменный дом сладили. Самый большой и красивый в округе.
Через год после весёлой свадьбы позвали они в гости батюшку на первого внука порадоваться.

Говорят, что их нынешние пра- пра- правнуки и сейчас там счастливо живут.

                Борис БЫЧКОВ.