Вина. Цикл Робинзоны

Алексей Шутёмов
  — Ну, посуди сам, — замечает новоприбывший робинзон. — Сколько крови пролили христиане, сколько людей погибло в застенках инквизиции? И не говори, что то были католики. -

   Иеромонах Анатолий улыбнулся. Сколько он слышал таких разговоров...

    — Я и не говорю. Но посмотри сам — сначала римляне уничтожают христиан. Потом появляется Константин. И куда деваются многобожники? Правильно, становятся добрыми христианами. До появления Юлиана-отступника. -

    — Но ведь и язычники сопротивлялись крещению? -

    — И много было тех, кто сопротивлялся? И много ли было христиан, что добровольно пошли на смерть и мучения? Очень немного. Поэтому в 1917-м и стали храмы взрывать и священников расстреливать. Просто большинство населения ставит материальное выше духовного. Тому и служит. Кстати, это и ответ на вопрос, как победили фашисты в Германии в 1933-м году. -

    — Но ведь это же ничего не объясняет! Ведь есть и моральные, общечеловеческие ценности! -

    — Общечеловеческие ценности — фикция, — заметил иеромонах Анатолий. — Есть лишь желание сохранить себе жизнь, а также кусок хлеба и крышу над головой. И побольше. А в толпе у многих возникает ещё и чувство анонимности, соответственно — безнаказанности. Толпа всегда идёт за лидером. Ослушников — наказывает. И никаких ценностей! -

   Собеседник смолк. То ли обдумывает, то ли не согласен. Впрочем, разговор этим не закончится...