Три поездки в Дивеево продолжение

Елена Седова
Вторая поездка: «… с верою и любовию…»

По молитвам преподобного Серафима Саровского. – Пантурова 6. –
Благодать Святой Канавки. – Ангела за трапезой. – Обманчивая благообразность. – Тайное покаяние. – Трудные времена. –Геронтисса. – Всё в колокольных звонах. – Даже птицы… - Прекрасная явь.  – Зелёный, красный, фиолетовый. -  Неоспоримая истина.

Лишь через два года я снова оказалась в Дивееве. И уже не одна: со мной поехала моя дочь Ирина. Всё это время первая поездка была свежа в памяти. Много и радостно рассказывала о ней родным, друзьям и даже незнакомым людям.
Ежедневные молитвы, чтение Евангелия, венчание в Казанском храме Суздаля…  - это всё урожай, семена которого были посеяны молитвами преподобного  Серафима Саровского, не отринувшего меня, слабую и грешащую.
«… любимиче Матере Божественныя Любве, услыши  мя, малолюбящаго и многогрешащаго  тебе».

Наша, теперь уже трёхдневная, поездка совпала с кануном праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В Доме паломника все места были заняты. И мы, к нашей радости,нашли свободный номер  в доме №6 по улице Пантурова,  куда нас на исходе дня  привёз всё тот же таксист  Александр.
Аккуратное двухэтажное здание.  На ухоженных клумбах пылают жаром осенние цветы. Ветви яблонь клонятся к земле  под тяжестью краснобоких плодов.
В коридоре гостиницы радуют глаз разноцветные фиалки.
Переобуваемся в домашние тапочки и поднимаемся на второй этаж. В номере, как и в Доме паломника,  чисто, уютно.
Почему-то говорим шепотом, словно боимся нарушить благоговейную тишину, царящую во всём доме и вокруг него.
До монастырской ограды рукой подать.

С утра отправились в монастырь. Прошли несколько десятков метров и оказались перед распятием, что стоит там, где Канавка делает поворот.
Осенили себя крестным знамением и пошли вдоль Канавки, только с внешней стороны.  В какой чистоте и укреплённости  содержится это святое  место!
Прошли мимо могучего дерева. Оно росло здесь ещё при жизни великого старца. Яркие георгины вдоль всей ограды, за которой вся в зелени  - Святая Канавка. Дальше – дорожка, по которой идут  люди, старые и молодые, мужчины, женщины, дети…
Дважды прошли по Канавке. И уже  ничто не мешало молитвенному настрою. Позже дочь призналась, что готова идти снова и снова вдоль Канавки, всецело отдаваясь единению с Царицей  Небесной, чувствуя особенную благодать, вливающуюся в душу. Слышать это было необычно и радостно.

Все дни пребывания обедали и ужинали в монастырской трапезной.  Самая простая еда казалась необыкновенно вкусной.
Запомнились салат «Оливье» (без мяса, по монастырскому уставу мясо никогда здесь не вкушают), постные щи, жареная рыба, пюре с грибной подливой  и, конечно, знаменитый клюквенный морс! В очереди самые разные люди: многодетные семьи, группы паломников, молодые и пожилые супружеские пары, одинокие странники.  В трапезной тихо. Все непривычно внимательны и вежливы. « Ангела за трапезой»  верующие желают друг другу. И это так необычно слышать вместо привычного «приятного аппетита».

Не обошлось и в этот раз без искушения. О! Бесы не дремлют! Присели с дочерью отдохнуть.  Замечательный вид открылся сразу на два собора – Троицкий и Преображенский.
Благообразная пожилая женщина попросила разрешения сесть рядом с нами.  Конечно, какие могут быть возражения!
Вот тут-то и началось!  Взахлёб  женщина стала говорить, да так ладно да складно, о каких-то контактёрах,  о небесной монархии, о материалах, прочитав которые, мы будем «скакать» от радости…
Моя благоразумная дочь встала, взяла меня за руку – и мы покинули старушку с обманчивой благообразной внешностью.  Вслед нам неслась  откровенная ругань.
Знаю: мирская печать слишком явственно лежит на мне, и это даёт шанс искушающим лишний раз поколебать слабое свечение моей веры…

Троицкий собор закрыт на ремонт.  Рака со святыми мощами преподобного Серафима Саровского перенесена  в Преображенский  собор. Иду сегодня к чудотворцу с тайным покаянием.  Длинная жизнь прожита – множество греховных поступков и помыслов тяжёлым грузом давят на душу. Горячо раскаиваясь, я просила: «Отче любящий, не  отрини мольбы сердца, любящего тя, и о прощении моих грехов любящего Бога умоли».
И я уверена: батюшка Серафим внял моим мольбам. На душе стало легче. Он услышал меня, не отринул, не  осудил, а  растворил своей молитвою мои грехи. Так сильна его любовь к нам, любовь, осиянная Божией милостью.

Ирина  пошла  освятить икону, а я  решила отдохнуть (ноги  в эту поездку не давали покоя). Все скамейки были заняты. Пожилая красивая женщина в кружевном платке  пригласила сесть с ней рядом. Разговорились. Она преподаватель Православной Воскресной школы на Украине.  Сейчас в отпуске. Вот и ездит по российским монастырям.  Как она выразилась, чтобы сил набраться выстоять в трудные времена.  С болью в голосе рассказала о бесчинствам, творимых в её городе, о гонениях на православных, об осквернении храмов.
Что нам, грешным, остаётся делать?! Только молиться. Только каяться и просить у Бога помощи, чтобы дал силы верой и любовью противостоять бесовскому наваждению.
Когда на Земле  умножается скверна,
 Её посещает зловещий  инферно.
И огненный демон туманит нам очи.
До срока забрать в преисподнюю хочет.
А если не может, то души  корёжит.
О Боже! Ты знаешь, как жизнь наша бренна!
Умерь в человецех злобу инферно.


Каждая поездка  открывает для меня что-то новое, доселе неведанное, нужное тебе именно в данный момент. Впервые увидела  удивительную икону. На ней Богоматерь    изображена одна и  во весь рост.  Это Геронтисса. А ещё её называют «Утешение старости».  Я не только приложилась к  иконе, но и прошла  под ней. Всё это происходило на площади возле Преображенского собора. Привезли её из Нового Афона. Двое молодых людей держали икону с учтивым благоговением, и все желающие (сотни людей) сумели получить  Божью благодать, от неё исходящую. Особенно дорога эта встреча для пожилых  людей, а значит, и для меня.
Куда-то делся страх смерти. А ведь многие и многие годы он меня просто изводил.  Сейчас я окончательно укрепилась в мыслях, что не всё так страшно. 
Я вас прошу – не бойтесь смерти.
Её на свете вовсе нет.
Она лишь переход, поверьте,
В тот мир, где вечной жизни свет.

И я боялась тьмы и тлена,
Свой  сочиняя некролог…
Но вырваться из страха плена
Мне монастырь святой помог.

По вере нашей нам воздастся.
Как эта истина мудра!
Смерть не посмеет надругаться.
Душа не сгинет в  никуда.

Я вас прошу – не бойтесь смерти.
Её на свете вовсе нет.
Она лишь переход, поверьте,
В тот мир, где вечной жизни свет.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. И всё в колокольных звонах, возвещающих, что Её появление на свет Божий – начало новой,  доселе невиданной жизни, жизни, полной радостного ожидания прихода на Землю Спасителя.
Прочь, сон! Колоколов звон!
То  томно, то громко,
То головоломно, то звонко…
Сонм колоколов!
Сколько звонов?!
Сорок сороков!
Прочь, сон! Колоколов звон…

Наверное, десятки  тысяч паломников побывали в Дивееве на празднике РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
 Люди с раннего утра и до позднего вечера шли сплошным потоком: старые и молодые, семьями и в одиночку...
 Какие просветлённые лица!
 Сколько в них горячей веры и кроткой любви!
 Первая мысль: "Такой народ на руках носить надо!"


 Отчего так сложилось в веках,
 Что носить свой народ на руках
 Ни один правитель не может,
 Лишь препоны и горести множит?

 Сильный мира  сего,  в Храм приди!
 Ты увидишь здесь столько ЛЮБВИ,
 Столько АНГЕЛЬСКОГО терпения,
 Несмотря на оковы и тернии!
 .....................................
 Ходят в Храмы и ставят свечи...
 Но народ у них - пасынок вечный.

Вот и уповаем на Господа и на святых, что молятся о нас  грешных…
На территории монастыря  много птиц и кошек. Всем им здесь хорошо, вольно и сытно. Кошки совсем не боятся людей, смело идут к ним на руки.
И что самое интересное, поразившее нас – это поведение Божьих тварей во время богослужений. Птицы не летают.  Кошек не видно.
Но вот закончилось богослужение – и стаи птиц начинают свой галдящий полёт над куполами храмов.
Кошки выходят из своих укрытий,  важно прогуливаются, куда-то идут с деловым видом…
Раздаётся звон колокольчика. Это одна из насельниц созывает монахинь на вечернюю трапезу. Закончился ещё один день, подаренный всем нам.

Мы с дочерью возвращаемся в келью. Душа переполнена какой-то особой радостью. Ещё один день прожит в этом священном, намоленном  месте,      где каждая из нас, пусть ещё на полшага, приблизилась к осознанию своей сопричастности  православной вере, побыла наедине со своей душой, стремящейся к Добру и Свету.
Вспомнился  теперь уже далёкий  1990 год.  Год, когда вера еле теплилась в моём сердце. Когда я ещё не переступала порог храма. Но уже  видела сны, зовущие  в новый и прекрасный мир.
Один и тот же сон преследует меня:
Печальный перезвон ведут колокола.
Какой-то полумрак, дрожание свечей,
В душе могильный страх, елейный мёд речей…
Ищу в толпе тебя, но всё чужие лица…
И вдруг умолкли все и начали молиться.
И каждый о своём просил, наверно, Бога.
Что может он один? Ведь страждущих так много!
И я молюсь в толпе, и православья гены
Горят в моей душе молитвою нетленной…
Сейчас я понимаю, что это  уже не сон, а прекрасная явь.  Обретя её,  надо денно и нощно молить  Господа, чтобы она (явь) не покидала наши сердца.
Какое это счастье – вернуться в многовековую христианскую жизнь своего народа, глубоко верующего, хранящего заветы святых отцов!

 
В середине дня
 мы поспешили  на автобус. Едем на Источник святого Серафима Саровского, что недалеко от посёлка Цыгановка. В первую поездку я не сумела там побывать. Монастырский автобус полон, все места и проход заняты, кто-то даже сидит на самодельном парусиновом стульчике.
Звучит тихая музыка.  Приятный голос на её фоне ведёт рассказ о чудесном появлении источника…  Но об этом я напишу более подробно в следующем очерке.
А сейчас хочу поделиться некоторыми, как мне кажется, удивительными наблюдениями.
Есть на источнике часовня, которую  17 июля 2009 года освятил архиепископ Нижегородский и  Арзамасский  Георгий  в честь преподобного Серафима Саровского.
Делаю снимок и вижу: в лучах полуденного солнца вокруг часовни полосы – КРАСНАЯ, ЗЕЛЁНАЯ, ФИОЛЕТОВАЯ.
Решили с дочерью посмотреть символику цветов, которые неожиданным образом проявились на фотографии.
Оказывается, КРАСНЫЙ цвет в Православии – символ Божественного проявления. Как пишет Павел Флоренский, красный цвет обозначает мысль Бога о Мире.
 ЗЕЛЁНЫЙ – цвет гармонии Божественного бытия, предвечный покой.
ФИОЛЕТОВЫЙ -  передаёт особенность служения святого угодника.
Кто-то скажет – всё объясняется законами физики.
Но! Место слишком намолено. Место святое!
Здесь видится, дышится и мыслится совсем по-иному!

И права моя подруга из Армении: «Преподобный Серафим Саровский ушёл из этого Мира, чтобы прийти в него как начало бесконечной духовности».
КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ -  этому подтверждение.

Вторая поездка оказалась не только насыщенной, но и укрепляющей нашу веру и любовь. Она (поездка) явила нам одну неоспоримую истину: счастливы те, кто  является родными не только по крови, но и по вере.
Приобщение к православным христианским ценностям делает души чище, мысли  собраннее, поступки добрее.
Знаем, что ещё не один раз посетим Дивеево, ставшее для нас местом, где всё ложное рассыпается в прах, всё сиюминутное улетучивается,  всё настоящее приобретает вечность нетленную.
Человек, возомнивший себя выше Бога, обрекается на нескончаемую череду ошибок, падений, блужданий во тьме неведения.  Надежда на помощь ближних не всегда оправдана.
И только святые угодники не оставят мятущуюся душу, к ним прибегающую, всегда будут молитвенниками о нас перед Господом Богом и Пресвятой Богородицей.
« Спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш».

Окончание следует.