На обед суп будан. 1947 год

Владимир Пузиков
На фото Пузиковы Илья и Елизавета с дочкой Любой и Пузиков Петр. 1948 год.
Фото из архива В. И. Пузикова - автора.

***

ПУЗИКОВА ЕЛИЗАВЕТА В ПОЛЕВОДЧЕСКОЙ БРИГАДЕ

Летом 1946 года моя мама – Елизавета Ивановна Гречкина вышла замуж за Пузикова Илью Ивановича. Весной следующего года она, уже беременная, была на легком труде, кухарила в полеводческой бригаде колхоза «Красное Знамя».

В то время, колхозникам-полеводам колхоз хлеба печеного не давал. Муки, после прошлогоднего недорода, в колхозной кладовой попросту не имелось в наличии. Готовила Елизавета, как и на ферме, затируху, которую колхозники с юмором называли – «суп будан». От производного: замешать, забуданить!

Готовили суп так: с фермы привозили флягу молока, пропущенного через сепаратор, обезжиренного, синего по цвету, около сорока литров.
Бригадир Будков Яков Тимофеевич шутил:
- Лизавета! Жиров в молочке нет! Зато белков много!

Елизавета выливала молоко в большой котел, кипятила, подкладывая в печь коровьи или овечьи кизяки. На всю бригаду затирала 4 килограмма ячменной муки на простой воде, без яиц и масла. Тесто добавляла в кипящее молоко.
Когда суп был готов, то колхозники усаживались за длинный стол. Каждому доставалось по три половника затирухи, без хлеба.

Во время обеда секретарь партийной организации колхоза «Красное Знамя» Ушаков Иван Антонович читал полеводам газеты, просвещал о делах в стране, крае, районе. Рассказывал и о соревновании между полеводческими бригадами колхоза и тракторными бригадами Шишкинской МТС.

Для многих хуторян этот обед с политинформацией, или без нее, был единственным за сутки приемом пищи. Ведь дома продуктов не было! Поэтому в мае-июне собирали по полям маковые головки, разные съедобные травы. Было легче, когда в огородах появлялись овощи, а в садах – фрукты.

Выручало подсобное хозяйство, особенно корова-кормилица! Но на любую живность: коров, свиней, овец, кроликов и кур сельских совет накладывал налог. Следовало сдать в заготконтору десять килограммов топленого масла, определенное количество мяса, шерсти, яиц, овчин и свиных шкур.

2 июня 1947 года Елизавета родила дочь Любу, а через две недели уже работала, варила обед колхозникам.

Илья и Елизавета жили в семье отца, моего деда – Пузикова Ивана Петровича. Семья была большая, дети: Василий, Вера, Петр – голодали. Стала Елизавета приворовывать, отсыпала пару горстей муки, прятала под одеждой, приносила домой. Свекровь Пелагея готовила для детишек суп.

Через много лет мой дядя – Пузиков Петр Иванович вспоминал:
- Лиза! Нянька! Спасибо тебе! Ты нас кормила!

Всех колхозников, под расписку, заставляли работать на хлопковых плантациях. Особенно трудоемкой была уборка, которая приходилась на позднюю осень, в распутицу и ненастье. Сначала убирали сырье раскрывшихся коробочек, а потом срывали оставшиеся не созревшие коробочки.

Елизавета вспоминала:
- Бригадир полеводческой бригады Будков Яков Тимофеевич выделил каждому колхознику по 17 рядков. Я свои рядки убрала, а бригадир просит: «…Анна Щеглова свои рядки не выбрала. Сделай это за нее! А я тебе занаряжу мажару, топки привезешь!»

Поработала Елизавета, коробочки собрала, выручила бригадира.
Яков Тимофеевич отплатил ей добром, выделил мажару, на которой Пузиковы Илья и Елизавета привезли домой будылья подсолнечника и всю зиму топили ими русскую печь.

Владимир Пузиков
10 апреля 2016 г.
г. Благодарный