Урок - дай, Бог, впрок

Георг Андреев
Сергей Васильевич ехал с женой по трассе М20. Был вечер пятницы. Движение и в ту и в другую стороны было сплошным потоком. Мужчина управлял машиной, а жена управляла водителем: «Не подъезжай близко к впереди идущей машине, держи дистанцию. Объезжай выбоины. Ну что ты так тормозишь?». Учительница в отставке – что с нее возьмешь? Немолодая пара только что побывала в гостях у детей, повидали внуков, ну и делились впечатлениями. Удовлетворение вызывало то, что дети и внуки здоровы, что работают на государственном предприятии, где знают что такое КЗОТ, в отличие от частника. Внучка – особая гордость – отличница, идет на красный диплом. Озадачивало только будущее трудоустройство молодого специалиста. Сколько их бедолаг после института работают продавцами.
Внезапно сзади раздался звук автомобильного сигнала. Сергей Васильевич посмотрел в зеркало заднего вида. На «хвосте» висела БМВ. По поведению престижной иномарки было видно, что ему очень хочется пойти на обгон, но сплошной встречный поток мешал это сделать. Машина металась из стороны в сторону ища лазейку, и все это время сигналила и мигала фарами. Жена всполошилась: «Может у нас что-то не так и он сигналит нам о какой-то неисправности?». Муж, с некоторой иронией, успокоил: «Сидите спокойно,, Анна Степановна, это просто один из тех людей, которым  всегда хочется выделится среди остальных, в том числе и на дороге. Благо мощность машины позволяет. Тесно ему». В сопровождении настойчивых сигналов и мигания фар они ехали некоторое время. Сергея Васильевича это сначала злило, а потом начало забавлять. Есть же люди, которым спокойно не живется – ехал бы как все и нервы целее бы были. Неугомонный водитель, выбрав обочину поровнее, пошел на обгон справа. Когда его машина поравнялась, то наши путешественники увидели перекошенное злобой лицо, рот извергал какой-то словесный поток слов, которого, к счастью, не было слышно. Вдобавок ко всему он демонстрировал вытянутый вверх средний палец на левой руке. Жена опять забеспокоилась: «Что он показывал, может остановиться и осмотреть машину?». С той же долей иронии муж ее успокоил: «Что он показывал я знаю, но с переводом трудности». Она как-то недоверчиво посмотрела на мужа, помолчала, а потом спросила: «Как ты думаешь, кто такой этот тип? Толстосум, который думает, что ему все дозволено или какой-нибудь чиновник, которому так же законы не писаны?». Сергей задумчиво ответил: «Кто его знает. Это также может быть и начинающий водитель, который поездив полгода-год возомнил себя асом. Кстати, самая опасная категория на дороге». Ничего не произошло, но настроение было испорчено. Дальше ехали молча.
Проехав где-то минут тридцать, они увидели стоящую на обочине дороги машину и рядом с ней мужчину, который интенсивно размахивал руками, прося хоть кого-нибудь остановиться. Все проезжали мимо. Сергей Васильевич затормозил и съехал на обочину чуть впереди стоявшей машины. «Сережа!»- на лице Анны Степановны был неподдельный испуг – «Сережа, это тот самый, что ты решил с ним отношения выясниять?». Муж с улыбкой посмотрел на жену: « Анна Степановна, сидите спокойно». Тут подбежал водитель остановившегося автомобиля. Не узнавая людей, на которых он только что гневался, рассыпался в благодарностях: « Вот спасибо, вот спасибо. Все едут и едут, никто не останавливается, у меня вылилась вся жидкость из гидроусилителя руля, посоветуйте что делать? Я недавно за рулем и мало что знаю». Муж с женой переглянулись. Сергей Васильевич объяснил новичку, что ехать без жидкости нельзя, сухой насос сгорит через пять километров.
- Мы можем довезти вас до ближайшей заправки, там вы купите жидкость и, постепенно её подливая, доедете до сервиса.
- Спасибо большое, я только заберу документы из машины и закрою ее.
Мужчина, устроившись на заднем сидении, вздохнул с облегчением. Его явно тянуло поговорить. Хозяева машины его в этом поддерживали. Им явно хотелось побольше узнать об этом человеке. Выяснилось, что он владелец небольшой компании по торговле моющими и чистящими средствами. Машину купил недавно, машина подержанная. Но до этого служила исправно. Поломалась в первый раз. Пассажир посетовал: «Такое интенсивное движение, что приходится волочиться в общем потоке, негде на полную использовать всю мощь немецкого изделия». Когда Сергей притормозил, пропуская со второстепенной дороги газель, то попутчик и вовсе возмутился: «Так мы вообще никогда не приедем». Бывалый водитель спокойно объяснил: «Если не будем уступать друг другу, то при такой интенсивности движения вообще наступит коллапс на дорогах. Тем более Газель это, как правило, доставка, человек зарабатывает этим. А ему при таком сплошном потоке со второстепенной дороги не выехать никогда. Это надо понимать». Впереди показалась заправка:
- Ну вот, купите жидкость и кто-нибудь из заправляющихся доставит вас назад в лучшем виде.
- Большое спасибо, что я вам должен?
- Ничего, с каждым бывает, сегодня я вас выручил, завтра вы меня. Земля круглая.
- Рад был с вами познакомится. Вот, возьмите мою визитку, мало ли понадобится что-нибудь из моего ассортимента, скидки гарантирую.
Все это он говорил стоя у открытой дверцы машины со стороны Анны Степановны. И она не выдержала:
- А знаете, мы с вами уже давно знакомы. Мне муж так и не сумел растолковать что означает этот жест, поднятый вверх средний палец руки.
Лицо собеседника пошло красными пятнами. Он растерянно бормотал о спешке, об интенсивности движения, и наконец начал сбивчиво извиняться. Сергею Васильевичу стало даже немного его жаль. Он подошел к молодому человеку и дружески посоветовал: «Прочтите у мудрецов и примите как простую истину жизни: не делай зла –вернется бумерангом, не плюй в колодец – будешь воду пить – дальше найди и прочитай сам. А еще Омар Хайям говорил: « кто понял жизнь, тот больше не спешит». Удачи на дорогах». Сергей протянул ему руку. Рукопожатие начинающего автолюбителя было вялым. Он повернулся и пошел в магазин автозаправки. Плечи его были опущены.
Наши путешественники какое-то время продолжали путь молча. Первым не выдержал глава семьи. Хитро покосившись на свою спутницу с деланным ворчанием произнес: «Вот тебе и толстосумы, чиновники. Просто молодой глуповатый человек, которому дали мощную машину. Ну ничего, жизнь хороший учитель».