Конечно, Дружок

Лариса Березина
Суровым был мой дед Антон. Суровым. Три георгиевских креста имел за первую мировую. А вторую мировую в Берлине закончил и на рейхстаге расписался.

Детство моё послевоенное не было лёгким. Еды в городе не хватало. Мать одна меня поднимала. Так получилось. Отца у меня не было. Мать вечно на нескольких работах. Вот и отправила меня, шестилетнего, в деревню  к деду. Там сытнее.

У деда хозяйство: три свиньи, корова с телёнком, кур штук двадцать.  Огород  большой. Там и яблони, и малина, и смородина…   Даже табак дед сам выращивал. У него за печкой всегда мешок с доморощенным табаком  находился, чтобы сухим был табачок.  Основательный мужик был мой дед. Хозяйственный.

Была у него жена – ворчливая, но работящая  тётка Мария, моя-то бабушка  давно померла, да дочка восьмиклассница от второго брака  - Оксана.

Жилось мне у них неплохо. Помню запах овчины. Заберёшься на русскую печь – тепло и вот этот запах…

Помню молоко парное из глиняного кувшина… Бодливую корову Зойку.  Злющего петуха Стёпку. Но про Стёпку -то  совсем другая история.

У соседки - тёти Наташи была собака. Мохнатая, кривоногая, злющая.  И вот принесла Динка потомство. Четверо пушистых коричневых щенков со смешными висячим ушами целыми днями играли друг с другом во дворе тёти Наташи, опрокидывали друг друга на спину, покусывали.

–  Дайте мне одного. Пожалуйста, – попросил я.

–  Рубль давай! За рубль отдам, – сообщила тётя Наташа.

–  Деда, деда, дай мне рубль, пожалуйста! – прибежал я к деду.

–  И зачем тебе, интересно, рубль? – удивился он.

–  Собачку хочу. Тете Наташе рубль, а она нам щеночка.

– Еще не хватало! Зачем нам собака?

–  Дом сторожить.

– Чего там сторожить? Не придумывай. Никаких собак.

Сторожить  в деревне в те времена не пытались. Воров не было. У деда дверь входная на слабенькую щеколду запиралась. Да и то не всегда.

Поныл я ещё немного. Но не помогло.  Суровым был мой дед Антон.  Суровым.
А мне щеночек каждую ночь снился… Я с ним играл…

Через неделю ездил дед в город. Ягоды продавать. Вернулся с выручкой. Гордо на стол деньги положил.

– Бери, хозяйка!

Пока тётка Мария по хозяйству хлопотала, я взял да и потихонечку схватил со стола червонец.  И в стогу сена во дворе спрятал.

– Ты что так мало денег нынче заработал? - поинтересовалась Мария.

–  Да нормально денег.

Тут-то червонца и хватились.

Сначала накинулись на Оксану. Зачем деньги взяла? Она в слёзы. Не брала, как вы могли такое подумать?

Потом за меня взялись. Отдай, говорят, не бойся, тебе ничего не будет.  А  я реву, но на своем стою.  Не брал, не знаю. Часа через два не выдержал. Сознался. Отдал деньги и реву.

– Ну и зачем тебе столько денег? – спрашивает дед.

– Собачку, –  всхлипываю я. – Щеночка.  Я дружить с ним хотел. Дружить.

Дед молча собрался и вышел из избы. А вернулся с маленьким кривоногом коричневым щеночком.

– Держи, дружка своего.

Конечно, так и назвали собаку – Дружок.

Он быстро рос и превратился в злющего пса, охраняющего двор.  И много лет выполнял свои собачьи обязанности. Но это потом. А тогда…

 Было лето. И я, шестилетний, играл во дворе дома с мохнатым щеночком.  Я заботился о нём. Сам кормил, сам наливал воду в алюминиевую миску. А дед бывало сидел на табуретке, доставал сшитый тёткой Марией кисет, а из него доморощенный табачок, не спеша набивал им козью ножку и с наслаждением закуривал.

– Нашёл себе Дружка, -  тихонько по-доброму ворчал себе в усы.

Я был счастлив. Я был доволен. И воспоминание об этой детской своей радости осталось со мной на всю жизнь.