о прошедшей жизни, об идущей и, с Божьей помощью,

Алексей Авганов
… о прошедшей жизни, об идущей… и, с Божьей помощью,… о предстоящей!!!


Писал недавно о своих учителях – преподавателях, к сожалению  совсем не помню свою первую школьную учительницу одно  точно  помню, что не учитель и всё!
  Было это в казахской степи, на границе с Китаем, тогда границы с Китаем (как таковой) не было. Стояли их пограничный столб (китайский) и наш пограничный столб (советский)  и всё…. Дорога не прерывалась, пограничники не стояли в будках с ружьями. Мой дед Анисим, царствие Ему Небесное, ходил плотничать (бобои маро Анисим Тимофеевич  дурнигори  нагзтарин  буд) в Китай и возвращался каждый  вечер, неся нам покушать и водочки для себя. Если честно, считаю что моим первым учителем, по жизни, был мой дед Анисим. Он много читал: Толстого, Бунина, Горького. Где он брал книги?  Я не знаю, может в библиотеке…
 Но  навсегда я запомнил его: у окна, очки в круглой пластмассовой оправе и с… большой книгой в руках.
  Его наставления: Ленька (всегда звал меня Лёнькой) не пей за углом, приди домой и выпей, за углом… ни… ни.  Ну я как всегда увлекся…  к теме!
   Так вот: ходил я в первый класс в селе Тамды,  Семипалатинской области  Казахстана. Ходил пешком, восемь километров. Помню, нападали на входе в село на меня гуси, огромные  шипящие, все бело - серые, важные,  на голове и спине серые полосы. Они вытягивали шеи, прижимали их к земле, а потом… резко бежали на пару шагов, в мою сторону,  затем гоготали, как оглашЁные и,  привстав на носочки: махали широко распахнутыми крыльями… После этого словно забыв обо мне, мирно щипали травку. Я  пережидая,  вернее омертвев от страха, стоял как вкопанный и только после того, как гуси начинали  кушать… шел дальше. Возможно, от этого я и не запомнил свою первую учительницу. С болью и надеждой я до сих пор пытаюсь ее представить, хотя бы без фамилии и отчества, просто образ,… все таки – учительница первая моя! Не  получается.
   Кстати я хотел написать о моем житье-бытье в Хороге и в Московском (Хамадони), но сорвался… на Казахстан!!!
  Почему пишу, после моих публикаций в интернете, одна девушка, женщина, красавица, спортсменка написала: … будет ли продолжение?!  Я ответил:  а надо? Написала – надо! Вообще-то… всего одна, но я помню: что хочет женщина, Худо хохад (хочет Бог!). Вот  пишу…
  Честно: боюсь нарваться в очередной раз на фразу: дед, забодал ты своими воспоминаниями и стихами! Ты кто?! Хайям, Руми, Рудаки, Есенин?! чтобы тебя слушать (читать)! Да, я алексей авганов, сын своего отца, всего лишь и пишу, чтобы облегчить свою душу и приглушить тоску по моему незабвенному Таджикистану!
  Воспоминания это кровь стареющего сердца, его бальзам. В старости вспоминается самое святое, самое любимое, самое главное… и всем этим в моей старости стал – Таджикистан!
  Хорог – Крыша Мира (Боми Ч,ахон)…

…яке гуяд ки… ман аз Боми Ч,ахонам,
Дигар гуяд ки… ман аз Хатлон маконам!!!
Агар маро пурсидааст: ту кисти, аз куч,ои:
Бигуям… ман  точ,ик…
Помири, точ,ики забонам… аз Точ.икистонам!!! (дари)


(Один говорит я с Крыши Мира, второй я с Хатлона, если меня спросят - ты кто?! Отвечу – я таджик, из Таджикистана!)


 Учился я в Хороге в 8, 9, 10 классе. Но история моей семьи связана с Хорогом давней связью. Мой отец Амиршо женился на моей маме – Тамаре… в городе Хороге, в 1943 году. Моя сестра Надежда родилась в городе… Хороге!
  Кроме меня в школу ходили из пограничного отряда, где я проживал: сын командира отряда Витька Угрюмов, он был на год меня младше, Володя Блохин – сын начальника разведки отряда… тоже моложе меня на год и Морж (кличка) пацан Володя, сын старшины из отряда. Крепкий, наверное, самый сильный из нас, он уже брился.
  Дома мы бегали, таскали штангу, подтягивались на турнике, отжимались на брусьях, играли в баскет и волейбол. Для этого были все условия, да еще бассейн. Все в отряде настраивало на спортивный лад. Короче  слабаками мы не были. Но памирцы…. очень, очень крепкий, смелый  и задиристый народ. Нас, отрядских, называли стилягами и встречали и до школы, и со школы, Иногда колотили кодлой, иногда – один на один вызывали, но если побеждал кто-то из нас, все равно колотили. Я никогда не был смельчаком, но за хорогский период жизни я возмужал  все таки, три года «войны».
  Об учебе: когда я учился в 9 классе, в 11м учились всего 5 девочек, одна из них моя сестра Надя! Остальные четыре были сестрами моих одноклассников, а было нас в 9м – 8 человек. Три татарина – одна из них девушка Рая! Один памирский таджик из Верхнего Хорога – Шухрат (кличка) Шурик!!! Я,… остальные русские.
  Тогда я ещё не причислял себя к великому таджикскому народу! Я был просто Лешка Авганов и всё! Я помню всех: Асхата Солимгараева, Валерку Лебедева, Анвара Искандарова (Амбахца), Олю Китову, Шурика, черненького, сильно смуглого, носатого, улыбчивого пацана, который каждое утро шел пешком из Верхнего Хорога, а я ждал его на окраине города у отряда и мы шли с ним в школу  и если кто-то меня задирал  из местных  он… такой  худой и слабый,  никогда меня не бросал и учил меня ругать  моих врагов: у твоей мамы… лицо черное!
   Царанг ту аволь, Шурик, брат мой памирский! Живой ли ты, родной мой!
(устал я  и расстроился, поплачу,… альхамдулиллах! продолжение следует)…

…часть вторая

…о прошедшей жизни, об идущей… и, с Божьей помощью,... о предстоящей!!!


 Учились мы так класс малюсенький, а в нем: четыре парты и стол учителя со стулом, печка – буржуйка с железной трубой через весь класс,  выходящая  в  форточку. Зимой мы носили дрова из дома, зима  в Хороге… снега полно, солнце сияет  аж больно смотреть, мороз как в России, даже похлеще,… воздух, вроде, светится, свежо  и… прекрасно!!! Для того чтобы не учиться мы пИсали на дрова и когда их засовывали в печку стояла такая вонь... что нас отпускали с уроков и мы убирали снег с крыши школы, вместо уроков.
  Школа стояла в центре Хорога, напротив здания театра и висячего моста с Шош Хорога (левого берега Гунта). Школа одноэтажная, около школы большой стадион с глиняным покрытием. Сейчас говорят снесли здание школы и построили на ее месте… ресторан! Из знаменитостей нам преподавали; географию – первый комсомолец ГБАО, ему было 70 лет, но он на турнике подтягивался на одной руке – 14 раз! Я сам видел, своими глазами! Завучем у нас был крепкий мужчина, большого роста и красивый!  Звали его Шамс и он был чемпионом мира по борьбе. В основном  учительницы были женами офицеров – пограничников со всего Союза. Что интересно, когда я поступил в Политехнический на стройфак,  в моей группе были двое из моего хорогского класса – Амбахц и Валерка Лебедев, я заканчивал школу в Московском (Хамадони)  отца туда служить перевели.  Судьба! Потом меня пригласили сниматься в кино, на главную роль, а когда я вернулся ни Амбахца, ни Валерика я больше не видел…
  Школу я закончил в Московском районе. В Московском я учился дважды: в 3м классе, сразу после Москвы (город Бабушкино, где мой отец повышал квалификацию) сейчас метро Бабушкинская, где я учился во 2м классе. И в 11 классе, вплоть до получения аттестата. Я был длинным, худым, весил килограмм 60т, при росте 180см. Но отлично играл: в баскет, волейбол, настольный теннис, биллиард, городки, плавал как рыба, стрелял влет, был отличным охотником на фазанов, лихо ездил на лошадях. По биллиарду и теннису я был чемпионом среди всех своих друзей, это точно!
  Играл  на 7ми струнной гитаре и пел блатные песни, которым меня учили солдаты, девушки говорили, что у меня классный голос и отличный стиль исполнения. Каждый вечер после окончания службы все офицеры собирались на волейбольной площадке, все по пояс голые и играли в волейбол с судьей и правилами. Были у нас свои ассы в этом виде спорта: старшина Титаренко и старшина  Бабанский, оба, сверхсрочной службы.
  Титаренко, среднего роста, отлично сложенный, красивый хохол – брюнет…. Вылетал по пояс над сеткой и кистью  вбивал мяч туда, где было пусто. Бабанский, кряжистый, широкий в плечах, мощный… был тактиком – хитрюгой  и  довлел больше к комбинационной игре, склонялся больше к пасу, но когда бил,… то бил точно и хитро.
   Школа была недалеко от отряда, зимой, когда канал пересыхал, мы прямо через забор отряда за пять минут доходили до школы. Когда в канале была вода, ходили в обход через мост, минут за 15ть!
Школа новая, со спортзалом. Я был в родной мне школе, в 2010 году и лично встречался с молодой таджичкой – директором, прекрасно говорящей по - русски и до сих пор плачущей по уехавшим русским учителям… и русскому директору…
(танафус охи, пир шудаам) устал, перерыв, продолжение следует…


…часть  третяя


…о прошедшей жизни, об идущей… и, с Божьей помощью,... о предстоящей!!!


 Я приехал в родную школу им. С.М. Кирова в 2010 году вместе с председателем русской общины Московского района Галей и ее мужем Володей на их собственной машине. Живут они в собственном доме, в центре Хамадони ( Московского). До этого я съездил с ними в совхоз Турдыева к хоч,и Абдулазизу, человеку который прошел пешком от Москвы до Мекки (второй раз он это сделал, альхамдулиллах, в прошлом году с двумя спутниками из Таджикистана). Приняли меня хорошо, чистый дом, хоч,и работает учителем физкультуры в местной школе. Когда мы въехали в совхоз Володя хотел спросить: где живет Абдулазиз, но я ощущая внутренний трепет сказал не надо езжай дальше, я  почувствую… где он живет. Я остановил машину около побеленного домика с голубыми воротами, вышел и постучал, красивая девочка сказала, ассалому алайкум бобоч,он, ки даркор хаст?! Я спросил: Хоч,и Абдулазиз хаминч.о  зиндаги мекунад?! Ха! Ответила девочка. Встреча вышла очень сердечная, но об этом попозже…
  Директор школы, таджичка прекрасно говорящая по - русски, лет 40 -45ти не знала куда нас посадить. Слезы лились из ее глаз, когда она вспоминала бывшего русского директора и всех учителей, покинувших школу. А ведь прошло уже с того времени… 20 лет!!! Я шел по коридорам школы и глаза у меня были мокрыми, надеюсь, никто этого не увидел…
  До этого я был в Кулябе, меня встречали у хукумата, толпа людей. Когда я шел туда, меня остановил человек и спросил: ака, Вы приезжий, да говорю, а около хукумата Вас ждут? Не знаю, говорю. Меня встречали как героя. Вручили цветы, нону намак (хлеб - соль). Книгу 2200лет Кулябу!
  Девушки танцевали, меня снимало телевидение. Потом меня повезли в дом одного предпринимателя, который приехал из России, на отдых. У него большой красивый дом и 50 мальчикам за свой счет, в этот день он делал обрезание. Все дети были одеты в одинаковые костюмчики и туфли, все куплено за счет этого человека. Мне подарили халат и тюбетейку, кулябскую.
 
(продолжение следует)…


... Неожиданно нашел этот панегирик что ли и прочитав удивился что не продолжаю. Повторюсь я действительно стар мне много лет и я считаю что еще двигаюсь так свободно только потому что видимо ещё не свершил своего предназначения, того чего назначил мне Всевышний (хаджа, паломничества, в святые места - Мекку и шахри Байтул Мукаддас! Я сам устал от того что не могу никак свершить, сделать первый шаг, в сторону моей мечты. В 2012 году я собрался почти уже, но умер мой отец! Царствие Небесное (Чош ба Чаннат)! В этом 2016 году хочи Абдулазиз о котором я уже писал по нашей договоренности пришел ко мне пешком из Таджикистана в Рязань! Чтобы вместе идти в Мекку, но моя матушка сломала ногу как раз перед его приходом и я никак (ну совсем никак) не смог пойти с ними, моими хамсафарами. Я привез их в Москву, в посольство, мы посетили шатер Рамадана, им выделил посол наш любимый гостиницу (бе пул)! Вот и все что я смог сделать для них, мусофиров - хочи! Они ушли а я остался. Теперь мой хадж - матушка (модар) ибо уход за матерью первое дело для сына, даже для сына своего отца!
  Ну опять понесло! Давайте вернемся друг мой, мой читатель к теме! Кстати прочитав оставьте свое мнение. У меня масса написанного, о о о чень много я считаю, но отзывов (типа - рецензий) 2 - 3ри не более. Когда я вижу в Проза.ру, Стихи.ру у авторов по несколько тысяч! рецензий, я всегда думаю чего же такого они написали? И стоит ли мне, несчастному (бечора), писать вообще?! Ну это опять же так - отсебятина! Не обращайте внимания! Вообще то считаю что писать это ... как беседовать, а не нудное изложение своих мыслей! Я так думаю!
 Так вот случайно найдя у себя этот опус решил продолжить и продолжаю, но надо жену везти  на работу, это теперь моя работа.


Пока!

Продолжение будет обязательно,... если захотите!!?



продолжение...

так и не дождавшись Ваших просьб продолжить, продолжаю сам, без просьб!
 Я уже где-то писал и считаю так, писать о себе должен ты сам, а не библиографы всякие(ну конечно же если ты заслужишь могут поручить и библиографу)! Но всё же надо самому оставить для библиографа всё, что ты о себе знаешь, ибо лучше тебя кто сможет описать твою жизнь, осознать и оценить твои поступки, твои дела?!
 О грехах я вообще молчу, ведь грехи любого это тайна! И открыть её сможешь только ты сам!
 В глубине души надеюсь что я не совсем впустую прожил свою жизнь и не мудрствуя лукаво пишу о себе, печатаю свои стихи, уже издал четыре книжки, беллетристика, рубаи и парочка книжек стихов. А вдруг когда нибудь, иншаАллах, кто то возьмёт да и скажет, а ведь жил такой сын своего отца, надо бы потомкам знать своих героев!!! И решат напечатать и издать мою биографию... раз и найдут написанную мною автобиографию и сразу без провОлочек напечатают не исказив ни строчки. И мои дорогие потомки прочитав скажут - ну дед ты даёшь! А?! Ведь здорово!? Так что продолжим!
 Окончив школу поступил в Политехнический в Душанбе, на стройфак. Вообще то я всегда мечтал стать археологом, сейчас я понимаю что именно став археологом и изучив историю своего любимого таджикского народа, я стал бы истинным патриотом(мог бы стать) ибо только зная досконально историю, обычаи, язык Отечества своего можно стать полезнейшим гражданином своей страны - истинным патриотом, которым я мечтаю когда нибудь, альхамдулиЛЛах, иншаАллах стать!
Но увы не знаю почему я не стал следовать требованию сердца и не поступил на исторический факультет университета. Хотя смог бы наверное ибо история, литература, языки всегда давались мне легче во сто крат, чем математика и все остальные точные науки!
 Когда я покинул Отечество своё и начал писать стихи (а это случилось как раз - одновременно почти) я с настоящей болью осознал что зря не пошел по дороге указанной мне сердцем и дело не в "загубленном" таланте, а в том что я смог бы большего достичь и отдать своему народу, если бы занимался археологией и поэзией с младых ногтей!
 Но поезд давно ушел и Господь, разбудив меня для любви осознанной к Отечеству
своему и народу таджикскому всё же дал мне немного времени (и даёт пока ещё), а также дал мне своим благословением и орудие выражения моих запоздалых чаяний - умение более менее рифмовать, более менее грамотно и доходчиво излагать свои мысли и находить темы для изложения и рифмования, а также силы и бесконечное, нескончаемое желание выразить свою любовь к народу моему, Отечеству, родным, близким и друзьям. И я пытаюсь наверстать то что я должен был осознать и делать со дня своего рождения, а не в старости!!!

продолжения ждите!!!