Об интеллигентности

Галина Зеленкина
Заметки о себе, любимой, и не только

Чтобы не портить впечатление от жизни, я не смотрю по телевизору плохие фильмы, которых по " закону подлости" с каждым годом становится всё больше и больше. Очевидно, что создаются эти фильмы с определённой целью, а именно: сделать психически больными жителей, прежде более менее культурной страны. К сожалению, смею отметить, что в какой-то мере это удалось. Поэтому о нынешнем состоянии культуры могу сказать только следующее:
Та культура без штанов
для безмозглых пацанов
и обкуренных девах,
радость ищущих в штанах.
Чтобы не быть голословной, приведу два интересных примера.

          Первый пример.
Когда я работала главным электриком-экспертом в техническом отделе Богучангэсстроя, то по долгу службы сотрудничать приходилось со многими специалистами, занимающимися проектной и исполнительной документацией. И со всеми специалистами у меня сложились ровные и доброжелательные отношения, поэтому, встретив бывшую сослуживицу, очень обрадовалась. Но радость моя мгновенно улетучилась, когда я услышала из уст коллеги мнение о себе.
          — Галиночка Николаевна, я всегда вас считала интеллигентной женщиной, а у вас ни шубы норковой, ни бриллиантов, —произнесла она елейным голоском, с сожалением глядя на мою видавшую виды куртку.
— А разве мерилом интеллигентности служат шубы и брюлики? — удивилась я. — У меня на этот счёт другое мнение.
— Дорогуша моя, кого в наше время интересует ваше мнение, — заметила "интеллигентная дама", размахивая перед моим лицом ухоженными руками.
" Это она решила продемонстрировать мне свою состоятельность", — подумала я про себя, обратив внимание на то, что перстни и кольца, которыми были украшены её пальцы, не гармонировали между собой и, как говорится, были из разных опер. Но разве это имеет значение для человека с завышенной самооценкой?
— А зачем на каждом пальце носить по два кольца? — поинтересовалась я. — Это же моветон.
Последнее слово вызвало замешательство у моей бывшей сослуживицы и она поспешила ретироваться. С тех пор встречаться не доводилось. Скорее всего она сменила местожительство так же, как и большинство бывших специалистов Богучангэсстроя, которые после окончания строительства ГЭС разъехались по разным  городам и весям.
Второй пример.
Живу я в пятиэтажном доме, в так называемой "хрущёвке", возле школы. Иногда, чтобы сократить путь до почтового отделения, хожу через школьный двор.
Иду однажды в хорошем настроении и встречаю двух старшеклассниц. Не знаю почему, но захотелось мне у них о чём-нибудь спросить.
— Девочки, а вы о Фёдоре Достоевском что-нибудь знаете? — задала я вопрос и сразу же пожалела о своей опрометчивости.
Одна из девушек нахмурила лоб и даже погладила его рукой, словно пыталась пробудить уснувшую память. Но тщетно.
— Спросили бы чего-нибудь полегче, — произнесла она с обиженным видом и взглянула на подругу. А та долго не раздумывала.
— Не припомню такой группы, — ответила она и с вызовом посмотрела на меня.
— Вы имеете в виду музыкантов? —  спросила я.
— А другие группы меня пока не интересуют, — заметила меломанка.
— А о романе "Идиот" Фёдора Достоевского разве в учебниках по литературе не читали? — предприняла я последнюю попытку услышать хоть что-то о великом писателе.
— У нас тут своих идиотов хоть пруд пруди, а вы нам предлагаете познакомиться с древними, — возмутилась любительница  ВИА. А вторая старшеклассница потянула подругу за руку и они отправились по своим делам. Я посмотрела им вслед и вздохнула. Ничего не поделаешь! ЕГЭнизация!
Одно только успокаивает, что не бывает безысходных ситуаций. И очень многое в нашей жизни зависит от людей, честно исполняющих свои обязанности.
В нашем доме культуры есть такой неравнодушный человек Павел Гордюшин, который сплотил вокруг себя молодых людей в этакий театральный кружок. Павел с ребятами  ставит  пьесы и довольно успешно.  Их работы  уже получили признание за пределами нашего района.
Как бы там ни было, но даже, живя среди оцифрованных, зомбированных и клонированных человеков, приятно осознавать, что есть ещё люди, мыслящие разумно и порох в пороховницах ещё не отсырел. И это радует мою душу. Хочется взять пылесос и почистить крылья, чтобы не запылить окружающую среду. Воздух — это пока единственная вседозволенность, не облагаемая налогом. А пока "иду безнадёжно русская, как в ссылку, иду в себя".

*   *   *
Нельзя из себя вынуть русскость,
чтоб стать мировым ширпотребом
и жить, ощущая узкость
пространства под плачущим небом.