Жизнь в письмах. 11 - Первая встреча

Владимир Соколов -Ченебек
      (Материал из книги "Жизнь в письмах".

      ПЕРВАЯ   ВСТРЕЧА

24 сентября 1971 года – я выехал в Харьков, чтобы побывать на месте гибели отца и встретиться с Михаилом Ивановичем Грачёвым, с Красными следопытами и с Евдокией Дмитриевной Курило.

25 утром, часов в шесть, приехал поездом в Харьков. Разыскал, где живёт Михаил Иванович. Дома была только его жена – Мария Николаевна. Встретила она меня  радостно, ласково и сердечно. Михаила Ивановича дома не было, он уехал встречать меня на вокзал. Не встретив меня на вокзале, он вернулся домой. Трогательная встреча с Михаилом Ивановичем – добрым и сердечным человеком, знавшим моего отца и так много сделавшим для увековечения его памяти. Много было вопросов у нас обоих. И вот у меня в руках планшет отца, сохранённый Михаилом Ивановичем. Слёзы сами потекли из глаз. Многие мысли проносились в моей голове в это время. Что было бы, если бы отец остался жив? А если бы была  сейчас  жива мама? Но и её уже нет в живых. Разговаривали мы весь день до позднего вечера. Каждое слово об отце, о том времени – мне было дорого. Переписал некоторый материал об отце, который имелся у Михаила Ивановича (статьи из дивизионной и армейской газет, некоторые письма и др.). Планшет отца решили передать школе совхоза № 5. Замечательные это люди, – Мария Николаевна и Михаил Иванович. Они при разговоре сильно «окают», как и я. Чувствуется наш волжский говор.

26 сентября поехали с Михаилом Ивановичем на автовокзал и узнали там, как нам ехать в совхоз № 5. Михаил Иванович познакомил меня с городом Харьковом. Были в центре города, в парке, проехали по канатной дороге.

27 сентября поехали с Михаилом Ивановичем в совхоз № 5. Перед отъездом зашли в Управление железной дороги узнать за макет об отце, но там ничего не знали. Тот, кто этим занимался, был в отпуске.

Выехали из Харькова часов в 11 утра автобусом. Приехали в совхоз № 5 во втором часу дня. Пошли сразу в школу. В это время все ученики, вместе с директором школы, были на стадионе. Проводилась школьная спартакиада. Мы пришли на стадион, где познакомились с директором школы – Иваном Афанасьевичем Подопригора и с Красными следопытами. Иван Афанасьевич – бывший фронтовик, преподаватель истории и руководитель отряда Красных следопытов. Договорились о встрече с учениками на следующий день. Посетили с Красными следопытами и с Иваном Афанасьевичем в школе комнату боевой славы. Она была расположена в одном из классов. Познакомились с материалами, которые Красные следопыты собрали об участниках боёв в их местности и о своих земляках-фронтовиках. Среди этого материала был и материал о моём отце с фотографией открытия мемориальной доски на Бурлуцком разъезде. Конечно, мне было трогательно и приятно было это видеть. Покушали в школьной столовой, потом пошли с Иваном Афанасьевичем и Красными следопытами пешком на Бурлуцкий разъезд. Это километра три от совхоза.

И вот он – Бурлуцкий разъезд! Место, где оборвалась жизнь отца. Раньше я даже не думал, что когда-либо побываю на этом месте. Ах, как жаль, что нет в живых мамы! Читаю слова на мемориальной доске здания вокзала: «Здесь 10 января 1942 г. при штурме дзота героически погиб ст. лейтенант Соколов В.А.», а слёзы сами полились из глаз. Что поделаешь? … Видимо таковы наши судьбы, что мы не могли увидеть друг друга в жизни. Но через десятки лет судьба смилостивилась, и мы вот так встретились с отцом. Не передать словами мои чувства, которые я тогда испытывал…
Заходим в помещение вокзала. Там на стене висит макет, на котором помещена фотография отца, его краткая биография:

«Соколов Виктор Андреевич, ст. лейтенант, член КПСС родился в 1916 г. в д. Ченебечихе Ветлужского р-на Горьковской обл.. До призыва в Советскую Армию работал председателем колхоза, окончил Ленинградское военное училище. Во время Великой Отечественной войны работал помначштаба-3. В.А. Соколов героически погиб 10. 1. 42 г. на Бурлуцком разъезде при штурме вражеского дзота, будучи командиром 257 отдельной моторазведывательной роты 199 стр. дивизии». С правой стороны макета напечатано стихотворение М.И, Грачёва «Слава о нём не умрёт». Эпиграфом к стихотворению написаны слова:
«О, смелый сокол, в бою с врагами истёк ты кровью. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»  М. Горький.

И снова слёзы в газах. Эти минуты никогда не забыть! Они навсегда остались в памяти. Сколько разных мыслей проносилось в голове в это время! Это невозможно передать словами! Это можно только чувствовать...

Возле макета поставил цветы, привезённые из Харькова. Долго стоял и думал. Находился в каком-то шоке, мороз пробегал по коже. Когда очнулся, то дети с Михаилом Ивановичем и Иваном Афанасьевичем уже ушли в х. Худояр. Они оставили меня одного в здании вокзала наедине с отцом.

 Поговорил с местными жителями, которые собрались возле здания вокзала, по-том пошёл в х. Худояр. Это метров 500 от Бурлуцкого разъезда. Около Худояра встретился с детьми, которые возвращались назад. В Худояре они встречались с жителями. Здесь с дороги Михаил Иванович указал примерное место в поле, где погиб отец. С этого поля я взял горсть земли, что бы хранить её, как память об отце.
Вернулись на Бурлуцкий разъезд. Дети с Иваном Афанасьевичем пошли в совхоз, а мы, с Михаилом Ивановичем, пошли пешком в село Ново-Степановку. Идти нужно было около 5 км, а было уже 5 часов вечера.

Пришли в Ново-Степановку, разыскали дом Евдокии Дмитриевной Курило. Как сердечно и тепло встречает нас население села! Со многими разговаривали, пока дошли до дома Евдокии Дмитриевны. Очень тепло и сердечно встретила и она нас. Но чувствовалась её растерянность. Ведь такие встречи бывают не часто. Она накрыла стол. Пригласила к столу, говоря: «Чем богаты, тем и рады». Долго сидели за столом. Вели разговор о войне, о тех, кто погиб. С Евдокией Дмитриевной мы проговорили до полуночи. Она рассказывала о своей жизни. У неё такое же горе – не вернулся с войны муж. Как она ненавидит фашистов!

Ночью разразилась гроза, и пошёл сильный дождь. Утром, после завтрака, Евдокия Дмитриевна позаботилась о том, что бы нас проводили до Бурлуцкого разъезда. Пришлось ехать на тракторе в прицепе, т.к. автомашины не могли ехать из-за сильной грязи. Чернозёмная земля налипала на колёса, как глина.

Попрощались с Евдокией Дмитриевной и часов в 9 утра поехали на Бурлуцкий разъезд. Здесь, на разъезде, дождались рабочего поезда и на нём доехали до совхоза № 5. В совхозе посетили братскую могилу. У памятника поклонились погибшим воинам. Пришли в школу. Для встречи с нами ученики собрались в актовом зале. Меня и Михаила Ивановича пригласили в почётный президиум. Перед учениками выступил парторг школы. Затем выступил Михаил Иванович. Он рассказал о боях в этой местности в 1941-42 г.г., а так же рассказал о моём отце. Он прочитал своё стихотворение «Слава о нём не умрёт» и передал Красным следопытам планшет отца на вечное хранение. После Михаила Ивановича выступил я. Рассказал детям о причине моего приезда на харьковщину, о жизни отца до войны, о встрече с жителями на Бурлуцком разъезде и в Ново-Степановке. Поблагодарил Михаила Ивановича и Красных следопытов за всё, что они сделали для увековечения памяти отца и за неоценимую помощь в моих поисках. Передал сердечный  привет от Щлейфмана Е.Г. (Привет от него я передал жителям Бурлуцкого разъезда и Ново-Степановки, т.е. я выполнил его просьбу, о которой он написал мне в письме.) Пожелал ученикам школы успехов в учёбе и счастливой жизни, а Красным следопытам – дальнейших успехов в их благородной, неоценимой работе в поисках. Затем передал на память Красным следопытам портрет отца, который для меня был очень дорог. (Этот портрет был выполнен карандашом на холсте одним художником-любителем – Батановым, по просьбе мамы в 1942 году, с фотографии отца). Это была наша семейная память о нём. Дома он всегда висел в переднем углу на стене. Я часто смотрел на этот портрет и думал, а вдруг отец жив и вернётся домой? Может, произошла ошибка с «похоронкой»? Так думала и мама. Но ошибки не было...

В заключение я поблагодарил всех за встречу, а Красным следопытам подарил коробку конфет и книгу М.Котова и В.Лясковского «Гайдар на войне».
Затем выступил с заключительным словом директор школы – Иван Афанасьевич.
Дети подарили нам цветы, а мне книгу Андрея Малышко «Зори свет предвещают» (на украинском языке).

Расстались со всеми тепло и сердечно. Три девочки проводили нас до автобус-ной остановки. Часа в 2 мы выехали в Харьков.

29 сентября Михаил Иванович проводил меня на поезд.
Во время этой поездки я много фотографировал. Специально для этой поездки весной 1971 г. я купил фотоаппарат и научился печатать фотографии. Как жаль, что на этой встрече не могла быть мама. Но, именно её смерть подтолкнула меня к поиску могилы отца. Если бы не ошибка в названии деревни?... Мы бы многое узнали об отце ещё в 1965 году. Эта ошибка отодвинула мою встречу с отцом на шесть лет, а встречу мамы со своим мужем, которому она осталась верна до конца своей жизни, отодвинула навечно.

Мне исполнилось 30 лет, а отцу было бы 55 лет. И вот спустя 30 лет произошла наша встреча с ним на украинской земле, где он погиб смертью храбрых. Память о нём у меня сохранится до конца своей жизни.

По рассказам Михаила Ивановича, когда был убит отец, то среди бойцов произошло замешательство и наступление остановилось. Бойцы стали отступать. Бурлуцкий разъезд не был взят.

По рассказам Евдокии Дмитриевны отец жил в Ново-Степановке в декабре – январе, у её тёти.

При открытии мемориальной доски 9 мая 1967 г. на разъезде был митинг. На нём были ученики школ, население близлежащих сёл и представитель от Чугуевского военкомата.

Михаил Иванович рассказал, что на слова его стихотворения об отце была написана музыка харьковским композитором Литвиновым. Песня исполнялась курсантами харьковского танкового училища во Дворце культуры. ( Дворец культуры и танковое училище находятся в том же районе, где живёт Михаил Иванович.)  Песня была написана в темпе марша.

Вот коротко о моей первой, самой дорогой и памятной встрече с отцом, а так же с Михаилом Ивановичем Грачёвым, с Красными следопытами, с Иваном Афанасьевичем, с Евдокией Дмитриевной и с жителями сёл, где воевал и погиб отец. Очень жаль, что на эту встречу не смог приехать Ефим Григорьевич Шлейфман по состоянию здоровья. А так хотелось его увидеть!

А впереди надежды на новые поиски.

  / В.В. Соколов /,  1971 год.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

                (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.)