Польза сидения со скрещёнными ногами

Дмитрий Горелик
Независимый взгляд европейца на проблему сидения.

Случайный эксперимент.

Всю жизнь сидел "как люди".
На стульях, диванах и в креслах.
И сутулился за столом.
Особенно от этого не страдал,всё-таки привычка с детства не даёт никакой альтернативы даже воображению, о том, что может быть хоть как-то по другому. Потом добрался до сидячей медитации и познакомился с японским сидением на пятках: "сэйдза".
Достаточно удобно если привыкнуть опять-таки.
И подкладывать под ягодицы специальную наклонную скамеечку или же подушку поставленную боком.
Но колени всё-таки быстро затекали.
Я продолжал сидеть на стульях и диванах только иногда, на 20 минут в день садясь в позу для медитации. Работа у меня была стояче-ходячая. И в несильно обогреваемом, в холодное время года, помещении.
И это дало о себе знать.
Нагрузка на коленные суставы, плюс холод и заставили меня ощущить всю прелесть надвигающейся издалека старости. Мне стало очень неприятно приседать, а сидеть на корточках я мог максимум минуту.
Суставы были как хрустальные и всегда закоченевшие и мне это ограничение подвижности совсем не нравилось.
Со всех сторон ,от собратьев по несчастью раздавались сетования и уверения в том, что это необратимый процесс.
А я решил попробовать.
Терять-то нечего.
Я стал заниматься своими ногами. Стал приседать и делать растяжку. Конечно это помогло немножко,но проблема была в том, что в разогретом виде суставы мои становились гибкими и лёгкими, а  вот после дня работы возвращались к своему прежнему каменному состоянию.
Я продолжал.
И вдруг наткнулся на совет.
"Сидите. По десять-пятнадцать минут,сидите со скрещёнными ногами и это поможет раскрепостить суставы." Сидеть было больно и не очень приятно, особенно неразмятому.
И я придумал.
Каждое утро первым делом я садился сначала на мягкий диван со скрещёнными ногами, медленно подгибая негнущиеся ноги под себя. Даже так было достаточно напряжно.
Посидишь минуту, всё расслабляется и можно ещё чуть ближе к себе придвинуть ноги.
Потом я сползал на пол и садился на мат подложив подушечку.
И сидел. Три-пять минут.
Махал коленями в "бабочке" и крутил бёдра. Упражнений на растяжку таза много.
Возвращаясь после целого рабочего дня на ногах, я первым делом забирался на несколько минут на диван, и сидел там положив ноги по бирмански.
И удивительным образом это помогало.
На стуле не отдохнёшь.
Неудобно. Позвоночник неестественно перекручен и напряжён.
С осанкой тоже проблемы у большинства.
Сел ссутулился, сгорбился, опёрся о стол.
Я долго придерживался этого полумифического взгляда о "нас европейцах" которые не могут сидеть так как сидят в азии, на полу, на подушках.
Мы-другие.
Пока вот не попробовал сам сидеть таким образом.
То, что я скажу сейчас это не относится ни к чему кроме как к моему собственному опыту.
Эксперимент без углубления в особенности анатомии и физиологии.
И оказалось, что:
Сидение со скрещёнными ногами решает целую тучу проблем.
Со здоровьем.
Ноги, спина, поясница, внутренние органы... и ... пищеварение.
И даже помогает при варикозном расширении вен.
Не знаю почему, возможно потому, что уравнивает какое-нибудь давление в ногах и помогает регенерировать ткани.
Наверное.
Я просто видел улучшение и всё.
Да.
Когда сидишь с естественно прямой спиной, а не сгорбившись и зажав желудок, нависая над миской,процесс поглощения пищи становится естественнее и медитативнее.
Всё ложится легче и мягче.
И суставы становятся со временем (процесс не быстрый, я стал чувствовать изменения через примерно полгода)мягче и здоровее.
Можно сидеть на корточках, приседать и сидеть долго на коленях.
И всё легко.
Вот такие выводы.
Природа забыла снабдить нас стульями, а прогресс штука не всегда идущая в ногу со здоровьем.
Сидение подложив под ягодицы твёрдую подушку или валик освобождает позвоночник от напряжения. А если пятки подобраны к бёдрам как в полулотосе и лотосе так это вообще создаёт идеальную и очень устойчивую базу и снимает напряжение со всех суставов.
В таком положении  даже сутулиться... НЕУДОБНО.
Спина естественно распрямляется.
Теперь о практике медитации и правильной позе.
Если вы когда-нибудь были на ритрите посвящённом сидячей медитации, и вынуждены были сидеть например по десять-пятнадцать периодов медитации, полчаса каждый, вы уже знаете что сидение на стуле гораздо менее удобно чем на подушках и скамеечках.
Гораздо менее.
Многие, когда ноги затекают, садятся "по европейски" на стулья, но.. почему-то оказывается что и европейцам, с многолетним опытом сидения на стульях, долго сидеть там неудобно.
Спина начинает ломить так, что больные ноги кажутся отдыхом, а ноги затекают, и получается что... неудобная "азиатская" поза вполне естественно говорит сама за себя.
О чём это говорит?
О том, что "мы европейцы" это огромное преувеличение. Дань моде и культуре, и к естественности никакого отношения не имеет.
Растягивайте ноги.
Садитесь в лотос и полулотос, как угодно, подгибайте ноги под себя,сидите так на стульях когда вы едите, на диванах и на полу когда смотрите телик, это просто хорошо и удобно. Нужна привычка-не спорю, но такая привычка совмещает приятное с полезным, что мы, как народ занятый и техногенный очень любим.
И не слушайте всяких "мыевропейцев".
Попробовать стоит.
Удачи.