Трудновоспитуемая Верка

Татьяна Квашнина-Незавитина
               
             Прежде, чем выйти из дома и начать что-то делать, я всегда говорила слова, которым меня научила в детстве мать: "Господи, Благослови. Господь всё управит" В школу я пришла работать с такими же словами, когда начинала учительскую деятельность 50 лет назад. Прежде, чем стать учителем истории, я сначала работала учителем русского языка и литературы.  В рассказе события одного из уроков первой четверти 1974 года,  а через несколько лет  -  мне, как учителю русского языка и литературы, - награда Государственного комитета СССР по образованию за подписью самого Министра Образования Г. А. Ягодина. Я - из учительской династии, и эта награда была знаком благодарности Богу и моим родителям, которые вложили в меня много духовного труда и веры, что учительский труд всегда во славу Божию, в нём никогда не бывает корысти. 

                "О воспитании детей: наши трудновоспитуемые"
                (Предисловие к рассказу)

       Мне хочется поделиться с тобой, дорогой читатель, одной удивительной историей многолетней давности, живущей в сердце, греющей его и вызывающей чувство особого тепла к ребенку, которого я для себя открыла. Об этом будет полезно узнать молодым учителям, потому что школьные истории повторяются. На пути учителя встречаются дети, которые вчера и сегодня еще «гадкие утята». Их не любит класс, иногда к этому подключается учитель. Но надо разглядеть в этих «трудных» Божью искру. Такие дети чувствуют свою ущербность. Они ранимы, обидчивы, хотят, чтобы их заметили и полюбили всей душой, такими, какие они есть. Они не понимают, почему не заслужили права на любовь.

Дети ждут от нас этой любви, доверительно заглядывают в глаза. У них масса секретов и переживаний, которые сложно удержать в детской душе. Им нужен друг, собеседник, советчик. Они еще не могут справиться со своими неуемными характерами и выплескивают из себя странные поступки, по-детски отстаивая свою справедливость.

Героиня моего рассказа делала все из отчаяния: она хотела, чтобы в ней увидели внутренне красивого человека -  сильного, настойчивого. И Господь дает ей силы это доказать. Со временем осознаешь, что за этим характером  - огромный клад умений и веры в добро.       Там все дары от Бога,     которыми она щедро поделилась. Она еще не осознает этих сил добра. И умениями своими она не хвастается, а предлагает их в дар. Накопления, переполняющие душу внутри себя, она удержать не может и просится на обратную связь, ищет ее в ближних. В ней с детства живет своя правда и жажда справедливости.

Мы сейчас можем познать себя через храм и веру и понять суть своих негативных поступков (грехов): гордыни, хвастовства, пустословия, осуждения и. т. д. Сейчас во многих школах России  дети изучают «Основы православной культуры». Этот предмет стал любимым во многих семьях, где родители вместе с детьми занимались по учебникам Аллы Валентиновны Бородиной.
     Дети ходят в храм с родителями, знают, что такое исповедь и почему она полезна для формирования характера, очищения души от грехов и переживаний. Сейчас есть возможность искренне раскрыться перед духовным отцом и избавиться от тревог, волнений, простить врагов. Все это человек получает в процессе воцерковления. Человек очень слаб, чтобы самостоятельно разглядеть в себе то, что мешает жить с миром в душе, что раздирает нас изнутри, раздражает и выплескивается на ближних. В то время это не называлось своими именами. Это было выстроено после. Каждое время несет свои нравственные устои, но это все равно – истины библейские: о радости и любви друг к другу.

      «Любить надо не того, кто заслуживает, а того, кто в этом нуждается».
                Ростовский педагог-психолог
                Татьяна Викторовна Бабушкина
 
                Сначала полюби, потом воспитывай»
  Протоирей Олег (Митров)

          Я мысленно произнесла: «Господи, благослови», и перешагнула порог школы, где мне впервые предстояло работать. Класс мне достался трудный, неорганизованный -  «непаханное поле». Но ребята 5 « в»  – доброжелательные, доверчивые. Мелькали дни сентября. Я всё больше узнавала характеры детей. И они ко мне привыкали. Были среди них такие ученики, которые сразу обращали на себя внимание своим поведением. Странно, но среди всех «трудных» необычным характером выделялась бойкая девчонка. Все ее звали Веркой. Верочкой в школе никто никогда не называл. Это была очень справедливая девочка. Характером -  сильная, душой  - добрая. Плакала Верка редко, если только не удавалось доказать правоту. В жестокой войне с мальчишками она отстаивала свою правду и защищала слабых. Таких не позабудешь!

Мальчишки ее не любили, донимали, потому что от ее хлесткой руки каждый получал сдачу. На соревнованиях эта ученица занимала первые места. В походах несла тяжелую палатку, умело разжигала костер. Верку стремились уязвить потому, что любого мальчишку она могла «заткнуть за пояс».
 
Это был возраст, когда прилипают обидные прозвища. Все жалуются  друг на друга учительнице и родителям на того, кто их обидел. Но Вера не ябедничала. Она считала это проявлением слабости.

Шел урок русского языка. Кто-то сзади засунул Верке за ворот школьного платья скомканную бумажку. Вера вспыхнула гневным румянцем и, не разбираясь, «влепила» соседу с последней парты. Тот начал возмущаться.

Я вызвала Веру к доске и поставила «успокаиваться». Незаметно для меня она передвинулась в угол класса, поближе к большим напольным счетам для малышей. Брякала косточками нарочито громко, обращая на себя внимание.
Мальчики начали хихикать и, протягивая вперёд указательные пальцы, «тыкали» Веерку уязвимыми победными уколами.

Она не сдалась и в ответ каждому начала «строить» рожицы. Класс зашевелился, загудел. Раздались одинокие смешки с разных сторон.
Я попросила Веру повернуться лицом к стене и повторять правила на таблице. Но Вере было уже не до правил. Вся ее фигура доказывала, что она  - "вот так" - долго стоять не будет. Вера дергала плечами, крутила головой, маршировала на месте.
«Да… новую тему заведенному классу уже не объяснишь», - подумалось мне.
Шутка с Веркой удалась. Устроители издёвки ликовали. Они-то давно знали Веркин характер.

«Ну, нет! - думала Верка, наказанная стоянием у доски по совершеннейшей несправедливости. – Не дали мне учиться – весь первый этаж не будет учиться, вся школа не будет учиться», - и слезы обиды едва-едва не выступили на ее глазах. Но она сдержала свои чувства. Иначе мальчишки порадуются, что доняли ее.
Верка начала тянуться за кусочком мела. Подвинулась к краю доски и, вытянув руку, начала рисовать мальчишек, делая смешные и очень меткие подписи.
Я стояла к ней спиной, проверяя домашнее упражнение у класса. Но мальчишки уже смотрели сквозь меня, вытягивали шеи, чтобы увидеть Веркины проделки.
Верка разошлась, развернулась в полную мощь своего неуемного характера.
Пришлось сделать ей замечание, а после этого я решила посадить ее на место. Но было уже поздно. Вера объявила бойкот: «А на место я теперь не сяду. Вы не поверили мне, не выслушали до конца, не разобрались. Я сама после уроков разберусь!!! »

 Вера, к моему удивлению, начала выбивать чечетку перед классом. Все догадались, что она исполняла матросский танец «Яблочко», который ей не дали станцевать на празднике. Для этого выбрали какого-то Васю из 5 «Б». Вася учился хорошо, но танцевать не умел. Верка стояла за кулисами и била кулаком себе в ладонь, завидуя и досадуя, что в нее не поверили и «завалили» такой задорный танец. Васька его испортил: ноги не слушались, чечетка не получалась. Зал недовольно гудел.
И сегодня, спустя три месяца, Верка показывала перед классом свой танцевальный «шик», который она отрабатывала за домом на огороде.

Класс замер... Корни «лаг – лож» « канули в лету». А я застыла в восторге!
Верка завоевывала внимание класса все больше и больше. И… вышла на свою «большую сцену». Если уже знакомиться с новой учительницей, то стоит показать себя во всей красе. В следующей самодеятельности все номера отдадут ей.

Все было так смешно, что я села, а класс - встал, надрываясь от хохота. Всем хотелось видеть, что будет дальше. Мальчики от восторга начали хлопать крышками парт. Но в ладоши хлопать в такт Веркиных «па» пока никто не решался.
Но Верка тайно этого… ждала.

Она видела, как в деревне, на гулянье, все хлопали в ладоши, если кто-то из мужиков танцевал вприсядку. Как же ее понесло! Какая золотая россыпь русского характера не покорит сердца! И она вынесла на круг свою присядку, чтобы «утереть нос» мальчишкам. В ней уже не было злости. Она вся вышла, пока Верка исполняла веселое матросское «Яблочко».

Все обидчики, забыв о самолюбии, вытянули шеи и с жадностью смотрели на Веркины блистательные «выбросы» то одной ногой, то другой. Все с прихлопами, да с притопами, с перекатами, с пересвистами. Руки – в стороны да на пояс. И отработано до мелочей!

Места перед доской хватало, и Верка показывала высочайший класс! «Кто ее научил этому? Откуда это у неё?» - удивлялась я.
Невольным учителем Верки был талантливый дядя Миша, по прозвищу Зажигало  - 
заводила на всех деревенских праздниках. Лучше его никто не танцевал. Отец говаривал жене: «Валь, ну я пошел… а? Схожу на Мишку посмотрю».

Валя кивала, зная, что на Мишку ходила глядеть вся деревня. Для прикрытия отец брал с собой Верку. Она  походила на него и характером, и лицом. Только яркий румянец и ранние округлые формы придавали ей женственный вид.

Наблюдая представление, ребята неосознанно вытягивали вперед губы, подражая залихватскому Веркиному свисту, которым она озвучивала свою присядку.
Невольно вырвался одинокий восторженный хлопок в ладоши. Что тут началось! Класс только этого и ждал. Верка так естественно вписывалась в его настроение, так тонко знала, чем и как задеть струны души, что тут же начала закидывать руки за голову, двигаясь «взадпятки» и, выбрасывая ноги вперед. Это был сложный танец! Пот тек с Верки ручьями. Но она не обращала на него внимания, как и танцор дядя Миша.

Когда класс был уже на полном «подъеме», Верка остановилась. Нет, она не устала. Просто ее осенила какая-то внезапная новая идея.
 
«А можно я вам таблицу умножения расскажу? Пусть меня отличники проверят!» - с азартом предложила она классу.

И, не ожидая согласия, тут же без единой ошибки рассказала всю таблицу умножения, а потом и новую тему по русскому языку. Вера доказывала всем, что ее давние двойки уже исправлены. При средних способностях она была ученицей добросовестной и старательной. Первый диктант в этом году она писала так напряженно, вспоминая правила, что капельки пота выступали у нее на лбу, а зубы прикусили язык. Эта ученица старалась везде и во всем. И этого усердия нельзя было не заметить.

Верка была чудом - чудовым, редким экземпляром полной раскрытости характера. Ее добродушие и искренность излучали свет «на несколько километров».

Вдруг она сделала неожиданный ход – «прыжок со скалы», что ни к уроку русского языка, ни к уроку математики уже отношения не имело. У нее было явное желание показать свою полезность и безотказность в поручениях. Она была готова к любому послушанию. В ее глазах светились искренность и добросердечие. Она доказывала мне свою любовь и преданность. Невозможно было при всех странностях Веркиного характера и ее справедливой горячности не полюбить этого ребенка.

«Давайте я вам за три минуты пол в классе вымою чисто - чисто», - робко предложила Верка, чувствуя, что ее концертная и учебная программа закончились. И, не ожидая ответа, тут же скомандовала: «Освободите проходы!» Ведро с водой заранее приносилось дежурными. Заметили время. Но класс решил считать три раза по шестьдесят.

Замелькали Веркины руки. Она мыла так размашисто, что все с интересом любовались ее работой. Двигалась она красиво, ловко, как-то по-взрослому, слишком уж ответственно относясь даже к простому делу.

Заблестел первый проход, потом второй. Вместо счета мужская половина класса скандировала: «Давай, давай!» В эти минуты мальчики болели за Верку больше, чем девчонки.

За три минуты класс был вымыт, порог тщательно протерт, а выполосканная тряпка аккуратно расстелена у порога. У меня вырвался восторг: «Класс-то как преобразился! Вот так хозяйка у нас!» Я поняла, что Вера без дела сидеть не может. Лица ребятишек засияли одобрительными улыбками. Вера застеснялась и, махнув рукой на окна, крикнула: «Смотрите!» И мгновенно выбежала из класса.
Ребятня облепила окна, а Верка, поверив в свои возможности, уже шла по верху металлической ограды. Шла, заложив руки за голову, как опытный циркач или канатоходец. Это было удивительное балансирование! Когда она присаживалась и вставала вновь, класс задерживал дыхание, застывал, не произнося ни звука. Это был танец на заборе…

Загремели рамы второго этажа. Третий этаж присоединился к болельщикам. Верка, действительно, остановила все уроки.

На школьное крыльцо «вылетела» директриса. На этот раз ей уже хватило рассудка и терпения не тормозить Веркины «подвиги». В прошлом году «упертую» Верку никто не мог снять с подъемного крана, на который она забралась от большой обиды и несправедливости. Вызвали отца.
Отец поступил очень мудро, зная дочкин характер. Он сказал: «Веруня, если ты сумеешь спуститься раньше, чем досчитаю до десяти, я возьму тебя в лес за грибами».

На удивление всем, Верка, словно по канату, быстро спустилась вниз и стояла перед отцом сияющая и счастливая.

Все вздохнули...
Директриса, переживая за ученицу и на этот раз, сошла с крыльца и оглядела окна школы. В стекла «влипли» расплющенные носы любопытных. Учебный процесс приказал «долго жить».

Звонок со второго урока был дан на десять минут раньше срока. Все  были благодарны Верке и считали ее героем дня.

На перемене я разрешила отнести ей журнал в учительскую, а после уроков Вера помогала мне нести домой тяжелую сумку со школьными тетрадями.

Веркину победу над обидчиками и ее самоутверждение признали все мальчишки класса и провожали ее восхищенными взглядами, но Верка этого не замечала. Но зато все заметили, как с того дня она стала любимицей всей школы.



На фотографии автор рассказа стоит за Верой.