О Жидке - Село обосновано в 1780 году

Виктор Мартынов Булыгин
 По указу 1736 года императрицы Анны Иоанновны и правительствующего Сената было решено построить и открыть почтово-грузовой тракт Нерчинск на Шилке – Нерчинские заводы на Аргуни, были основаны опорно-этапные сёла через каждые 30 вёрст друг от друга по всему пути, такие как Колобово, Шелопугино, Ундинские Кавыкучи, Газимурские Кавыкучи и другие. Вскоре встал вопрос о строительстве вокруг этих мест,  вспомогательные  селения. Так как опорные пункты были не в состоянии  обеспечить тракт ни тягловой, ни рабочей силой, поставок хлеба, и прочими продуктами.
 Требовался хлеб и провиант на Нерчинские заводы, а поэтому требовалось  увеличение числа  рабочих  и конной тяги,  в рудниках и рудоплавильных заводах, а также для выжигания угля и перевозки руд. К тому же долина реки Унды и её елани оказались на редкость плодородными по хлебу, огородным культурам и удобные для содержания скота. Так стали вокруг опорно-этапных сёл строиться вспомогательные сёла. Все они приписывались к притрактовым   и к Нерчинским заводам. Так вблизи села Колобово выстроились и заселились сёла Лукино, Куникан, Жидка, Усть-Ягьё, Верхний и Нижний Тергени, Шадарон.

Справка о селе Жидка из Хабаровского госархива «Дальневосточная энциклопедия»
  Село обосновано великороссами. По данным 1930 года в селе Жидка было 818 жителей обоего пола, 194 хозяйства. Нарезано земли пахотной- 5115 га, сенокосов - 1428 га, леса – 1012 га, прочих угодий- 1184 га. Под усадьбой села – 80 га.
 Посев составлял 603 гектара, в том числе пшеницы – 197 га, ярицы – 119 га. Имелось крупного рогатого скота 605 голов, лошадей – 532, свиней – 94, овец и коз –249.
 Село Жидка - как произошло название этого села установить, точно не удалось. Но предположительно, что его привезли с собой из Орловской или Курганской областей Лесковы, Димовы, Гавриловы, Чеглаковы, Обуховы, Акатовы, Добровольские, и другие, которые были среди основателей села. Село расположено на правом берегу реки Унда. Вдоль села протекает небольшая речушка Жидкинка. С двух сторон оно как бы зажато двумя крутыми и высокими сопками, с юго-востока – горой Митихой, с северо-запада – горой Чунихой. Дальше за ними пошли  елани, разрезанные падями и распадками. С начала освоения село застраивалось добротно, капитально, на века. Если кто помнит село в 30-х и 60-х годах, тот знает, что дома были индивидуальной застройки: большие, высокие, просторные, с большими окнами, а значит светлыми и красивыми. В большинстве своём пятистенные, на одного хозяина. Вокруг домов были большие приусадебные участки с огородами, добротными надворными постройками для скота, завознями для инвентаря и сбруи, амбарами для хлеба и разной снеди.
 В селе была воздвигнута  деревянная церковь, и был один приход.
 Село быстро разрасталось. Семьи жили в основном зажиточно. Кроме хлебопашества и скотоводства занимались извозом по найму. Село было богатое, красивое, всюду просматривалась чистота, опрятность. В 1851 году при образовании генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьёвым-Амурским Забайкальского Казачьего войска в селе Жидка, был утверждён штаб казачьей сотни.  При образовании казачьего войска село стало называться станицей. Село вошло в пешее казачье войско, и сёла по реке Унда, и часть сёл по рекам Шилке и  Онону.
 Жидкинская сотня входила в подчинение второго Нерчинского округа, второй бригады со штабом в селе Шелопугино, седьмого батальона со штабом в Ундинской станице. В 1888 году пешие казаки были переведены в разряд конных.
 В сотне был свой атаман с управой, два писаря, казначей, смотритель складов. Сотенные склады размещались в селе Колобово в бывшем поселковом складе-магазине. При сотне имелся свой суд и гауптвахта. Вся управа и суд были выборными. Выборы проходили на станичном сотенном кругу.
 В подчинении Жидкинской сотенной станицы находились поселковые станицы Колобово, Усть- Ягьё, Куникан, Лукино, два Тергеня и Шадарон. В них были свои выборные на общественных началах поселковые атаманы и поселковые суды.

 Станичный атаман

 Он отвечал за сохранность порядка в пределах станичного района. Атаман наделялся административной, хозяйственной и военной властью. Ему подчинялись все станичники, как казачьего происхождения, так и прочего. В его власти было наложить арест до 3-х дней, назначить на работы сроком до 3-х дней, либо наложить штраф до 3-х рублей.
 На нём лежала обязанность полицейской власти: объявление новых законов, надзор за порядком, предупреждение нарушений и преступлений, производство предварительного дознания, принятие мер во время стихийных бедствий, задержание преступников и беглых, исполнение приговоров станичных судов, разрешение отпусков и определение вида на жительство. Атаман следил за исправностью путей сообщения, за правильным несением земельных повинностей и сбором недоимок, за сохранностью станичного имущества и хлеба, за исправностью снаряжения казаков. Он ведал предварительным военным обучением казаков-допризывников, призывом на службу, сборами и смотрами, следил за несением воинской повинности казаков. Станичное правление состояло из атамана, его помощников и доверенных до 3 - 4 человек. Делопроизводством  -(письмоводством) занимались два человека – один по военной части, другой – по гражданской.
 Станичный суд был двух степеней:  суд почётных судей, один на две станицы, суд состоял из 3 – 6 человек выборных, пользующихся почётом и уважением в обществе;
 суд станичных судей, в каждой станице от 3 до 12 человек, пользующихся доверием, отличающихся безупречностью поведения и домовитостью.
 Суд решал спорные жизненные вопросы между жителями, спорные земельные дела, имущественные дела и дела по правонарушениям. Станичный суд мог подвергнуть денежному штрафу до 6 рублей, аресту до 8 суток, назначением на общественные работы до 8 дней. При повторном нарушении мог размер взысканий увеличить – арест до 12 дней, штраф до 10 рублей.
 Если суд был не полномочен, решить тот или иной вопрос, то дело передавалось в окружной суд. Последним сотенным атаманом в Жидке, был Колобовский житель купец Кузнецов Василий Спиридонович. Осенью 1918 года он запряг в кошёвку пару лошадей и поехал в Бянкино по своим делам. В селе Лукино заехал погостить к Григорию Устиновичу Димову, погулял там, на свадьбе и поехал дальше. В это время на Жидку напали красные, и посчитав, что атаман бежал, устроили погоню. Догнали за селом Лукино в пади Каштак и расстреляли. 

Церковь

 При освоении и застройке села первопоселенцами на кладбище была построена небольшая часовенка, которая там стоит до сих пор, правда, требует кое-какого ремонта. Во время создания казачьего войска была построена на пригорке деревянная церковь. Вокруг неё красовалась постройками сельская школа. В селе была воздвигнута деревянная церковь, контора жидкинской сотенной станицы, медицинский пункт и почта. Это был культурный центр села.
 В памяти сохранились последние служители этих учреждений. Это были довольно образованные, культурные, интеллигентные люди. При церкви  Савва (Пентюхов). При медпункте – Зайков Клим Матвеевич и Асламов. При школе супруги Некипеловы Иван Максимович и Вера Александровна.
 Священник Пентюхов, возглавлял в окрестных сёлах машинное общество по пропаганде и приобретении сельхозмашин: плуги, сеялки, жатки, сенокосилки и другой инвентарь. При приобретении помогал в их настройке и регулировке. Для этого из каждого села посылал людей в Читу на курсы слесарей. После революции в Жидке и Колобово помогал организовывать машинные товарищества. В 1930 году был репрессирован. А в 1937 был репрессирован и учитель Иван Максимович Некипелов. В 1930 году по известным причинам жидкинская церковь была закрыта. Не стало слышно звона колоколов, доходивших и до соседних сёл. Не стали в ней справлятсься религиозные ритуалы.
 Когда организовался колхоз, то он здание церкви использовал как склад для хранения семенного зерна. Предосудительного в этом ничего не было, если церковь не могла дальше выполнять свою благотворительную миссию.
 Когда образовался совхоз, то его руководители решили в этом районе создать культурный центр на свой вкус и лад. Соответственно, церковь стала мешать, и её снесли с лица земли.
 Крепко и добротно была она построена из брёвен, тщательно подогнанных друг к другу. Брёвна были отработаны под скобу. Снаружи стены были штукатурены и побелены известью. Стоять да стоять этому красавцу, белому лебедю, так нет же, помешала. А если хорошо подумать, то хранить надо было её, если уж не для религии и нравственного воспитания, то для учебы на ней как надо строить. Показывать, как простые мужики- прикладывать свой ум, способности и руки для строительства добротного и красивого.
Поселковые хлебные склады, магазины
 В простонародье их называли мангазины. Хлебные магазины были утверждены по указу государыни Екатерины II в 1755 году не только в селениях государственных крестьян, но и в помещичьих, при величине оных в 50 и более дворов. Если дворов меньше, то села должны объединяться. Этот запас должен состоять на каждую ревизскую душу – 3 четверти ржи и 3 четверти ярового. При пополнении хлебных запасов в магазинах установить сбор: ржи - по получетверику, ярицы – по получетверице с каждой ревизской души. Собранный хлеб должен ежегодно обновляться.
 При создании такого магазина в Куникане и Лукино 50 дворов не было. Жидка не была ещё обоснована. Поэтому магазин был создан один в селе Колобово на три села. Позднее к нему присоединились Жидка и Усть-Ягьё. Ближние магазины в кусту этих сёл были в Глинянке, Унде, Ильдикане и других. Считались такие склады-магазины как страховые.
 Магазин находился на подотчете у поселкового сторожа (смотрителя), он ведал приёмкой зерна, учётом, выдачей, хранением и охраной. Распоряжался зерном поселковый сход. Все операции в нем выполнялись по приговору поселкового схода и поселкового правления. До 1850 года магазины были поселковыми. В1851 году магазин перешел в распоряжение станицы. Сотенная станица была в Жидке. Кроме зерна в нем стало храниться снаряжение для казаков и обмундирование. Склад-магазин был закрыт после гражданской войны и упразднения в Забайкалье казачества.
 Амбары магазина были перевезены на жидкинскую паровую мельницу. Часть брёвен пошла на реконструкцию здания мельницы и амбаров, остальные сгорели в топке паровика.