Бери, но помни!

Людмила Борман
Когда  он  приходил, то  вместе  с  ним  являлась  Радость. Хотя, если посмотреть  на  него, ну  ничего  особенного! Маленького  роста, широкоскулый, весь  какой-то  серо-желтый, вместо  брюк немыслимые  шаровары, вместо  рубашки - куртка  со  множеством  нелепых  карманов.
Но  они -то  и  были  источником  удивления  и  радости, поскольку  из  них  извлекались  такие же  нелепые  неожиданности и  моя  челюсть  не  успевала  смыкаться, вытягивая  рот  в  большую  букву О.
Помню, достает  однажды  свисток  самодельный и спрашивает:
- Хочешь  чуда?
Кто  же  его  не  хочет! Тогда  он  дунул  в  него с  такой  силой, что   у ветхой  моей  прабабки, возлежавшей  на  печке  сразу  обнаружился  слух  и  заодно голос, возопивший : «Какого  черта!»
- Видишь – она  теперь  слышит!
- Можете  сделать так, чтобы  она  еще  и  видела?
- Могу. Но  не  буду. Опять  начнет  в  погреб  лазить.
И  действительно, лучше  не  надо. Ослепла  бабка  еще  до  нашего  приезда  в  деревню, но  это  не  помогло  ей  избавиться  от  пристрастия  к  пирушкам и в  компаниях , и  в  гордом  одиночестве. Пока  был  жив  прадед, он  таскал  ее  на  спине на  празднества. Однажды  после  веселья  в  гостях, ей  показалось  недостаточно  выпитого  и  она  ночью, слепая,  нашла  погреб-ледник  во  дворе, где  было  припрятано  дедом  спиртное и  убрана  лестница, да  и  свалилась  туда, сломав  ногу.  После  смерти  деда, она  погрустнела  и  озлобилась, требовала  выпивки  и  обзывала  маму  «русской  свиньей», если  та  ей  отказывала. Со временем она  и  слух  стала  терять, но  каким то  странным  образом, то, что  говорилось  ей  не  слышала, а  то, что  не  ей, слышала прекрасно.

Он  же  был  в  курсе  всех  наших  семейных  передряг  и  умело  использовал  это  в  своих «магических» сеансах. Однажды, вынул из  кармана, блистаюший  белизной  носовой платок и говорит  мне:
- Знаете  ли  вы, барышня, что этот  платок обладает  волшебным  свойством  узнавать  тайны?
- Опять  хотите  меня  разыграть?
- На  этот  раз  никаких  шуток. Все  очень  серьезно. Хочешь  докажу?
- Все  равно  не  поверю.
- А  если  это  будет  твоя  тайна? Ведь  у  тебя  ведь  есть  тайны, о  которых  никто  не  знает?

Тайны  у  меня  были. И  не  одна. Первая  заключалась  в  фотографии  одного  кроме меня никому  неизвестного  мальчика, а  вторая  в  альбоме  для  рисования с  написанным  мною  романом  и  мною  же  проиллюстрированном. Была  и  третья. Укромное  место  на  южной  стороне  нашего  двора, который  по  периметру  был  обнесен  сараями, амбарами, скотными  помещениями  и  прочими постройками , когда то небедного  подворья. На  соломенной  крыше  одного из  сараев, где скрывалась я от  «невзгод»   судьбы, любовалась  фотографией  и  писала  роман.
- Как  платок   может  это  знать?
- Ну- ка  подойди  ко  мне!
Я  подошла  и  он , не  долго  думая, повесил  мне  платок  прямо  на  голову и  спросил:
- Платок, платок, открой  тайну, дружок? Что  говоришь? Фотография? Альбом?
Я  обомлела. Тряхнула  головой, сбросив  дурацкий этот  колпак и  убежала  в  расстройстве  чувств. До  сих  не  понимаю, как  смог  он  об  этом  узнать.
Время стерло  почти  все  подробности  моих  с  ним  встреч, оставив  в  памяти  радость  воспоминания. Но  при  всем  этом  я  помню какое-то   невероятное  напряжение  и  усталость в  его  глазах, а  в  уголках  губ притаившуюся горькую  усмешку  всепонимания .

Он  вернулся  в  село  более  чем  через  20  лет, пройдя  войну, жизнь  в  далекой Москве  и  еще  одну  тайную  жизнь, о  которой  мало  кто  знал, а  кто  знал- молчал.  Имя  той  жизни -  разведка. Уже  после сообщения  о  его  смерти  отец  рассказал  мне, что  до    и  во  время  войны  он  был  связным  одной  разведгруппы  в  Германии. Отсюда  его  великолепное  знание  немецкого  языка. И  сама   судьба  определила  его  стать  учителем . Как  он  преподавал, я  не  помню. Но знаю, что после  двух  лет  его  обучения, я  не  знала  проблем  с  немецким  языком  ни  в  школе, ни  в  университете.
Куда бежит  усталая  душа, где  пытается  укрыться? Конечно  же,в  детство,  под  сень  родного  дома, где  можно  уснуть в  покое  под  треск  огня  в  печи, под  тихий  говор  матери  с  отцом, при  свете  тихих  ламп и  мурлыканье  в  ногах  ленивого  кота. Туда  бежит  душа, когда  поймет, что  все  усилия  стать больше  и  значительней, чем  есть, ненужная  тщета  и  суета. А  главное в  твоей  судьбе – родители  и  родина. И  только  соответствие  этому дает  покой  и  волю.

Каждый  приезд  человека  в  село, будь  то  в  отпуск  или  насовсем , был  праздником. Ходили  с  героем  дня  от родственника  к  родственнику, от  стола  к  столу  не  один  день, пили, ели, пели, вспоминали. И  когда  спиртное  окончательно  распахивало  душу, растягивалась  гармошка, пускались  в  пляс  с  частушками, порой  небезобидными. Наверняка,  так  встречали  и  его. Молода  я  была  еще  для  таких  радостей  жизни, да  и  глупа, надо  сказать, чтобы  что -то  понимать  в  той  жизни. Я  и  не  понимала. Как  можно  было  бросить Москву  и  приехать  навсегда  в  село, где  и  электричество  только  в  обещаниях  и  в  планах, где на  многих  домах  соломенные  крыши, а  вода  только  в  колодцах-журавлях, где  в  магазине лишь рыбные  консервы, конфеты-подушечки  и  водка.Но, как  говорится, не  хлебом  единым жив  человек. И  он  приехал,  и  стал  счастлив.

В  тот  день у  нас  тоже  был  праздник, если  так  можно  назвать  проводы. Мы  уезжали  из  села  навсегда, в  далекую  Эстонию, к  маминой  родне, к  моей  другой бабушке.
- Давай  сыграем, - сказал  он  доставая  из  курицы  дугу  косточки.
- Как?
-Надо  разломать  мизинцем  косточку, тем  самым  заключив  пари.
Когда  берешь  что-то  от  меня, успей  сказать «беру, но  помню!», не  скажешь-  я  скажу «бери и  помни!», а  ты  проиграла  и  должна  выполнить  мое  желание.
Я  проиграла  через  пятнадцать  минут. Он  влетел  со  двора  с  вытаращенными  глазами  с  огромным  решетом, наполненным  яйцами, сунул  его  мне  в  руки, крикнул «Подержи-ка!»и  убежал  в  другую комнату. Тут  же  вернулся, ехидно  провозгласил «Бери и  помни!» и  захохотал, глядя, как  я  стою  с  решетом, яйцами  и  разинутым  ртом, совершенно  забыв  про  пари.  А  я  стояла  и  представляла, как  буду  исполнять  его  желание, где-нибудь  под  столом, крича  петухом, как  это  часто  делали взрослые, играя  в  карты. Он будто  прочитал  все это  на  моей  физиономии, перестал  смеяться  и  произнес:
 -  Вот  тебе  мое  желание – чтобы  через  год  вернулась!

Не  вернулась, ни  через  год, ни  через  пять, ни  через  всю  жизнь, которая  проглотила  меня, как  крокодил  котенка  вместе с  потрохами  и  шкуркой. А  он, он  остался  там, в  далеком  заволжском, чувашском  селе, где провели  электричество, газ, где  был  колхоз-миллионер, где  была  построена  новая  школа, хотя  и  старая  была  неплоха, где  утром  пахло  росой и  рассветом, а  вечером  парным  коровьим  молоком от  стада, которое  возвращалось  с  пастбища  домой, где не  надышаться  воздухом  после  грозы, а  грозы, как  взятие  Берлина. И  все это,  учитель  мой, взяла  я  и  помню.