Прогулки по Тель-Авиву. Часть 9

Борис Готман
   В седьмой части репортажа мы уже видели это здание с красивыми фресками, расположенное на улице Монтефиоре 9.
 
   Если помните, на установленной там памятной доске написано:
   
  "На третьем этаже этого здания в ноябре 1947 года был создан  штаб "Воздушной службы"  ха-Аганы, армии рождавшейся страны.

   Штаб работал из офиса "Авиационного клуба земли Израиля" в течение нескольких недель и в конце декабря 1947 года был переведен в Кирию.
 
   В это же время "Воздушная служба" была реорганизована в Военно-воздушные силы Израиля".

   Именно тогда в этом доме встретились после долгого перерыва два ровесника - Арон Ремез, родившийся в Тель-Авиве (на коллаже - вверху справа) и Хайман Шехтман-Шамир, уроженец Киева (вверху слева он в форме лейтенанта ВВС США, ниже – в форме офицера ВВС государства Израиль).

   Арон и Хайман  были знакомы с детства, а гимназия "Герцлия", где они учились, находилась как раз напротив их нового места службы,  там, откуда я сфотографировал дом.
 
   Это здание мы сейчас можем увидеть только на старых фотографиях, потому что его снесли, освобождая место первой на Ближнем Востоке высотной башне "Мигдаль Меир Шалом".
 
   Правда, внешний вид нового здания гимназии "Герцлия" очень похож на снесённый оригинал.
   
   А на старых фото видно, что рядом с воротами гимназии находилась станция тогдашнего "такси типа верблюд"!

   Именно в единственной выделенной им в этом доме комнате они написали свой проект создания военно-воздушных  сил ещё не созданного государства, вошедший в историю Израиля под названием "Проект Ремеза-Шамира".

   Читая сегодня этот короткий чёткий документ, подкреплённый  подробнейшими  расчётами, предусматривающий пять этапов формирования ВВС, просто диву даёшься!

   Как два фронтовых лётчика, один – Хайман – лейтенант американских ВВС, второй – Арон – сержант Королевских ВВС Великобритании, которые не кончали не только академий генштаба, но и вообще никаких военных учебных заведений, смогли разработать проект, обеспечивший становление одной из лучших в мире боевой авиации?!

   На коллаже видна фотокопия страницы черновика этого документа, написанная рукой Хаймана Шамира.
   
   Следует отметить, что до того, как стать боевым пилотом, Хайман окончил в Америке одновременно колледж  по специальности инженер аэронавтики и лётные курсы, на которых его оставили инструктором.
   
   Так получилось, что путёвку в небо своему соавтору Арону Ремезу дал именно Хайман, который был его инструктором в лётной школе.
   
   Думаю, что в проекте формирования ВВС пилоты опирались не только на теорию и свой личный боевой опыт, но и на практический опыт работавших вместе с ними лётчиков и инженеров, в том числе, бывших кадровых офицеров британской армии.
    
   Одним из таких офицеров был уроженец Чернигова Алекс Зелони, прошедший в технической службе британских ВВС путь от техника до командира авиационной части, были и другие авиаторы.

   Но не было боевых самолётов. Почти не было опытных лётчиков и специалистов.
    
   Поэтому когда на следующий день после провозглашения независимости Израиля коалиция из семи мусульманских стран начала против него войну на уничтожение, защитить население от арабских бомбардировщиков было нечем.
    
   И нанести ответные удары тоже было нечем: египетские бомбардировщики базировались на расстоянии 60 километров от Тель-Авива, а с израильских аэродромов до Каира было  более 400  километров…
    
   Уже 15 мая 1948 года египетская авиация бомбила Тель-Авив, включая единственный аэродром.

   На земле были уничтожены несколько лёгких самолётов.

   Правда, удалось повредить огнём с земли один египетский истребитель "Спитфайер", пилот которого совершил удачную посадку.

   После небольшого ремонта этот трофейный истребитель стал первым боевым самолётом Израиля.
   
   Самой кровавой  была египетская бомбардировка центральной автобусной станции Тель-Авива 18 мая 1948 года. Тогда погибли 41 человек, в основном женщины и дети.
   
   Продолжение следует…