Начало авиации Амурской флотилии 1 часть

Александр Семёнов 7
       На фото: Личный состав 68-го речного авиаотряда, принимавший участие в боях с "белокитайцами". В центре, в фуражке и кителе с тремя галунами на рукаве - командир отряда Эдуард Лухт. На заднем плане гидросамолеты МР-1 (номера 7 и 1) и авиаматка «Амур» (вид с кормы).
 
       2 апреля 1905 г. был сформирован Отдельный отряд судов Сибирской военной флотилии. 28 ноября 1908 г. этот отряд преобразуется в Амурскую речную флотилию, таким образом, став первым постоянно действующим таким объединением в России. Главная база флотилии — Осиповский затон у Хабаровска. 29 сентября 1927 г. Амурская флотилия была переименована в Дальневосточную военную флотилию, и она оставалась единственным военно-морским объединением на Дальнем Востоке, так как, по договору между Японией и Россией, последней запрещалось иметь военные силы на море.

       Авиационная составляющая ДВФ начала формироваться всего лишь на 7 лет позже, чем на Балтике и Чёрном море. Уже к 1 октября 1928 г. в составе ДВФ в Хабаровске была сформирована первая лётная часть — 68-й отдельный речной гидроавиаотряд, вооружённый 14 самолётами МР-1. Основным назначением отряда были воздушная разведка и патрулирование речной границы с Китаем, а в последующем — с марионеточным государством Маньчжоу-Го. Вот как написано о зарождении авиации в книге (1): «Возглавил гидроавиаотряд Э.М. Лухт, один из первых полярных летчиков Советского Союза, награжденный орденом Красного знамени за освоение Севера. В июле 1927г. Он и летчик Е.М. Кошелев совершили первый полет на остров Врангеля. Для обслуживания гидроотряда из корпуса башенной лодки «Вихрь» по проекту инженера мастерских флотилии А.И. Киллесо в Хабаровском военном порту была сооружена и осенью 1928г вступила в строй речная авиаматка «Амур». Авиаматка имела ангары и жилые помещения для летного и обслуживающего состава, склады и мастерские» (3).
 
       В том же году на р. Уссури была сформирована ещё одна авиационная часть — 69-й отдельный речной гидроавиаотряд, вооружённый самолётами Б-62бис (позднее МБР-2), базирующийся в г. Хабаровск. Таким образом, силами авиации перекрывалась с воздуха практически вся речная граница по Амуру и Уссури. Всего лишь через год после своего формирования, в октябре 1929 г. 68-й ОРЕЧГАО (отдельный речной гидроавиаотряд) принял участие в вооружённом конфликте на Китайско-Восточной железной дороге. За мужество и героизм, проявленные в боях с белокитайцами, флотилия была награждена орденом Красного Знамени, а ряд лётчиков отряда удостоен правительственных наград.

       27 июня 1931 г. Дальневосточная Краснознамённая военная флотилия была переименована в Амурскую Краснознамённую военную флотилию. В 1933-34гг. 68-й ОРЕЧГАО был передан Погранвойскам ОГПУ, а вместо него АмВФ пополнилась 110-й авиационной бригадой, переданной на Дальний Восток из ВВС Северо-Кавказского военного округа. На вооружении эскадрилий бригады состояли, в основном, летающие лодки «Савойя» S-62. С этого времени можно говорить о создании на флотилии полноценных военно-воздушных сил.

       На основании приказа НКО №0058 от 08.08.1935 г. Краснознамённая АмВФ в оперативном отношении была подчинена командующему ОКДВА. Соответственно, авиация флотилии стала замыкаться на помощника командующего ОКДВА по авиации.
Кроме частей ВВС РККА, во второй половине 1930-х гг. на Амуре, в Хабаровске, базировался 7-й отдельный авиационный отряд морпогранохраны НКВД, вооружённый самолётами МБР-2.

       В 1937-1938 гг. в составе Нижнеамурского (104-го) укреплённого района ОКДВА имелось 12-е отдельное авиационное звено связи, дислоцирующееся в Николаевске-на-Амуре. В последующем оно было передано в состав АмВФ. В это же время в составе Де-Кастринского (103-го) укреп района имелось 5-е отдельное авиазвено волнового управления, с базированием в Де-Кастри. Это звено в 1939 г. также было передано в подчинение командующему АмВФ.

       В мае 1938 г., на базе эскадрилий 110-й авиабригады, в составе АмВФ был сформирован 117-й МАП (морской авиаполк) пятиэскадрильного состава, вооружённый самолётами МБР-2. Полк базировался на гидроаэр. Красная Речка в г. Хабаровске. Кроме того, входившая ранее в 110-ю авиабригаду 14-я ИАЭскадрилья стала самостоятельной отдельной авиационной частью, базирующейся на аэр. Разъезд Красицкий. На её вооружении состояли истребители И-15бис и И-16.

       В июле 1938 г. в составе АмВФ, на базе 55-го ОМРАО была сформирована 55-я морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья на самолётах МБР-2, которая к лету 1941 г. передаётся в состав ВВС СТОФ. К началу войны в составе ВВС АмВФ числилось уже 107 самолётов различных типов, основную часть которых составляли летающие лодки МБР-2.
 
       В течение всей войны основными задачами Авиации АмВФ были воздушная разведка в приграничной полосе, пресечение возможных провокаций с сопредельной стороны и подготовка лётного состава для ВВС воюющих флотов. Осенью 1941 г. на западе, в составе ВВС флотов была проведена реорганизация лётных частей, которые из пятиэскадрильных были переформированы в трёхэскадрильные. На Дальнем Востоке этот процесс произошел несколько позже — весной 1942 г. Кроме того, если Балтийские, Черноморские и Северные полки переформировывались в результате естественной убыли самолётов и лётчиков в воздушных боях, то «лишние» эскадрильи частей ВВС ВМФ на Востоке обращались на формирование новых лётных частей.

       Так, в мае 1942 г. в составе Авиации АмВФ была сформирована 4-я морская авиационная бригада. В неё вошли 117-й МАП и вновь сформированный 114-й МАП. Местом дислокации бригады с конца 1942 г. стало с. Софийское-на-Амуре. Тогда же на базе 14-й ОИАЭ (авиаэскадрильи, в которой начал службу в 1940г мой отец) был развёрнут 45-й истребительный авиационный полк, также вошедший в 4-ю МАБ. Однако к началу 1943 г. 4-я МАБ и входящий в её состав: 114-й МАП были расформированы, 117-й МАП передан в состав ВВС СТОФ, а 45-й ИАП стал отдельным полком (45-ОИАП).
В 1943-1944 г. в составе АмВФ были сформированы еще две авиационные части: 10-е отдельное авиазвено связи, 11-й отдельный корректировочный авиаотряд (к весне 1945г. они были переформированы в 10-й ОАОСВ и 11-ю ОКОРАЭ соответственно). Всего на 1 июля 1945 г. в составе ВВС флотилии насчитывалось свыше 75 самолётов, в том числе: ЛаГГ-3 — 27, Як-3— 10, Ил-2 — 8, И-153 — 13, И-16 — 7, СБ — 1, По-2 — С МБР-2 — 3, Як-7в — 2, С-2 — 1. Кроме них, имелось некоторое количество самолётов Р-5, которые, хотя и устарели, но всё равно продолжали использоваться для связи наблюдения.

       В конце 1944 г. в составе АмВФ началась формироваться 15-я смешанная авиационная дивизия. Местом её дислокации стало с. Софийское-на-Амуре. Формирование её было завершено летом 1945 г. В начале августа 1945 г. 15-я САД из АмВФ была передана в состав ВВС СТОФ. В дивизию вошли 117-й МРАП: вновь сформированные 58-й и 59-й ИАП.

       К началу войны с Японией в составе Авиации флотилии остались 45-й ОИАП (отдельный истребительный авиаполк), 11-я ОБУККОРАЭ (отдельная буксировочная корректировочная авиаэскадрилья) и 10-й ОАОСВ (отдельный авиаотряд связи).
Об дальнейшем участии АмВФ или КАФ в войне с Японией описано здесь на ПРОЗЕ.РУ в отдельных рассказах. (Выражаю огромную благодарность авторам 4-ой книги, указанной в списке источников и прошу прощения, что по тексту не указал их, так как в основном использовался их прекрасный исторический труд-справочник).

       Список источников:
1).Багров В.Н., Сунгоркин Н.Ф. Краснознаменная Амурская флотилия. – М., 1976.
2).Сайт интернета:     http://maxpark.com/community/14/content/3219043
3).Советская военная энциклопедия. Том 1., М., ОГИЗ РСФСР, 1932, стр.456.
4).Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.