Клеарх и Антония

Ида Сверре
Голубизна италийского неба бездонным куполом укрывала город. Солнце щедро изливало тепло своих лучей на узкие улочки, крыши бесчисленных домов, на безукоризненно красивые статуи. Свет ложился на воду фонтанов, сочился в распахнутые окна. Напоенный прошедшими веками, город стремился в необозримое будущее. Каменное тело его впитало соки истории, а люди, в крови которых жила память глубокой древности, были его душой. Но город в своем вечном величии и великолепии никогда не знал, кого укрывает.

Клеарху же казалось, будто город поглотил его, смял, раздавил, уничтожил, поскольку именно по его дорогам пришла весть, которая печальным росчерком обещала забрать всякую кровь и всякие краски из жизни Клеарха. В один момент лишившийся душевных сил, он оперся о старый дубовый стол, письмо выпало из ослабевших пальцев и, скользя по невидимым сквознякам, легло на ковер.

«Теперь – кончено», - подумал Клеарх.

На столе лежал гладиус. Его принесли минувшим утром, и завернут он был в то самое покоившееся на ковре смятое письмо, в котором Антония твердой рукой начертала то, чего Клеарх давно боялся. Фразы же были привычные, много раз слышанные прежде: «Если ты читаешь это, значит, не увидимся мы больше, ни весточки от меня ты не получишь, ни взглядами мы больше не обменяемся. Это письмо – тебе мое предупреждение о том, что враги наши добрались до меня, а, значит, уже идут к тебе. Не беги от них, но поспеши ко мне, ведь я дождусь тебя там, где мы все встретимся, рано или поздно…»

Душа Клеарха металась в клети его тела. Он всегда знал, что ошибся веком, ошибся страною, и вся его жизнь в тени серой обыденности – совсем не то, к чему была расположена его душа. Гнетущая современность была чужда ему. Он жаждал почета и роскоши, он желал носить золото и богатые одежды, он чувствовал, что прочие люди должны были падать ниц перед ним. Многие, завидев его, замечали тонкие черты, гордую осанку и взгляд глубокий, будто Клеарх повидал больше, чем всякий человек.

Во снах ему виделись высокие колонны с лотосообразными капителями, златокожие женщины в тонких льняных одеждах, залитые солнцем площади... И он всегда был не безмолвной частью великолепия, но его центром и средоточием. И всякий раз, пробуждаясь утром, Клеарх находил в своем сердце тоску по чему-то покинутому, утраченному, и ощущал себя не собой, но иным человеком, больше женщиной, чем мужчиной, поскольку знал: когда-то давно преклонялись перед его красотой, и лишь потом вспоминали о царской крови и бесконечном могуществе.

Клеарх бросил осторожный взгляд на письмо. Крупные буквы чернели на бумаге, точно эпитафия на белом камне гробницы. Клеарх знал, что Антония покончила с собой, но сам не торопился сделать этот шаг. Ему не хотелось уходить просто, незамысловато, решительно, как ушла Антония. Он желал смерти быстрой, но хоть немного красивой. Чтобы придумать себе такую, требовалось время, а его у Клеарха оставалось мало. Тугая тоска уже накинула удавку на его шею, печаль давила на плечи, скука, сочившаяся в его жизнь из необоримого мира, опутывала душу.

Задумавшись, Клеарх провел пальцем по лезвию гладиуса, затем резко убрал руку, будто обжегшись, и, зацепив взглядом висевшее в противоположном конце комнаты зеркало, подошел к нему. Клеарху хотелось запечатлеть в памяти свой тонкий облик, чтобы в следующем воплощении точно помнить, кем он был прежде, не теряться на дорогах новой жизни и понимать, что искать. Он знал наверняка, что Антонию он встречал прежде, и любовь их зародилась еще в те времена, когда и Антония, и сам Клеарх были другими людьми.

Клеарх замер перед зеркалом и смотрел так, будто никогда себя не видел прежде. Вглядевшись в черную глубь зрачков, он провалился в бесконечность отражения, и перед его взором, точно картина не известного ему художника, предстала темноволосая женщина, к чьей обнаженной белой груди тянулась змея.