Поза для молитвы

Вячеслав Абрамов
Молиться – это «выходить на связь» с Высшими силами.

А как молиться?

Наверное так, как все молятся… Склонив голову, сложив руки. Лучше – поклонившись, или же – на коленях. Некоторые даже падают ниц.

А вот раньше всё больше молились с воздеянием рук. Воздеяние рук – символ возношения души и мыслей к Богу.

О воздеянии рук при молитве говорят Писания. Знаковый пример – как Моисей во время битвы с Амаликом «поднимал руки свои, и одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик…».

И в Новом Завете апостол Павел утверждает древнюю практику молитвы с воздетыми руками: «Итак желаю, чтобы мужи на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим 2:8). В древней Церкви такой способ выражения молитвы стал доминирующим, чему множество свидетельств.

Так молились ранние христиане, воздевая руки. Эта поза запечатлена на стенах подземных катакомб, в которых устраивались первые храмы.

Сейчас тоже есть современном церковном богослужении воздеяние рук, но оно используется только как литургический, молитвенный жест – во время литургии священник неоднократно воздевает руки.

«А что значит воздеяние рук во время молитвы? Так как руки служат орудием при совершении многих злых дел, как-то: побоев, убийств, хищения, любостяжания, поэтому самому нам и повелевается воздевать их, чтобы служение в молитве было для них препятствием ко злу и воздержанием от порока, чтобы ты, намереваясь похитить или присвоить что-нибудь, или убить другого, и вспомнив, что ты будешь простирать свои руки, как бы ходатаев пред Богом, и ими приносить духовную жертву, не посрамлял их и не делал их безответными от служения порочным делам. Итак, очищай их милостыней, человеколюбием, помощью нуждающимся, и потом простирай их на молитву. Если ты не позволяешь себе приступать к молитве с неумытыми руками, то тем более не должен осквернять их грехами» – это пишет святитель Иоанн Златоуст.

Его же слова: «Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его».

Из чина (уже 17 век) «Исповедания иноку на всяк день со слезами» узнаём, как молились древние святые, и какое положение тела способствует душе прийти в подобное положение: устремиться горе. При этом необходимо остеречься от усиленного вытягивания рук и от усиленного направления их вверх, чтоб не прийти в состояние разгорячения и восторженности, от которых один шаг до самообольщения и бесовской прелести. Должно воздевать руки умеренно, чтоб дух сохранился в тишине, смирении, умилении; должно давать телу положение висящего на кресте, а не летящего на небо … «Егда же кто хощет исповедатися Господеви Богу своему, тогда особь, на едине став, воздев руце свои на небо, и крестообразно простер, тогда воспоминая свои грехи, со многим смирением, и сокрушением сердца, со воздыханием и слезами внимая коемуждо слову…».
В Большом Уставе «Око Церковное» (1610-1641 г.г.) содержатся следующие указания:
«и посем, воздев руце, станем молящеся во своей мысли, глаголюще к себе, молитву, святаго Ефрема (Господи Владыко животу моему)».

Когда мы взаимоотносимся с человеком, мы непременно поворачиваемся к нему лицом, без этого контакт будет затруднён или невозможен.
Двусторонняя связь между положением тела и психическим состоянием называется психосоматикой.

Суть молитвенной позы – облегчить самому себе связь, доступ к высшим силам.
А что мешает доступу? В первую очередь – самость, эгоизм. Поэтому важнейшая роль молитвенных поз – приглушить или приостановить функционирование этого «низшего я».

Есть позы смирения – когда голова низко опущена. Например, подобное используется в практике «умного делания» – подбородок касается груди, взгляд ни на чём не фиксируется, то это снижает поток сенсорных стимулов. Эту позу сильно не любит оперативная часть ума, чьей пищей как раз и служат внешние раздражители.

Ещё более выраженная «поза покорности» – пасть ниц, прижав к земле голову и конечности. Это также автоматически принижает эго, заставляет внутренне «сдаться на милость». Примеры: «И молился Давид Богу о младенце, и постился он, уединившись, провёл ночь, простёршись на земле», «и пал Авраам на лице своё», Моисей падал ниц перед Богом сорок дней и сорок ночей. Иисус «пал на лице» в Гефсиманском саду, подчиняя свою человеческую волю Высшему намерению (Мф 26:36).

Как говорил святой Иоанн Кронштадский, «гордость кланяться не любит», если поклоны кажутся проявлением отсталости или раболепия, то это – только свидетельство гордыни. Между тем, земной (великий) поклон (который есть только в православном обряде), не делают в праздники и в воскресенья, так как считается, что в эти дни человек должен праздновать близость к Богу не как раб, но как сын. Чаще практикуется поясной (малый) поклон.

Коленопреклонение также помогает войти в правильное состояние, будучи позой подчинения. Если проблемы человека вызваны его гордыней, то простое пребывание в таком положении улучшает его ситуацию.

П.Д. Успенский пишет: «Человек не может выйти за пределы своего репертуара мышления и чувства, пока не изменит двигательные позы». Принятие какой-либо позы неизбежно вызывает соответствующие ей эмоции. Например, даже искусственное вызывание улыбки на лице вызывает улучшение настроения. Или, опустив плечи, приняв «позу уверенности» можно хотя бы на время успокоиться в стрессовой ситуации.

Поэтому, развалясь в кресле и закинув ногу на ногу или засунув руки в карманы, молиться действительно трудно...   

Ясно, что наши позы нужны не Богу – они нужны только нам, чтобы чувствами войти в молитвенное состояние.
Даже чтобы получить хлеб наш насущный, нужно раскрыть ладонь и протянуть руку. То же касается и надсущного хлеба.
Именно в этом смысл поднятых в молитве рук с раскрытыми ладонями!

Говорить том, насколько эта поза может быть действенна не буду, ибо каждому – своё, и каждый думает и решает по-своему исходя из «направленности головы» и прочих своих ориентиров. Скажу только, что иногда бывает полезно критически осмыслить свои намертво въевшиеся стереотипы.

Основная поза молящегося в Библии – стояние перед Богом, однако отцы не просто стояли, но одновременно простирали руки к небу. В то время язычники бросались на землю перед идолами.
Наверное, следует задаться вопросом, какое же особое значение ей придавали?
Христиане простирали руки «во имя» Бога, Который «сотворил небо и землю», и «творит все, что хочет». Так они делали и «ночью» (в сокрытии Бога), и когда «в день скорби» своей «искали Господа». Они не только «подымали» руки свои, но и «простирали» их, когда душа «как жаждущая земля» жаждет живой воды от Господа. Молящийся, молясь, как бы простирает руки свои к божественной воле.
Подобная молитва уже в Ветхом Завете заменяла все материальные жертвы. Она «направлялась как фимиам» к Богу и «воздеяние рук» расценивалось как «жертва вечерняя».

Древние отцы хорошо сознавали символическое значение этого жеста, и полагали, что он таинственным образом запечатлен уже в самом порядке творения.
Вот что писал Климент Александрийский в начале третьего века: «Поэтому [во время молитвы] мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаем на цыпочки при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который устремляется к горнему миру. После того, как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу», мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу», пренебрегая оковами плоти».

Сегодня «продвинутые» духовные традиции указывают, что следует «молиться и телом» и придают большое значение соответствующим «техникам». Для чего – это оставим их покровителям.
Святые отцы имели в виду совершенно иное: правильное положение тела предохраняет внутренний настрой от растворения в чем-то неопределённом, и стремились выделить особое христианское значение даже в формах, употребительных для разговора с Богом.

Так, Авва Лот, посетив авву Иосифа, сказал ему: «Отец мой, по силе моей я совершаю малое молитвенное правило, соблюдая умеренный пост, занимаюсь молитвою, пребываю в размышлении и безмолвии, стараюсь соблюдать чистоту мыслей, не принимая греховных помыслов. Что надлежит мне еще сделать?» Старец встал и простер руки к небу: персты его соделалисъ подобными десяти возженным светильникам.

Такова «пламенная молитва», что преобразует человека в «ангела», как называли её Евагрий и Иоанн Кассиан, которая освобождает его от всего земного, чтобы сделать его, подобно ангелу, «предстоящим перед Богом».

Об Авве Сысое рассказывали, что дух его, если он не опускал рук, стоя на молитве, воспарял к горнему.

В заключение хотелось бы оставить мысль: молитвенная поза, несомненно, важна. Более важное, конечно – сердечное, а не заученное слово, разговор с Богом. Но всё же, если пропала связь, какой же тут разговор? Обеспечивает связь в первую очередь вера. А уже потом, или уже при этом помогает правильная поза.