Крысы в лабиринте

Ольга Копцева-Лихонина
Мы поднимались по хребту Хамар-дабан. Широкая дорога кончилась, переходя в утоптанную туристическую тропу.               
 -Долго ещё?-спросил Игорь, вытирая пот со лба.               
-Ещё столько же и мы выйдем к метеостанции,-ответил Стас,-можно будет там заночевать, а можно будет двинуть дальше.               
-Я прямо тут заночую, скинул рюкзак на траву Иван и сам завалился рядом, открывая бутылку минералки.               
-Это всё потому, что ты вчера вовремя не остановился,-Лика присела рядом,-не надо было столько пить.               
-Отцепись.               
-Не ссорьтесь, дети мои,-тоном учительницы сказала Аня, сдвинув очки на кончик носа.               
Я отошла к пробегавшей неподалёку горной речке и умыла разгорячённое лицо, стало легче.               
Отдохнув немного, мы снова двинулись в путь и к четырём часам были уже на плато.               
-Ну что, может двинем дальше?-спросил Стас после отдыха и обеда.               
Против был только Иван, остальные поддержали идею.               
-Вы что, не люди!!!????-Иван издал вопль мольбы.               
Мы решили, что мы люди и остались на плато. Приготовили ужин и, сидя у костра, до поздней ночи травили байки.               

Я проснулась от холода.
"Конечно ночи в горах холодные, но не до такой же степени",-подумала я, протягивая руку за фонариком и чуть не заорала от ужаса, ощутив под пальцами мелкие камешки.
И тут раздался истошный визг. Сказать, что я испугалась-это ничего не сказать: темноту прорезал луч фонарика, осветив визжащую Лику, и упёрся в каменную стену.               
 -Что за хрень?-спросил Стас, водя вокруг себя лучом света.               
Я вылезла из спальника  и пошла на голос.               
 -Где мы?-задала глупый вопрос Аня.               
Никто не ответил. Стас, светя фонариком, попытался выяснить этот вопрос, Иван утешал плачущую Лику.               
После беглого осмотра мы выяснили, что находимся в какой-то пещере, откуда в разные стороны отходили коридоры. Все наши вещи, кроме палаток, были разбросаны по полу.               
-Как мы сюда попали?-Игорь оглядел всех по очереди, но ответа не знал никто.               
 -Фигня какая-то.-бормотал Иван, машинально пакуя рюкзак,-если это не мой кошмар, то надо отсюда сваливать.               
-Куда именно?-поинтересовался Игорь, сделав неопределённый взмах рукой.               
-Всё лучше, чем сидеть и ждать,-согласился Стас,-только я не помню, что-бы мне говорили про такие пещеры здесь.               
-А где?-моё любопытство было сильнее страха.               
-Не знаю. В здешних горах, конечно, есть пещеры, но не такие огромные. Ладно, сейчас пакуем вещи и идём. Пользуемся только одним фонарём, остальные выключаем. Девочки, вашу помаду я конфискую.               
-Почему?-удивилась Лика.               
-Будем ставить метки на стенах, пояснил Стас, если один проход не выведет нас, то пойдём в следующий, пока не найдём тот, через который сюда попали.               
-А у тебя есть опыт путешествий по пещерам?-спросила я.               
-Нет,-честно ответил он,-мне больше горы нравятся. Просто, читал на эту тему.               
Мы гуськом двинулись в ближайший проход. Первым шёл Стас с фонариком.
Было жутко идти в полной темноте, видя лишь далеко впереди себя свет фонарика. Сознание, помимо воли, рисовало различных чудовищ, скрывающихся во тьме.               
-Всё, тупик,-раздался голос Стаса и мы повернули назад.               
-На этот коридор мы затратили почти четыре часа,-проворчала Аня,-интересно, сколько мы ещё будем искать выход?               
-Сколько надо, столько и будем,-Иван разделил на всех шоколадку и выдал по паре печенюшек.               
-И это всё?-обиженно спросила Лика.               
-Нам надо беречь припасы. Неизвестно, сколько ещё ходить по пещерам будем.               
Ещё два прохода закончились тупиками. Измученные морально и физически, мы расстелили спальники и улеглись поближе друг к другу. Сон не шёл.               
-Блин, жила себе тихо-мирно, решила провести отпуск на природе, а оказалась в каком-то подземелье,-с тоской выдохнула Аня,-одна надежда, что это мой кошмар и утром я проснусь в палатке.               
Похоже, остальные питали ту-же надежду: уж очень сложно было поверить в реальность происходящего.
Наконец, измученные усталостью и неопределённостью, мы уснули.               
-Эй, просыпайтесь,-шёпотом звал Иван.               
-Что такое?               
-Смотрите,-в  свете фонариков наша верёвка уходила в один из тоннелей, Стаса не было.               
В коридоре показался свет фонарика и мы с ужасом и надеждой смотрели на него.               
-Кажется, я нашёл выход,-улыбался Стас, сматывая верёвку,-ну, не совсем выход, там, в тоннеле, полно коридоров. В другом тоннеле почти сразу тупик.               
-Хорошо бы сейчас зайти на яндекс  и посмотреть, как ориентироваться в пещерных лабиринтах,-мечтательно вздохнул Игорь.               
Эта фраза, брошенная вскольз, добавила нам уныния: все мы "дети цивилизации", из нас лишь Стас владеет минимальными навыками выживания.               
-Эй, не раскисать!-Иван выдал нам скудный завтрак,-Вот вернёмся домой, "закатимся" на дачу и будем неделю бухать и шашлыки жарить.         
Меня эта фраза совсем не взбодрила, наоборот, я почувствовала всю безысходность нашего положения. И, главное, больше всего меня, как и остальных, тяготил вопрос: "Как мы сюда попали?"               
-Кажется, в пещерных лабиринтах надо держаться одной рукой за стену и поворачивать только в одном направлении,-вспомнила Аня               
-Ладно, попробуем этот метод,-согласился Стас.               
И снова бесконечная ходьба по пещерным коридорам. Ноги уже гудели от усталости, один тюбик помады кончился, а конца пути всё не было. Мне казалось, что я уже пол жизни брожу по пещерам, а усталость и голод - это моё привычное состояние.               
-Всё, отдых,-объявил Стас.               
Мы находились в пещере, по размерам уступавшей той, откуда начали своё путешествие.
Иван открыл банку тушёнки и мой желудок тут-же откликнулся урчанием. Он отрезал по куску хлеба и разделил банку на всех! Было вкусно, но мало.
Мы постелили спальники на полу и улеглись, несмотря на усталость спать не хотелось.               
-Мы даже не знаем, правильно ли мы идём,-подала вдруг голос Аня.               
-Не знаем,-согласился Иван, знаем только, что поднимаемся вверх. Мы можем только надеяться, что выберемся на поверхность.               
Лика тихо заплакала и Иван обнял её, утешая.               
-Шансы у нас найти выход 50:50,-оптимистично сказал Игорь.               
-Да ну,-я хотела надеяться, но что-то мне подсказывало, что главные испытания ещё впереди.               
Следующее пробуждение было ужасным: пропал Стас.               
-Может, опять тоннели исследует,-робко предположила Лика.               
-Не похоже,-Иван кивнул на вещи Стаса,-он даже фонарик не взял.               
-Я не хотела вам говорить,-вмешалась Аня,-но меня с самого начала не покидает чувство, что мы стали участниками какого-то эксперимента. Мы, словно крысы в лабиринте, должны найти выход.               
-Похоже, согласился Игорь,-только кто тогда "профессор"? За экспериментом ведь следить нужно и камер по пещерам не натыкаешь, мы же произвольно путь выбираем.               
 -Думаешь?-Аня пожала плечами и слизнула с ладони хлебные крошки,-Пока, нас вёл Стас.               
-Хочешь сказать,-я подошла ближе к ним,-что этот "экспериментатор" среди нас?               
-Эй, гляньте сюда,-позвал Иван.               
На стене, возле одного из коридоров было написано помадой: "ВЫХОД". Мы переглянулись.
-Похоже, Стас и есть тот "профессор",-с сомнением сказала я,-поразвлёкся, таская нас по пещерам и смылся, указав выход. Потом, в городе, ещё прикалываться будет.               
-Не похоже,-возразила Аня,-это я предложила идти в одну сторону по лабиринту.               
-Ты просто случайно ему подыграла. Если бы ему не понравилась твоя мысль, он бы предложил свою. И вообще, кто-нибудь следил, куда Стас поворачивал? -я глядела на лица своих попутчиков в тусклом свете фонаря.               
-Никто за ним не следил,-ответил Игорь,-фонарь был только у него.               
-Может, съедим ещё по кусочку?-робко предложила Лика,-Стас ушёл, а еда осталась.               
Лику поддержали все.               
-Ну что, поверим надписи или будем искать другой путь?-спросил Иван.               
-Думаю, стоит поверить,-сказала Аня,-одно дело попугать нас в пещерах, другое-бросить здесь умирать. Не думаю, что он способен на это.               
-Ты его хорошо знаешь?-спросила я.               
-Не очень, просто бывший однокурсник.               
-Ладно, идём,-Иван взял фонарик и мы снова двинулись в путь.               
Где-то через час, мы нашли Стаса. Он был мёртв. Кто-то перерезал ему горло.               
-Это уже серьёзно,-сказала я, глядя на спокойное лицо Стаса с закрытыми глазами,-его убили во сне. Он даже не испугался.               
-Хочешь сказать, что кто-то утащил здорового мужика сюда и никто из нас даже не проснулся? Да не может быть такого,-зло возразил Иван.      
-Может, ответила Аня,-если кто-то подмешал в еду снотворное.               
-В какую еду? В те крохи нужных доз не подмешаешь.               
-А ты в снотворном разбираешься ?               
-Нет, но я сам открыл банку и хлеб раздал,-мы с подозрением уставились на него,-Ребята, я  здесь ни при чём.               
-Возможно,-Аня поправила очки,-кто-то просто идёт за нами и "развлекается". Мы же не обращали внимание на звуки. Надо идти дальше и быть осторожными.               
-А что делать с ним?-Игорь указал на Стаса.               
-Если хочешь, можешь тащить его на себе,-предложила я,-выберемся наружу и позовём помощь.               
Мы пошли. В то, что мы идём к выходу, верилось с трудом, но мы шли.
Мы шли ,иногда замирая и задерживая дыхание, опасаясь услышать в темноте чьи-то крадущиеся шаги, но было тихо.               
- Мы здесь уже трое суток,-заметил Иван, глядя на электронные часы,-у нас заканчивается вода. Хорошо  хоть ,что мы на плато наполнили все пластиковые бутылки, чтоб утром не ходить за водой, а наш мучитель был "так любезен, что перенёс их вместе с нами.               
-Говорят, в пещерах встречаются подземные речки. Может, нам повезёт и мы наткнёмся хоть на одну,-предложила Аня,-а ещё лучше, наткнуться на выход.            
-Я так хочу увидеть небо,-вздохнула Лика.               
Я понимала её. Больше всего на свете мне хотелось принять горячую ванну, выспаться в мягкой постели и, главное, съесть чего-нибудь горячего. Не важно, чего, главное, много, а потом завалиться на диван и "гонять" телевизор по каналам.               
-Давайте пойдём,-Игорь закинул рюкзак на плечи и взял фонарик,-пройдём ещё немного и отдохнём.               
Готовясь на ночлег в сводчатой пещере, среди роскошных сталактитов и сталагмитов, мы испуганно озирались.               
-Всем спать нельзя,-высказал общую мысль Иван,-кто-то должен дежурить.               
-Согласен,-Игорь взлохматил шевелюру и огляделся,-но если убийца среди нас, то он в своё дежурство прикончит ещё кого-нибудь.               
-Тогда дежурим по двое,-предложила Аня,-один сидит два часа, второго через час меняют, потом меняют первого. Так мы будем все на виду и за час убийца ничего не сможет сделать, он или она сразу попадётся.               
После пробуждения, мы обнаружили, что Аня исчезла.               
-Кто с ней дежурил?-спросил Иван, оглядывая нас               
-Я досидела с ней час и она пошла будить Лику, а я залезла спать.               
-Меня никто не разбудил,-возразила Лика,-я ещё удивилась, когда проснулась.               
-Ты слышала, как она будит Лику?-судя по взглядам, теперь подозреваемой была я.               
-Идиоты!-в отчаянии вырвалось у меня,-Если бы я и решила кого-нибудь убить, то только не Аньку. Я за неё любого порву.               
-Почему?-полюбопытствовал Иван.               
-Её брат меня спас и Аня мне теперь, как сестра,-хмуро ответила я.               
-От чего спас?               
-От изнасилования. Довольны?-слёзы душили меня и я, отойдя в дальний угол пещеры, разрыдалась.               
Иван присел рядом, прижал мою голову к своей груди и молча гладил по волосам. От его одежды пахло потом и остатками какого-то мужского парфюма.               
-Думаешь, она жива?-сквозь слёзы спросила я.               
Ответа не было.               
Я немного успокоилась и мы двинулись дальше. Идя по скальным коридорам, я больше всего боялась увидеть Аню, но обошлось.
Привал всё больше напрягал. Мы не доверяли друг другу.               
-Как теперь спать?-спросил Иван, после скудной еды,-Мы не можем доверить свой сон кому-то. Если убийца среди нас, то кого-то мы не досчитаемся. Если убийца Аня, то она нападёт в любой момент.               
-Не смей так говорить о ней!-кинулась в драку я, но он лишь оттолкнул меня и я шлёпнулась на пол, размазывая слёзы.               
-Надо идти, пока сможем,-предложил Игорь,-Может, найдём выход.               
-Или упадём от усталости,-добавил Иван.               
-А ты что предлагаешь?               
-Ничего.               
Мы шли до полного изнеможения и отдыхать легли в тоннеле, тесно прижавшись друг к другу  и связавшись верёвкой.
Утром исчез спавший с краю Иван.             
-Что происходит?-плакала Лика.               
Мы с Игорем переглянулись, подозревая друг друга.               
-Похоже, кто-то или что-то убивает нес одного за другим .И убивает не просто так, а сильнейших. Типа, игра на выживание наоборот.               
-Не поняла,-ответила я, а Лика, прекратив рыдать, просто смотрела на нас.               
-Это просто. Стас был туристом, имел навык выживания, он мог нам сильно облегчить задачу и его убили первым.         
-А Аня? Она просто учительница.               
-Аня, если это не она, обладала склонностью к анализу и рано или поздно могла "вычислить" автора этой затеи. Она стала для него опасна.. Затем Иван. Он первым догадался беречь припасы и давал дельные советы. Теперь следующий кто-то из нас.               
-Кто?-мы переглянулись, Лика подавленно молчала.               
Наспех перекусив, мы двинулись в путь, забрав всё полезное из рюкзака Ивана.               
Выход был рядом. Если бы мы накануне ещё чуть-чуть прошли, то спали бы под открытым небом.
Через небольшой лаз мы выползли наружу и ничего и никогда не казалось мне прекраснее, чем затянутое тучами вечернее небо и мелкий моросящий дождик.               
-Давайте разведём костёр и сварим много-много каши,-мечтательно предложила Лика.               
-Даже не смей,-возразила я,-после голодовки нельзя есть много. Если не погибла в пещере, то загнёшься от несварения желудка.               
Я и Лика занялись костром и едой, а Игорь соорудил из лапника шалаш.               
Мы съели жидкий супчик и от души напились сладкого чая. От горячей еды нас разморило и мы завалились спать, не обращая внимания на такие мелочи, как протекающая "крыша" и сырая земля.               
Утром все были охрипшие и хлюпающие носами, дальше двигаться было невозможно.
Три дня мы отъедались и лечили простуду.               
-Нам надо решить, куда двигаться,-предложил Игорь,-то, что мы выбрались из пещеры-ещё не конец. Мы где-то в тайге и нам нужно найти выход к цивилизации.               
-Можно по сторонам света ориентироваться,-предложила Лика.               
-Это поможет, если знаешь, куда идти, а мы не знаем где мы,-пояснил Игорь.               
Утром он исчез. Сначала мы просто ждали, а потом отправились на поиск..
Долго искать не пришлось: его повесили за ноги на большой сосне, горло было перерезано.               
-Ты убийца,-закричала Лика, кинулась к костру и схватила топорик,-Зачем тебе это нужно!               
-Лика, успокойся,-я шла следом,-я здесь ни причём.               
-А кто?-Лика, с топором в руке, кинулась вверх по склону.               
-Лика!!!               
-Не подходи ко мне!-она скрылось в зарослях и больше я её не видела.               
В каком-то полусне я затушила костёр, поделила еду и убрала свою половину в рюкзак. Взвалив тяжёлый ранец на плечи, я двинулась вниз по течению горного ручья.
Ручей привёл меня к болоту, я равнодушно двинулась вдоль кромки, а потом углубилась в лес.
Я шла, останавливаясь только на ночлег и отдых. Ночевала у костра и под деревьями, но убийцу я уже не боялась, страх куда-то исчез, осталось только желание выжить.               
И я выжила. Где-то через неделю (я потеряла счёт времени) на меня наткнулась хорошо оснащённая туристическая группа и вызвали по рации спасателей.               

Почти месяц я пролежала в больнице с пневмонией, а в это время велись поиски припавших. Были найдены и место нашей стоянки, и лаз, через который мы выбрались и наши вещи в пещерных коридорах, но ни людей, ни их тел найти не удалось.
ЭПИЛОГ.
Лика, сидя на диване, набирала текст. Её пальцы быстро летали по клавишам ноутбука.               
-Мы же договаривались, что в живых никто не останется,-сказал высокий, немного грузный мужчина, заходя в комнату.               
-Да ладно,-махнула рукой Лика,-всё равно она загнётся в тайге. За ней даже следить не интересно было.               
-Не загнулась,-мужчина был недоволен,-её нашла туристическая группа.               
-Значит, это её шанс,-Лика отставила ноутбук и чмокнула мужчину в губы,-зато я доказала, что инстинкт выживания есть у всех и ты проиграл пари, дорогой.               
-Эксперимент был не совсем "чистым",-возразил мужчина,-они шли в поход и уже были готовы к лишениям. Надо брать случайных людей, как в фильме "Пила".               
-Ну, там то-же выбор не случаен,-Лика прижалась к нему,-а у нас с тобой неплохо получилось.
КОНЕЦ.