Теория Бытия. Глава 15. Конфуцианство и Даосизм

Михаил Тевосян
Теория Бытия. Глава 15. Конфуцианство и Даосизм.

В V - VI веке до н. э. в Китае зарождается новое этико-философское учение, разработанное Конфуцием, которое позже европейцы назвали, - Конфуцианство! В основе Конфуцианства взаимоотношения личности и личности, личности и общества, общества и государства, - все это становится предметом глубокого анализа и определений. Основным правилом конфуцианства является: - не делай никому того, чего не пожелаешь себе.

Конфуций выявляет определенный набор функций для каждого из членов сложноорганизованного общества. Мужчины и женщины, дети и родители, правители и народ, начальник и слуга, власть и народ, как и множество других социальных категорий, несут определенную функцию в процессе взаимодействия друг с другом. От умения взаимодействовать внутри многослойного и многогранного общества, зависит судьба человека, судьба общества и судьба государства!

Конфуций разрабатывает этический трактат для каждой из социальных категорий общества, которые несут в себе перечень этических, моральных и духовных норм, выполнение которых укрепляет государство и развивает общество. В основе учения Конфуция осмысленное понимание того, чего делать нельзя, а чего можно, что есть хорошо и что есть плохо, что есть добро и что есть зло. И если не следовать человеческой добродетели, то всякого нарушившего нормы морали и этики, ждет неизбежное наказание за преступления перед обществом и государством.

Конфуцианство нацелено на формирование законов общественной морали, посредством культивирования страха и пробуждения совести и стыда за деяния, которые не приветствуются обществом и категорически отвергаются государством. Особую роль в этических трактатах Конфуция отводится представителям власти. Они ответственны перед обществом за безупречное функционирование институтов государственной власти. Распространение этического трактата Конфуция, приводит к развитию образования и просвещения, как для широких слоев населения, так и для представителей властной элиты. Позже, конфуцианство обзаводится храмами, традициями, обрядами, культовыми действиями и своими священнослужителями.

Неоднократно священнослужители обнажали нарушение морально этических норм со стороны представителей власти, требуя наказания за преступления перед обществом.  Было выявлено множество пороков у носителей государственной власти.  Это стало поводом к расправе над священнослужителями. Их подвергли гонению, преследованию и физическому уничтожению. Храмы и книги стали уничтожаться. Конфуцианство подверглось редакции и искажению основ морали и этики в той части, которая относилась к представителям верховной власти. Власть была выведена из под удара этого мировоззрения, и стала сакральной и непогрешимой.

Конфуцианство не является монотеистической религией, ибо само этико-философское учение формировалось не в процессе противоборства одних государств с другими, а нацелено на развитие механизмов управления обществом и государством, внутри собственного государства. Это обстоятельство не требовало аккумулирования энергии масс для решения государственных задач в процессе кровопролитной борьбы за территории и сферы влияния. Конфуцианство, преимущественно развивалось внутри границ собственного государства. Оно, как бы, «варилось в собственном соку».

В отличие от монотеистических религий Европы и Азии, где на тот момент обострилась противостояние государств и империй, а монотеизм был востребован историческим моментом, в странах, исповедующих конфуцианство не было необходимости конкурировать с соседними государствами. Междоусобица внутри государства была куда более серьезной угрозой, чем борьба с внешним агрессором. Именно в этих условиях и формировалось учение Конфуция. Посему, классический монотеизм, никак не мог прижиться в этих условиях.

Отчасти, этический трактат Конфуция, это различные способы взаимодействия различных слоев общества внутри собственного социально-культурного пространства. Великая китайская стена, отчасти, символизирует собой именно эту концепцию в функционирование общественных и государственных механизмов, которые оградились от процессов международной интеграции и кооперации. Именно это обстоятельство отбросило страны, традиционно исповедующие конфуцианство, от мирового технологического и культурного прогресса. И именно это обстоятельство дало приоритет представителям власти, которые развернули этический трактат Конфуция на обслуживание своих личных интересов.

Приблизительно, в IV - III веке до н.э., на юге Китая формируется еще одно этико-философское учение: - Даосизм. Основателем Даосизма считают китайского философа Лао-Цзы. Впервые в мировой практике, Лао-Цзы выявляет технологический прогресс, как фактор разрушения мира окружающей человека гармонии. В основе всего естественного и сущего есть некая энергия Дао. Она и есть основа гармонии. Только человек, способен стать разрушителем этой энергии, ибо всякая его хозяйственная деятельность приводит к созданию силы разрушения - Де. И чем более развивается человечество, тем более мощной становится сила зла. А она, - пробуждает человеческие пороки!

Человек, в условиях непрекращающегося технологического прогресса, должен научиться распознавать зло и знать, как противостоять силам зла: - Де, и следовать силам добродетели: - Дао! В этом человеку помогут этические нормы, добродетельный кодекс поведения, знания и умения, выполнение определенных моральных принципов и норм. А в этом человеку помогут традиции, обряды, культовые действия, медитация и духовные практики, которые укрепят человеческий дух и не позволят ему стать жертвой сил Зла.

Очень скоро последователи Даосизма, обзаводятся храмами, культовыми обрядами, традициями и священнослужителями. Именно поэтому, даосизм, называют религией, ибо присутствуют все внешние атрибуты религиозного мировоззрения. Но так же, как и Конфуцианство, Даосизм не является религией противостояния. Он слаб в противоборстве с другими религиями и государствами. Но Даосизм силен внутри границ собственных государств, ибо способен обозначить нормы этического и морального права, как для широких слоев населения, так и для представителей власти. Но в условиях закрытости общества и отсутствия конкурентной борьбы, конфуцианство и даосизм, стали служить меркантильным интересам властной вертикали. Как только конфуцианство и даосизм пытались ограничить проявление пороков у представителей власти, в тот же час они подвергались преследованию, репрессиям и даже физическому уничтожению носителей сакральных знаний.

Практически, за две тысячи лет своей истории, конфуцианство и даосизм были использованы властной вертикалью для подавления инакомыслия, исказили основы справедливости и свободу общества. Это отбросило страны, исповедующие конфуцианство и даосизм, на обочину мировой истории. И только тогда, когда процессы международной интеграции и кооперации стали объективной реальностью, в условиях когда власть стала гармоничной частью общества, всплыли все преимущества этического трактата Конфуция и Лао-Цзы.

В процессе международной интеграции и кооперации, там где общество и власть одинаково несут ответственность за нарушение законов государства и законов общественной морали, резервы общества пробуждаются и эти страны становятся серьезными конкурентами для экономически развитых государств мира. Отчасти, глубинные резервы, которые проявили себя в таких государствах, как Япония, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Южная Корея, были обязаны внешнему влиянию США, которые предложили эффективные формы правления государством, возлагающие ответственность за преступления перед обществом на представителей властной вертикали. В этих условиях, конфуцианство и даосизм создали преимущества, которые мгновенно были использованы этими государствами для конкурентной борьбы.

В то же время, некоторые народы Восточной и Юго-Восточной Азии, казалось бы исповедующие ту же культуру, традиции и культовые обряды, оказались в плачевном положение. Неспособность народов наказать власть за преступления против общества, сыграли с этими народами злую шутку. Десятки и сотни миллионов жертв, социальные потрясения, войны и катастрофы отбросили эти страны на обочину мирового прогресса. Искажение основ конфуцианства и даосизма, в таких странах, как Северная Корея, отчасти Китай, Кампучия, Вьетнам и некоторых других государств, помогли представителям верховной власти этих государств подавить общественное сознание масс, переориентировать его на внешнего врага и заставить его подчиниться порокам, - как в Конфуцианстве, и силам зла, - как в Даосизме!