Без труда ученье на всю жизнь мучение

Марина Хомякова
Однажды я стала невольным слушателем разговора двух старшеклассниц,  обсуждавших планы на будущее.
– Кем ты собираешься быть?  – спросила  одна.
– Хочу учиться на врача, только нужно биологию подтянуть. А ты?
– А я буду заместителем директора фирмы, – без тени сомнения заявила девочка.
– А почему не директором? –  с иронией спросила ее собеседница, но та иронии не заметила  и объяснила:
– Потому что директором будет папа. Он сказал, что, как только я закончу экономический колледж, сразу возьмет меня на работу.
– Постой, но как же ты поступишь, если у тебя с математикой проблемы?
– А, – отмахнулась подруга, – это не имеет значения. Главное – аттестат получить и диплом.
– А работать как ты будешь? – не унималась другая.
– Работать будут другие, – снисходительно ответила будущая «руководительница» и поспешила прекратить разговор, вероятно, чтобы избежать дальнейших «неудобных» вопросов.

«Легкий» сыр в мышеловке

Не знаю, как сложилась в дальнейшем судьба этих девочек,  реализовались ли их планы. Но думаю, что  стать хорошим специалистом и добиться результатов в работе скорее сумеет та, что сейчас критически  оценивает свои знания и понимает, что без них ей не стать хорошим врачом.
А что же будет с «удачливой» дочкой директора фирмы, даже если он действительно возьмет ее на работу?  Она непременно попадет в зависимость от тех, кто будет лучше разбираться в деле. В конце концов, нельзя  вечно прятаться за папину спину.  Когда-то придется принимать ответственные решения, а без знаний и опыта это сделать невозможно.  Не пожалеет ли тогда  директор фирмы о  своем недальновидном поступке? Да и для дочки ее «легкая» учеба  может обернуться тяжелым разочарованием, прежде всего, в самой себе. К тому же праздность и лень, наличие «легких» денег  часто толкают  молодых  людей к сомнительным  удовольствиям: наркотикам, алкоголю и прочему.
Такова уж человеческая натура:  мы ценим только то, что дается нам с трудом, большими усилиями. А то, что легко приходит, так же быстро тратится и забывается.  Во время моей учебы в университете дети состоятельных родителей, попавшие на учебу «по звонку», либо за деньги, держались особняком, часто прогуливали занятия. Одного парня отчислили с 1-го курса. Однако они  ходили по ресторанам, чего мы, конечно, позволить себе не могли.  Но зато фамилии  моих однокурсников, утром учившихся, днем работавших, а ночами сидевших за учебниками, я встречаю в прессе, кто-то работает на телевидении или радио. А где устроились наши «привилегированные особы», даже не знаю. 

За кулисами «звездной» жизни

Конечно, кому-то учеба дается легко благодаря способностям. Но, например, в музыке талант – это только начало, остальное – это усидчивость, терпение, настойчивость и минимум 4 часа в день занятий. Но выдающиеся музыканты, певцы, танцоры на часы  не смотрят.
Песни мэтра советской и российской эстрады, Иосифа Кобзона, слушали и 40 лет назад, слушают и сейчас.  Его глубокий  сильный голос недавно звучал в Донецке, куда Иосиф Давыдович не побоялся приехать, чтобы поддержать земляков (причем не только морально, но и материально). Об этом благородном поступке, благодаря СМИ, узнали многие люди.  А знаете ли вы, что в юности тогда еще начинающий певец, вместо веселых студенческих вечеринок и прогулок, постоянно занимался вокалом – самостоятельно и дополнительно с учителем?  Он, выросший в небольшом шахтерском городке, в многодетной семье, в тяжелые послевоенные годы, рано понял, что должен добиваться всего сам. Об этом мне рассказывала пожилая учительница музыки, учившаяся с ним в  Государственном  музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, отмечая редкое трудолюбие и скромность Кобзона.
У народной артистки России Валентины Толкуновой был свой  творческий путь: начав петь на сцене с 10 лет, она постоянно работала над своим вокалом. Окончила  Московский государственный институт культуры, но не остановилась на достигнутом, а продолжила учебу в «Гнесинке». Интересно, что, начав с  исполнения модного в свое время джаза, певица позже возвращается к исполнению русских народных песен, которые любила с детства. Ее душа, внешность, стиль одежды и исполнения всегда были подлинно  русскими по духу. Неудивительно, что  последние годы своей жизни эта удивительная женщина посвятила благотворительности: помогала многодетным семьям, восстанавливала православные храмы.
Уникальные голоса и манера исполнения Кобзона и Толкуновой стали событием в культурной жизни России, они навсегда останутся в ее «золотом фонде» для будущих поколений, в отличие от безголосых «звезд», раскрученных за деньги. Так что не стоит прельщаться видимой легкостью жизни артистов и певцов – за внешним блеском скрывается тяжелый  многолетний труд.

«Не царское это дело»?

Легкая  жизнь царей – это тоже очень вредная иллюзия, возникшая  на основе классовой марксистской теории и закрепившаяся в сознании благодаря  советским фильмам-сказкам и мультфильмам, где царь «только и делает, что ничего не делает».  Бездельем и самодурством  отличались в них  и юные наследники – принцы и принцессы; исключения – крайне редки.  Не им ли  подражают нынешние «сильные мира сего»?  Но как  было на самом деле?
В книге Забелина «Как жили русские цари-государи?» рассказывается, что царь Иван Грозный вставал в 4 утра, после одевания и умывания долго молился в домовой церкви. Так же начинала свой день и царица.  До обеда царь занимался государственными делами, а царица руководила шитьем одежды для детей и придворных (и сама, конечно, шила).  Образование царских детей, конечно, отличалось от нынешнего, но безграмотными «митрофанушками» из комедии Дениса Ивановича Фонвизина они точно не были. Обучение чтению начиналось в возрасте около 5 лет, большое внимание уделялось Закону Божьему и искусству управления государством.  С XVIII века дети дворян в обязательном порядке изучали иностранный язык, как правило, французский. 
Царь Петр I владел немецким и голландским языками, учился всю жизнь, причем не только наукам, но и ремеслам, не стеснялся стоять у станка,  был очень требователен к качеству работы.  Последний русский государь Николай II был прекрасно образован: знал 5 языков, военное дело и юриспруденцию. Жизнь его семьи также не отличалась праздностью:  их рабочий день начинался в 8 утра с совместной молитвы, затем каждый трудился и учился в меру своих сил. Даже тяжелобольной царевич Алексей Романов не был исключением: он учился, когда позволяло здоровье, 6 дней в неделю.  Его учеба продолжалась и тогда, когда он  с отцом  жил в Ставке Главнокомандующего в Могилеве. И даже в Тобольске и Екатеринбурге в 1918 году, в большевистской ссылке, в условиях тревожного, не сулящего ничего хорошего, будущего, царевич Алексей учился, только обязанности учителей взяли на себя родители, сестры и приближенные, не побоявшиеся уехать с Царской семьей в ссылку. 

«Это многих славный путь!»

Удивительно, но факт: тяжелые жизненные обстоятельства не только не препятствуют учебе, но часто наоборот, усиливают стремление к знаниям.  Самый яркий пример из русской истории – жизнь Михаила Ломоносова, выдающегося ученого, поэта, основателя Московского государственного университета. Сын поморского рыбака, рано ставший сиротой, он вынужден был с детства помогать отцу. Но его пытливый, наблюдательный ум жаждал знаний. Обучившись грамоте у дьяка в Холмогорах, он отправляется в Москву.
С тех пор начинается его долгий и непростой путь к науке: сначала учеба в Славяно-греко-латинской академии, где он из-за своего возраста (20 лет) и бедности терпел насмешки от детей дворян. Затем – Киево-Могилянская академия, Петербургский университет при  Академии наук, Марбургский универститет, Школа горного дела во Фрейбурге. Сложно  описать в небольшой статье все достижения, открытия, научные труды нашего русского гения, прошедшего путь от простого рыбака до Президента Академии наук и доказавшего,  что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!».  Но как тут не согласиться с поэтом Некрасовым, что этот «многих славный путь» прошли  и другие наши выдающиеся соотечественники.
Вспомним, как во время обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны дети учились в бомбоубежищах и подвалах. И старались учиться только на «пятерки», а ведь им приходилось еще и помогать взрослым: гасить зажигательные бомбы, носить воду, ухаживать за ранеными, разбирать завалы.  Трудно было и в послевоенные годы, когда не хватало не только тетрадей, учебников, пособий, ручек, портфелей, но даже еды и одежды (многие дети ходили в отцовских шинелях). Зато жажда знаний, стремление учиться было огромным. И именно это желание и трудолюбие помогли за десятилетие восстановить огромную страну и поднять отечественную науку и культуру на новые высоты.

«Шары» больше не будет…
Нынешние школьники и студенты, с одной стороны, имеют большие возможности в учебе (например, электронные библиотеки и учебники, дистанционное обучение, поисковые системы в Интернете), а с другой  –  большие искушения, связанные с легкостью получения информации (не нужно думать, не нужно искать нужную книгу в библиотеке, ведь достаточно нажать несколько кнопок).  Стоит ли всецело полагаться на «чудеса техники», да и вообще – искать «легких» путей получения образования?
Недавно в Киеве произошла забавная история.  В одном из парков  стоял «памятник Шаре»  – непонятная шарообразная скульптура. Ее знали все студенты еще с советских времен, поскольку перед зачетами и экзаменами ходили туда  «просить шары» – хорошей оценки. Писали на самой скульптуре, всовывали записочки.  О результатах «шаропоклонников» я не знаю. Но надписи и записки не иссякают. И вдруг, после очередного Майдана… «Шара» пропала.  Кто ее утащил и с какой целью – неизвестно. Но многие сильно расстроились, потому что – как теперь экзамены сдавать?
Впрочем, православным студентам и верующим такая потеря не страшна, ведь тому, кто полагается на Бога (да и сам «не плошает» – учится), никакая «шара» не нужна.  Тяжело в учении – легко в бою!