Христа славьте кресты ставьте

Марина Хомякова
26 апреля 2013 года   с.  Голинчинцы Винницкой области произошло знаковое событие: на живописном холме был установлен и освящен 8-метровый покаянный крест в память об убиенных во чреве младенцах, отслужен молебен.
Видимо, не случайно оно совпало с очередной годовщиной Чернобыльской аварии: аборты можно назвать духовной катастрофой Украины, ведь, согласно официальной статистике,  каждый год без войны уничтожается 250000 детей – количество, равное населению таких областных центров, как Черновцы и Ровно. Самое страшное, что подобный геноцид даже не считается преступлением – ни по закону, ни в глазах светского общества. Не раз мне доводилось общаться с молодыми женщинами, для которых лучше избавиться от своего ребенка, чем «плодить нищету». Увы, распространению такого  пагубного мнения способствуют не только СМИ, не только безумные феминистки и продажные грантоеды из «женских» организаций, но и… врачи-гинекологи, прекрасно знающие о том, что они делают, но зарабатывающие на операциях и поставках абортивных «материалов» косметическим фирмам.
Впрочем, благодаря принципиальной позиции Русской Православной Церкви (неотъемлемой частью которой является УПЦ) и многолетней работе активистов движения «За жизнь» многие женщины и врачи осознали свой грех, покаялись в нем. Однако, как показывает опыт, тяжесть вины за него придется нести всю оставшуюся жизнь. Теперь выплакать свое горе, вымаливать прощение у Господа можно будет и здесь, у креста в Иосафатовой долине.
Место это также было выбрано не случайно: оно отмечено самой Богородицей еще в 17 веке, когда Подольские земли были оккупированы Османской империей. Православные жители деревень, спасаясь от турок, искали убежища в Калиновском православном монастыре недалеко от Шаргорода. Но и тут было небезопасно, т. к. нежданно могли появиться янычары. Как повествует легенда, Божия Матерь, явившись некоторым монахам в сонном видении, благословила идти в сторону утренней зари, в дремучие леса, и там искать спасения. На третий день группа переселенцев остановилась на ночлег возле колодца, и там снова явилась им в сновидении Матерь Божия, с небес благословляя округу. Так на этом месте была основана новая обитель, которую из-за бедности назвали Голиченцы. Со временем рядом миряне построили четыре села по четырем сторонам света вокруг долины и колодца с целительной родниковой водой. Возле него постоянно стали совершаться молебны, а место назвали Иосафатовой долиной (по аналогии со знаменитой долиной под Иерусалимом – местом грядущего Страшного суда).
Богородица не оставила эту долину своей благодатью даже в страшные безбожные времена. В 1923 году пастух Иаков пас стадо коров, а невдалеке 12-летняя девочка Кристина пасла овец. Иаков часто молился у колодца и в жаркую пору обливался целебной водой. Как-то он увидел прямо в воде отображение Матери Божией с Младенцем. Нимб Ее сиял золотистым светом. Но страха и оцепенения он не ощутил. «Матерь Божия, что нам делать?» – успел спросить пастух. «Христа славьте, кресты ставьте!» – услышал он в ответ, и Матерь Божия, благословляя его и всю округу, уже таяла в воздухе, поднимаясь к небу. Иаков сразу же побежал в близлежащее село и рассказал все, что видел.
С хоругвями и образом святителя Николая селяне вместе со своим священником – отцом Тихоном Петринским пришли к колодцу. Тут они и установили первый дубовый крест. Слава про чудо распространилась мгновенно. В этот же день кресты установили жители соседних селений.  Иосафатова долина была уже усеяна крестами. Неделями и месяцами люди несли их на руках отовсюду. Далекие Кубань и Одесса, Приднестровье, Бесарабия и Донбасс присылали свою хвалу Господу. Добирались поездами и с Далекого Востока.
Это не могло не вызвать беспокойство и гнев местного начальства.  Секретная докладная записка от 24 ноября 1923 года Могилев-Подольскому облисполкому на имя подольского губернского главы повествует, что в Иосафатовой долине «случаются многочисленные случаи исцеления от различных заболеваний, что вызывает неимоверный наплыв людей на религиозные действия, которые проводятся на месте явления загадочной женщины с ребенком. Это все выходит за рамки коммунистической идеи, потому является вредным».
Началась жестокая и циничная борьба с крестами и с верующими. Кресты у паломников отбирала конная милиция, уже поставленные спиливали и… отдавали на дрова в качестве премии активистам-безбожникам. (Надо заметить, что такая «награда» не пошла им впрок: по словам местных жителей, хаты богоборцев-кощунников ныне стоят пустые, ибо в их роду болели и умирали дети. Это грозное предупреждение тем, кто ради сомнительной славы и денег ныне устраивают «шоу» со спиливанием крестов и думают остаться безнаказанными).
Православных верующих арестовали, избили и бросили в тюрьму. Самая страшная участь ждала пастуха Якова: за то, что он отказался молчать о явлении Богородицы, он был брошен в подземелье, где его загрызли крысы. Однако бывшие с ним собратья также не отреклись от веры. Когда они все же были отпущены и добрались до родного села, то увидели, что там возвышаются… новые 16000 крестов, которые были возведены всего лишь за зиму. Как выяснилось потом на суде из доклада гражданского обвинителя, за пять месяцев 1923 года в долине побывало более миллиона пятисот тысяч верующих!
К сожалению, даже несмотря на народную поддержку и отсутствие доказательств вины, верующие были осуждены и высланы из Украины, кресты спилены, а само чудо почти забыто.
Но человек предполагает, а Бог располагает. И вот через много лет благодаря И.А.Залецкому, который собрал свидетельства старожилов и поднял архивные материалы того времени, история Иосафатовой долины вновь стала известна. А в 2006 году стала возрождаться традиция ставить здесь кресты и проводить 15 августа Крестные хода  к этому святому месту.. И, как и прежде, съезжаются сюда люди из разных краев огромной Руси: на крестах можно увидеть таблички с надписями «Курск», «Одесса» и др. Кстати, кроме упомянутого покаянного креста, в тот же день киевлянами были установлены еще 12. 
Хочется верить, что их количество постоянно будет расти, а вместе с ним будет расти и укрепляться наша вера, без которой невозможно изменить наше общество к лучшему.