Скромный обзор на книгу Метро 2033

Вячеслав Штопель
Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

В последнее время жанр постапокалиптики настолько популярен, что наравне конкурирует с фэнтези, фантастикой и др. Данный жанр мы можем видеть уже везде: в книгах, фильмах, играх. Однако количество, порой, сильно перевешивает качество. Некоторые сюжеты постапокалиптики порой настолько бредовы и высосаны из пальца, что читать, смотреть или играть в это становится просто невыносимо. Либо сюжет просто ужасен, либо его реализация – обязательно, что- то из этих двух факторов присутствует в описываемых авторами событиях. Но бывают и исключения, и такие, что впиваются своими сюжетами в мозг, а главное душу, и больше не отпускают. Дамы и господа, перед вами обзор на постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского “Метро 2033”.

Немного о сюжете:

Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город-призрак, отравленный радиацией и населённый чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро – самом большом противоатомном бомбоубежище на земле. Его станции превратились в города-государства, а в туннелях царит тьма и обитает ужас. Артёму, жителю ВДНХ, предстоит пройти через всё метро, что бы спасти от страшной опасности свою станцию, а может быть и всё человечество.

На первый взгляд – ну что здесь такого необычного? Да, человечество уже в который раз само себя уничтожает и пытается выжить после собственного геноцида. Да, мутанты заполонили улицы и наводят страх на всех и вся. Людям только и остаётся, что воевать друг с другом за то, что ещё осталось от былой цивилизации – еду, оружие и патроны. Но если посмотреть с другой стороны, то мы увидим, насколько мир Метро 2033 проработан и не банален, в отличие от остальных.

Чего стоит хотя бы проработанность карты метрополитена, которая после апокалипсиса стала образовывать общины на станциях, каждая со своей идеологией и убеждениями. Одни стали строить коммунизм, другие – фашизм. Нашлось место и капиталистам, которые просто удачно разместились, заняв всю кольцевую линию, и бандитам, которые стали наводить свои порядки на захваченных станциях и не только. Есть здесь Полис, который считается культурным центром Московского Метрополитена, и Спарта, орден, который старается защитить все метро от мутантов и бандитов. Существуют и просто свободные станции, или небольшие объединения для того, чтобы вместе выживать. Вообще “государства” в книге описываются очень интересно и правдоподобно. Идеология на той же “Красной линии” просто зашкаливает, отовсюду слышны лозунги из давно ушедшей эпохи. “Рейх” здесь помешан на чистоте крови и антимутантной политике, поэтому все, кто не подходят по “параметрам” подлежат, по их мнению, уничтожению. И вот таких вот штампов в книге масса, и плюс их в том, что все они вписываются в местный сеттинг.

Атмосфера – главный козырь всего романа. Давящие стены туннелей, выходы на вражескую поверхность и разговоры с обычными людьми – все эти аспекты являются составными частями мира метрополитена, в который постепенно начинаешь верить. Всё, абсолютно всё в книге подчинено атмосфере безнадёжности и замкнутости в метро. Когда главный герой находится в тоннелях, мы чувствуем тревогу и незащищённость, а когда добирается до обитаемых и защищённых станций – то и мы начинаем переводить дух. Всё, что происходит в книге, вы пропускаете через себя.
Не смотря на то, что постапокалиптический роман, как правило, предполагает и боевик, но в данном романе на удивление мало стрельбы и боевых действий. Самое страшное здесь происходит не во время стрельбы, а до,  или после неё. Но любители экшена тоже разочарованы не будут – он здесь есть и довольно бодрый.

Написан роман очень просто и понятно. Сам автор начал писать роман, когда ему было двадцать лет, поэтому и предназначался как раз именно для читателей этого возраста. Книга вряд ли будет интересна людям старше тридцати, что очень часто записывают роману в большой минус. На мой взгляд – это не правильно, т.к. воспринять то, что описывается в книге может каждый, а вот понравится или нет – это уже дело вкуса.

Великолепно в книге представлены разговоры. Они очень правдоподобны и живы, в них веришь и их хочется читать и слушать. Они не только добавляют атмосферы, но и служат рычагом для подачи историй и баек, что является одной из важнейших частей здешнего миропонимания. Разговоры довольно просты и понятны, не замудрёны и даже обыденны, что вполне располагает к чтению.

Разумеется, не обошлось и без несостыковок. Все они касаются,  в основном проработки мира: откуда у выживших взялось такое количество фильтров и патронов,  даже если патроны производят, то откуда берутся материалы; откуда берётся столько топлива,  даже учитывая, что оно осталось на поверхности, но может ли оно хранится такое количество времени; чем подпитывают  костры на кордонах и т.д. Если покопаться, то несостыковок наберётся великое множество.

Но в итоге, плюсы романа очень сильно перевешивают его минусы. Невероятно проработанный мир, отлично переданная атмосфера постапокалиптического мира и выживания людей в метрополитене, хорошо написанный и не тяжёлый текст, интересный и затягивающий сюжет – всё это заставляет перечитывать роман снова и снова. Дмитрий Глуховский проделал замечательную работу – заставил поверить в то, что постапокалиптический роман может быть не только интересен, но и читаем.

Впоследствии выход романа породил целую книжную серию под названием “Вселенная Метро 2033”, где различные авторы издают свою сюжеты под брендом Метро 2033. Однако эти книги будут читать только закоренелые фанаты или те, кто жаждут продолжения. Книги из вселенной даже отдалённо не напоминают то, что описал в своём романе Дмитрий Глуховский. Но тут снова вступает фактор – на вкус и цвет…
По мотивам романа также вышли две игры: Metro 2033 и Metro: Last Light. Обе игры замечательны, получили высокие оценки от критиков и признание фанатов. Они очень точно передают атмосферу книги и богаты на очень хорошие детали. Отлично создатели поработали и с дизайном игры, что только улучшило ощущение восприятия мира Метро 2033.

Стоит сказать, что Дмитрий Глуховский написал целую трилогию романов: Метро 2033, Метро 2034 и Метро 2035. Каждые из этих книг очень разные и не похожи друг на друга. Но о продолжении Метро 2033 я напишу в другой раз…

С вами был Вячеслав Первый - скромные обзоры от нескромного человека.