О смотрении и видении

Евгений Терещенко
Не раз в эзотерической литературе мне приходилось сталкиваться с различением двух таких, на первый взгляд, идентичных понятий, как «смотрение» и «видение». У меня нет личного мистического опыта, который позволял бы говорить по этому вопросу «от себя», но на уровне интеллекта, мне кажется, я эту мысль понимаю достаточно хорошо.

В акте "смотрения" между человеком и объектом стоит суждение, знание, оценка, которая является препятствием, барьером, на пути адекватного восприятия и познания объекта.
В акте "видения" субъект и объект едины, двойственность отсутствует. Именно такое "познание" объекта мистики считают "истинным", незамутненным познанием.

Приведу интересную цитату из книги дзен – буддиста Кацуки, «Практика дзен»:

"В повседневной жизни наше сознание непрестанно занято работой, охраняющей и осуществляющей наши интересы. Оно превратилось в утилитарное мышление - и рассматривает все вещи в мире как множество своих орудий; по словам Хайдеггера, оно относится к ним "в контексте оборудования"; т.е. рассматривает все объекты в свете возможного их использования. Такой способ смотреть на вещи является первопричиной искаженного взгляда на мир, ведет к механическому мышлению..."

Можно ту же самую мысль выразить другими, своими словами. Когда мы определяем незнакомую вещь, мы усматриваем в ней аналогию с уже определенными, знакомыми вещами и вносим в наше отношение к этой вещи свое "знание". Если есть слово, определяющее вещь, есть знание о ее свойствах, назначении, использовании, то непосредственное восприятие этой вещи, в режиме "видения", уже невозможно.

Интересно, в рассматриваемом контексте, вспомнить значение слова «познать», как оно понималось в древних литературных источниках, в том числе, в Библии. Слово «познать» означало - «стать единым с познаваемым».Например, выражение «познать женщину», означало -соединиться с женщиной в акте физической близости.