И все-таки -мыть!

Вирджиния Домарк
    8 .4.2016

   Вопрос стоял со времен имперских:"Мыть ли нам сапоги в Индийском океане?!"Он волновал и Сталина,и Брежнева.Он не сросся в 2000 году,а вот после некоторых проволочек и прочих "негараздов" засиял новым светом и в новом качестве буквально вчера.
  -Теперь ясно,почему вспыхнула с новой силой бойня "Карабахский вопрос" и при чем тут Турция?Но слава Богам,азербайджанцы проявили здравый смысл...

 "Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии. Петербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США. Предлагаемый Тегераном для канала статус кондоминиума (паритетного совместного управления) не устраивал Петербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации Ирана. А экстерриториальность позволяла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.

В 1908-м переговоры были приостановлены, чему способствовало растущее давление на Тегеран со стороны Стамбула и Лондона по вопросам статуса нового канала и сроков его сооружения.
  -Ну,так чему был посвящен "панамский разбор полетов-2016" накануне визита Парня на лошади в Панаму?
  -Правильно!"И вечный бой-покой нам только снится!"И война "карабах-бабах" и "панамская тетрадка со счетами"-это все звенья одной цепи ,а лучше сказать:натяжение цепи-удавки на шее народов.

 "Первая мировая война, естественно, не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией снизила его актуальность. РСФСР и СССР оказали, как известно, военно-техническую и экономическую помощь Турции в период ее противостояния с Антантой и Грецией (1919–1923). Взамен Анкара в сентябре 1924-го гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР."
  -Летит,летит Степная Кобылица.И снова мнет ковыль...

  "С кончиной Мустафы Кемаля Ататюрка в ноябре 1938-го антисоветские, точнее, пантюркистские тенденции в политике Анкары резко усилились. Лучшее доказательство тому – ее участие в плане "Топливо", проекте совместной с Англией и Францией агрессии против СССР, намеченной на середину марта 1940-го. План предусматривал, в частности, пропуск британских и французских военных судов в Черное море.

 Но с конца 30-х стали ухудшаться и советско-иранские отношения, что было вызвано активным воздействием Англии, Германии и Турции на внешнюю политику Тегерана. Там как раз готовились расторгнуть советско-иранский договор 1921 года "О дружбе и границе", по которому (статья 6) СССР в случае угрозы его безопасности имел право ввести в страну свои войска."
  -Я - не первый воин, не последний,
   Долго будет родина больна...Точнее не скажешь.

 "Тревожные события на советско-германском фронте, угроза нападения Турции на СССР и приближение германо-итальянских войск к Суэцкому каналу в 1942-м не могли не способствовать интенсификации работ по созданию канала Каспий – Персидский залив. Обе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. Вопрос поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви, состоявшихся 30 ноября 1943-го в Тегеране."
   -Но узнаю тебя, начало
    Высоких и мятежных дней!
    Над вражьим станом, как бывало,
    И плеск и трубы лебедей...

 "Предварительный вариант канала был рассмотрен во время визита советского премьер-министра СССР А.Н. Косыгина в Тегеран в начале апреля 1968-го. Проект в основном был одобрен обеими сторонами. Но уже по традиции без упоминания в коммюнике…
  В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974–1975 годах увенчавшейся двусторонним договором "О дружбе и добрососедстве".


  Если говорить вкратце, судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов. Правда, все это хоть и многообещающая, однако все же пока лишь перспектива.
  Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5–6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.
  -Доставка товаров из Петербурга в порт Мумбаи займет 14 дней,сейчас же через Суэцкий канал грузы доставляются за 40 дней по тому же маршруту.Так что ,прощай не только Суэцкий канал ,но и любимый до хруста в костях Баб-эль -Мандебский пролив.
  -Так будет Россия  мыть или не мыть сапоги в Индийском океане без оглядки на залужные консервные банки?
  -И все-таки -мыть!