Рождество. От сюжета к фабуле

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




           Чьи-то ловкие и осторожные руки дёргают за нити событий. Опытные политики-
           кукловоды ведут закулисную борьбу, а на сцене сплетаются и рвутся судьбы наивных персонажей. Их
           истории вызывают интерес и сочувствие, но пора вывести из тени их хозяев - тех, кто цинично
           распоряжался чужими судьбами, тех, к кому сходятся все нити. Зритель должен знать своих закулисных
           героев.
           Манипуляторов на сцену!




О Т     С Ю Ж Е Т А     К     Ф А Б У Л Е*

Вначале хотелось бы напомнить о реальных исторических событиях того времени, опираясь в основном на свидетельства Иосифа Флавия.

Царь Ирод, удачливый правитель и воитель, предельно несчастлив в семейной жизни. 10 жен царя подарили ему многочисленное потомство, которое непрерывно конфликтует друг с другом, а также – с сестрой царя Саломеей и семейством его брата Феррора. Все понимают, что дни тирана сочтены и яростно сражаются за его наследство. Под давлением различных группировок царь постоянно меняет свое завещание.

Обделенные родственники устраивают заговоры и покушения на жизнь соперников и своего «благодетеля», вовлекая в конфликты слуг и приближенных. Разоблаченных слуг Ирод пытает и вынуждает доносить на своих господ. Собрав «компромат», он карает зачинщиков и озлобляет их сторонников, которые плетут новые заговоры.

В 7 г. до н.э. наибольшее беспокойство у Ирода вызывают сыновья Александр и Аристовул, а также брат царя – могущественный тетрарх Феррор. Эти люди не скрывают недовольства своим положением и мечтают о власти.
Постепенно вокруг них собираются сторонники из числа придворных и военных. Александр склоняет на свою сторону доверенных лиц отца – евнуха Багоя и юного красавца Кара, а Феррор через жену устанавливает контакты с радикальным крылом влиятельной политической партии фарисеев.
Активность родственников вызывает у правителя крайнее раздражение и, поддавшись на уговоры своей сестры Саломеи и сына Антипатра, он казнит Александра, Аристовула и еще 300 их приверженцев из числа военачальников.
Не давая обезглавленным войскам опомниться, царь требует от них и всего населения присягнуть на верность ему и императору Августу, поскольку исполняется 30 лет с начала его правления и 20 лет императорства Августа.

Тогда 6000 фарисеев, подстрекаемых Феррором, демонстративно отказываются присягать на верность римскому императору и царю Израиля. Весь Иерусалим приходит в волнение, предчувствуя очередное кровавое потрясение. Однако, Ирод проявляет неожиданное великодушие и всего лишь налагает на мятежников крупный денежный штраф, который за них выплачивает жена Феррора.
Обстановка слегка разряжается, но Ирод прекрасно понимает, что зачинщиков мятежа необходимо изловить в кратчайшие сроки. Поэтому по дворцу шныряют доносчики Саломеи, в подвалах дворца орудуют заплечных дел мастера, а в городе трудятся не покладая ног царские соглядатаи.

Их усилия не пропадают даром и вскоре монарх узнает о предательстве Багоя и Кары. Перепуганый Багой признается, что фарисеи пророчат Израилю рождение нового Великого царя– Мессии. Самому евнуху обещали, что восстановят его репродуктивную способность (!) и нарекут отцом и благодетелем уже народившегося Мессии.
Тогда Ирод якобы лишится власти и все приберет к рукам Багой**.

Так Ирод получает в руки нить, ведущую от Багоя к группировке фарисеев-радикалов. Теперь главным направлением царского сыска становится поиск зачинщиков среди фарисеев. От них царь узнает о роли жены Феррора в подготовке мятежа, а также – имена своих придворных и родственников, замешанных в заговоре.
Казнив всех смутьянов, Ирод созывает синедрион, чтобы решить судьбу жены брата. На суде, несмотря на давление царя, Феррор не отрекается от жены и разгневанный Ирод велит ему удалиться в свою тетрархию….

Заметим, что в этой истории упоминается ряд персон и событий, уже знакомых нам по НЗ: религиозные оппозиционеры (фарисеи), красивый юноша в домах Елизаветы и Марии (Кара), весть о рождении нового иудейского царя, отец новорожденного, «не знавший жены» (евнух Багой), перепись, встревоженный Иерусалим, поиски приверженцев Мессии, многочисленные казни и совещание Ирода с первосвященниками (синедрион).

------------------------------------------------------
    *Под фабулой я понимаю хронологическое описание событий.
   **В свою очередь жене Феррора фарисеи обещали, что царство перейдет к ней и ее детям от Феррора.
------------------------------------------------------

Если теперь попытаться совместить историю волхвов с вышеописанными событиями, то она предстанет в совсем ином свете.

Некие оппозиционеры (Феррор, часть духовенства, фарисеи-радикалы) пытаются использовать обстановку брожения и всеобщего недовольства после казни Александра, Аристовула и 300 их сторонников. Смутьянам кажется, что корона уже колеблется на голове престарелого царя и завладеть ею смогут самые решительные из претендентов. Способ экспроприации власти давно известен – заговор во дворце + беспорядки на площади. И вот новая интрига уже плетется в недрах иродова дворца, а за его пределами внимание царя отвлекает очередная смута.

Поскольку многие иудеи наслышаны о разнообразных небесных знамениях 7 и 6 г.г. до н.э., заговорщики используют их, чтобы разжечь в народе и без того сильные мессианские ожидания, а затем спровоцировать мятеж. Успеху дела способствует и удачно выбранный момент – для празднования Пасхи в Иерусалим стекаются огромные толпы паломников. Усилия провокаторов не пропадают даром - народ действительно начинает волноваться и встревоженный Ирод запускает свою сыскную машину на полную мощность.
В подвалах дворца пытают предполагаемых заговорщиков, а по городу рыскают царские шпионы, прислушиваясь к разговорам о грядущем Освободителе и вылавливая агитаторов.
Когда до царя доходят слухи о небесных знамениях и рождении Мессии, Ирод велит установить их источник. С этой целью нескольких агентов обряжают персидскими магами*.

«Легенда» фальшивых волхвов проста – они якобы идут поклониться Мессии и поднести ему дары. Любопытствующим маги демонстрируют свои сокровища, обещая награду тому, кто укажет им путь.

Устраивая этот маскарад, царская охранка не без оснований рассчитывает, что:

       • экзотические наряды путешественников привлекут внимание людей;
       • их рассказы вызовут любопытство;
       • в чужеземцах не заподозрят доносчиков;
       • нет пророка в отечестве своем – зарубежных оракулов слушают охотнее.
             Понятно, мол, что чужестранцы отправились в дальний путь не для обмана, а ради какой-то важной цели.
             Может, они что-то знают о небесных знамениях, о которых последнее время судачат все вокруг?

Люди падки на тайны, так что внимание и доверие обывателей шпионам обеспечено и они не подкачают. Волхвам ведом язык звезд, поэтому звездочеты авторитетно растолкуют непосвященным глубокий смысл космических аномалий:

      «Новая звезда является знамением именно для иудеев потому, что образовалась она от совмещения Юпитера,
        Сатурна и Марса. Юпитер обозначает счастье и удачу, Сатурн испокон века почитался символом Израиля, а
       Марс – знаком войны. Все они соединились в созвездии Рыб, а рыбы издревле считаются эмблемой правоверных
       иудеев. Это созвездие ныне выходит на первый план: позиции Солнца и Земли знаменуют начало 2000-летней
       эпохи Рыб.
       Так небо возвещает нам о Вожде, который сквозь битвы поведет правоверных Израиля к вечному счастью и
       миру».

Сбываются вековые мечты детей Иакова! Слушатели не останутся равнодушными и волхвы могут рассчитывать на ответную откровенность собеседников….

Итак, сценический образ найден удачно и под его прикрытием «волхвы» начинают поиск мятежников среди сотен тысяч правоверных иудеев, заполонивших столицу по случаю празднования Пасхи. Фиктивные маги приходят в растревоженный смутой Иерусалим откуда-то «с востока» и, опираясь на толки о рождении нового царя – Мессии, пытаются нащупать дорогу к эпицентру слухов и  выявить людей, связанных с ним.

Трудно поверить, что никто из множества верующих не вспомнил пророчество Михея** и не указал «волхвам» на Вифлеем. Если уж окрестные народы ожидали появления великого Иудейского Владыки (о чем повествуют и Иосиф Флавий, и Тацит, и Светоний), то тем более нетерпеливо его ждали в самом Израиле. Поэтому пророчество Михея о Вифлееме было в эти годы у всех на слуху. Стало быть, узнали про Вифлеем и «волхвы». Тем не менее, они остаются в Иерусалиме до тех пор, пока не получают прямого указания от Ирода.

Оно и понятно: Вифлеем невелик, но искать в его многодетных семьях неизвестного ребёнка без каких-либо примет бесполезно. Поэтому филеры сначала беседуют у храма с иудеями, видевшими Иисуса***, выясняют приблизительный возраст младенца-Мессии (не более 2 лет) и наводят справки о его родителях. Только после этого они уверенно отправляются в Вифлеем к Иосифу и Марии, чтобы с помощью обмана, угроз или золота добыть у них сведения о зачинщиках мятежа.

Фальшивые волхвы сознательно подбираются к дому Иосифа ночью, поскольку рассчитывают застать его врасплох. Кажется, удача сопутствует им, так как в небольшом оконце мерцает огонек: евреи оставляли на ночь горящую лампаду в знак того, что хозяева дома (издалека этот огонек и впрямь можно было принять за крошечную звездочку). Однако, сам Иосиф то ли не ночевал дома, то ли успел скрыться до прихода незванных гостей.

Тогда соглядатаи пытаются выведать полезные сведения у Марии, действуя на нее угрозами и посулами. В первую очередь их интересует, как Мария узнала о мессианском предназначении своего сына. Простодушная Мария рассказывает о визите архангела Гавриила и они с усмешкой кивают. Симеон и Анна им уже известны. Надо бы поближе познакомиться с «впечатлительными» пастухами, но девчонка ничего о них не знает****. Зато имя Захарии вызывает у «волхвов» неподдельный интерес: похоже, что на крючок попалась крупная рыба. Теперь надо действовать быстро и осторожно, чтобы добыча не сорвалась.

Шпионы вручают Марии награду за содействие и спешат к Захарии, заранее предвкушая успех. Увы, дом священника оказался пуст: Захария загодя узнал об эспедиции в Вифлеем на совете у Ирода, понял, что следующим будет он и успел известить Елизавету. После этого сам Захария поспешил укрыться в храме.

Не обнаружив мятежного жреца и его семьи, раздосадованные опричники поворачивают назад. Но в Иудее мятеж нередко идет рука об руку с разбоем... На обратном пути грабители подстерегают ряженных шпионов, убивают их и забирают казенные «сокровища».

Теперь у Иосифа нет выбора: Ирод обязательно узнает, что его люди приходили к Иосифу, и схватит его. Царские шпионы повсюду, поэтому бежать надо за границу и - немедля. Ближе всего Египет, где есть многочисленные общины ессеев – там беглецов могут приютить и поддержать... Иосиф решается и без промедления трогается в путь...

------------------------------------------------------
          *И.Флавий свидетельствует, что Ирод действительно использовал для сыска     п е р е о д е т ы х    шпионов,
           а нередко и сам прислушивался к пересудам толпы в    о д е ж д е     п р о с т о л ю д и н а.
        **«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который
           должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5 2)
       ***Согласно некоторым преданиям, «волхвы» встречались с Симеоном и Анной.
      ****Любопытно, что всего через 3 года, когда Ирод Великий скончается и по всей стране вспыхнут мятежи,
            появится и шайка из 5 братьев-пастухов во главе с Афронгом.
------------------------------------------------------

В таком духе можно прокомментировать и другие эпизоды этой истории, если принять во внимание следующее обстоятельство. Преходя от критики евангельских интерпретаций к реконструкции реальных событий, мы вступаем на зыбкую почву предположений и гипотез: слишком велики пробелы в новозаветном повествовании.

Евангелисты, ведомые верой в сверхъестественное, словно волхвы – своей Вифлеемской звездой, - даже не замечают взаимных и внутренних противоречий, а недостающие факты уверенно заменяют домыслами.
Пусть неизвестны важнейшие обстоятельства зачатия Марией из Назарета своего первого сына, а общие декларации получены от ангелов, духов и из сновидений; пусть впоследствии никто из действующих лиц НЗ нигде и никогда даже не упоминает чудо непорочного зачатия; - что из того?
Разве не достаточно рассказа Марии, что она будто бы видела ангела, а этот ангел будто бы обещал ей участие Бога в зачатии сына?* 
Надо всего лишь отбросить всякий здравый смысл, жизненный опыт, исторические факты и логику и «просто уверовать» в ангела или сон. Тогда первенец Марии становится Сыном Божиим «по определению».

------------------------------------------------------
      *Все-таки состоялось обещанное «осенение» или нет? Неизвестны ни время, ни место, ни  свидетели зачатия
       Марией Иисуса. То же самое относится к его рождению. Иисус нарекается Сыном Божиим только на основании
       ОБЕЩАНИЯ Архангела Гавриила.
       Надо поверить, что писатель Лука точно передал чей-то рассказ о встрече Гавриила и Марии;
       что собеседник Луки ничего не исказил;
       что Мария действительно разговаривала с ангелом, а не каким-то шутником;
       что этот ангел был уполномочен Богом, а не сатаной;
       что он действительно обещал «осенение» и Мария ничего не перепутала от волнения;
       что Господь имел в виду   н_е_м_е_д_л_е_н_н_о_е   зачатие и н_е_з_а_м_е_д_л_и_т_е_л_ь_н_о 
       исполнил свое обещание, а не отложил его по каким-то неисповедимым причинам на несколько лет или
       десятилетий….
------------------------------------------------------

Если же такой путеводной звезды у вас нет и «просто уверовать» не удается, то остается уповать на столь непопулярный у теологов разум. В этом случае главным препятствием для интерпретации вместо «неудобных» фактов становятся «слишком удобные» умолчания.
Если в библейских сюжетах некоторые утверждения несовместимы и потому невозможны в их каноническом виде, то в библейских    у м о л ч а н и я х,    напротив, заключено слишком много возможностей для домысливания.
Обилие вариантов не позволяет настаивать на каком-то одном из них, но напоминает о неисчерпаемых резервах «ВНЕчудесного» толкования событий, тем самым подрывая монополию традиционной интерпретации.
   
        * * *

В качестве примеров альтернативных интерпретаций ниже рассматриваются 2 версии новозаветных событий, в которых зачатие и рождение Иисуса не нарушают законов природы. Предполагается, что современники богочеловека обладали достаточным здравым смыслом, изобретательностью, разнообразными способностями и побудительными мотивами, чтобы творить свою историю без вмешательства потусторонних сил.

Первая версия опирается на утверждения ряда иудаистских источников о том, что Мария зачала своего первого сына в результате прелюбодеяния (см., например, «Толедот Иешу»). Такое обвинение в супружеской неверности выглядит весьма правдоподобно на фоне многочисленных «сомнительных» обстоятельств.

Смущает, например, то, что зачатие Марией Иисуса (как и зачатие Елизаветой Иоанна) приходится на время крупнейших праздников*, когда все набожные мужчины покидают свои дома и отправляются в Иерусалим.

Настораживает единый сценарий многих библейских и апокрифических сюжетов о чудесных зачатиях, весьма напоминающий любовный треугольник с участием господина и семьи его вассалов:

       • Необычная встреча жены или мужа в уединенном месте с очень важной персоной (VIP);
       • Жена не боится VIP, муж трепещет;
       • VIP не скупится на обещания;
       • Жена и муж не посвещают друг друга в свою тайну;
       • Жена зачинает без участия мужа (точнее, о близости не упоминается);
       • Жена/муж объявляют случившееся чудом и публично благодарят Бога за проявленную милость;
       • Ребенок оказывается вне дома/семьи сам или по настоянию мужа;
       • В детстве ребенок не выделяется среди сверстников, но повзрослев, он возвышается под патронажем VIP.

Удручают некорректные ссылки евангелистов на пророчества, якобы подтверждающие божественное происхождение Иисуса. Так, ев. Матфей приводит слова пророка: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1 23), вырвав их из контекста. Между тем, из этого контекста следует, что пророчество Исайи должно было исполниться во время правления царя Ахаза, то есть за 700 лет до рождения Христа!**.

Так же небрежно постулируют евангелисты девственность Богоматери. Как можно, например, считать доказательством ее невинности слова того же ев. Матфея
       «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо
        родившееся в Ней есть от Духа Святого; …Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и
        принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя:
        Иисус» (Мф 1 20-25),
если они всего лишь подтверждают НЕПРИЧАСТНОСТЬ ЗАКОННОГО СУПРУГА к рождению собственного сына?

К тому же из данного фрагмента вовсе не следует, что до зачатия своего первенца Мария НЕ ИМЕЛА БЛИЗОСТИ С КЕМ-ТО ДРУГИМ, кроме Иосифа***.

Другой автор – ев. Лука - тоже подтверждает лишь то, что Мария «мужа не знала», а остальные евангелисты вообще не касаются этого вопроса.

------------------------------------------------------
          *Если Иисус действительно родился в ночь на 25 декабря, то он был зачат  в конце марта-начале апреля, т.е.
            накануне/во время Пасхи. Соответственно, Креститель был зачат в конце сентября-начале октября, т.е. в
            канун Кущей. На Пасху набожный Иосиф, конечно, отправился в Иерусалим. Возможно, что Мария
            не ходила с ним и оставалась в Назарете одна...
            То же самое произошло с Елизаветой:  Захария служил по жребию в храме (возможно, в праздник Кущей) и
            Елизавета сколько-то праздничных дней провела дома в одиночестве.
       **«И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: <…> Сам Господь даст вам
          знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. <..> прежде нежели
          этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет
          оставлена обоими царями ее. Но наведет Господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего дни, какие
          не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды, наведет царя Ассирийского» (Исаия 7 11-17)
   ***Многие исследователи сходятся в том, что слово «дева» в оригинале означало лишь «молодая женщина» и
      не подразумевало самой девственности.
------------------------------------------------------




                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

               Таким образом, косвенные соображения, подозрительные детали и умолчания подкрепляют сомнения
               современников.
               Весьма вероятно, что знаменитая новозаветная история рождества Христова так и осталась бы банальным
               прелюбодеянием, если бы не случайность, вызвавшая неслучайные последствия. Наивная попытка Марии
               воспользоваться набожностью мужа, поддержанная сердобольными пастухами, пришлась ко двору и
               «чающим утешения израилева», и дворцовым интриганам. Так бедная еврейская семья оказалась помимо
               воли втянута в водоворот событий, а затем – и в историю.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



Вторая версия основана на слухах о том, что Пречистая дева сохранила свою девственность даже после родов (см. например, Протоевангелие Иакова).
Такие слухи (если под ними была какая-то почва) отражали по крайней мере 3 гипотетических реальности:
       1) Древние иудеи умели делать роженицам кесарево сечение;
       2) Древние иудейки умели восстанавливать девственную плеву;
       3) Мария не рожала.

За отсутствием свидетельств п.п.1 и 2 остановимся на п.3. Простейший способ приобрести сына без родов хорошо известен и практикуется до сих пор - это     у с ы н о в л е н и е    чужого ребенка.

Приемные родители, как правило, стремятся сохранить в тайне истинное происхождение своего сына ради его душевного спокойствия.
Нередко с той же целью сочиняются целые семейные легенды.
Практика усыновления существовала и в древнем Израиле. Эпидемии, войны и смуты оставляли после себя множество сирот, а болезни и обеты увеличивали количество бездетных семей, мечтавших о наследнике.
Престарелые люди нуждались в поддержке и заботе, а приемыши помогали им, ухаживали, а после смерти родителей обеспечивали достойные похороны и траур. Кроме того, отсутствие детей позорило семью…

Подобные проблемы часто решали усыновлением и следы этого сохранились в Ветхом Завете. Например, в патриархальные времена существовал обычай рождения    н а л о ж н и ц е й    ребенка «на колени» бездетной жене патриарха (Быт 16 2, Быт 30 3). В отсутствие детей патриарх Авраам назначил своим наследником сирийца Елиезара, тем самым превратив его в своего приемного сына (Быт 15 2-4). Позднее дочерью фараона был усыновлен великий вождь еврейского народа – Моисей, а иудей Мордехай удочерил Эсфирь. К усыновлению/удочерению приводил и закон левиата. В первом веке до н.э. секта ессеев принимала чужих детей для воспитания «в своих понятиях»… Поэтому предположение о возможном усыновлении Марией Иисуса не противоречит образу жизни ветхо- и новозаветных иудеев.

Мотивы этого поступка можно обнаружить во взрывоопасной обстановке тех лет. Новейшие исследования и исторические материалы свидетельствуют о целом ряде космических феноменов 7-4 годов до н.э., которые не прошли незамеченными для современников Захарии, Марии и Иосифа. Эти феномены усилили апокалиптические настроения и мессианские ожидания в самой Палестине и за ее пределами, накалив и без того напряженную политическую ситуацию в Израиле. Поскольку группировки, боровшиеся за власть, не отличались особой разборчивостью в средствах, они вполне могли использовать некоторых приемных детей для «подогревания» мессианских ожиданий масс в своих интересах. Нетрудно представить себе в общих чертах их «проект» мятежа 7 года до н.э.

Мятеж приурочен к предстоящей в конце 7 г. присяге-переписи, так как она неизбежно сорвет со своих мест большие массы людей. Этим можно воспользоваться для беспрепятственного прохода мятежников через заставы Ирода и накопления сил в Иерусалиме. Одновременно готовится отвлекающий маневр, идея которого навеяна небесными знамениями и событиями в семье священника Захарии: будет объявлено о рождении Мессии, т.е. нового Царя Иудеи. Слухи об этом должны возникнуть сразу в нескольких местах – для этого заговорщики передают нескоторым своим единомышленникам младенцев-сирот для усыновления. Предпочтение отдают тем, кто вроде бы не может иметь детей: неплодным матерям, евнухам, пожилым… Приемные родители выдают появление детей за чудесное рождение, а самих младенцев – за Мессий. Так в водоворот событий попадают евнух Багой, Иосиф и Мария… В том же духе используют сына Захарии и Елизаветы…
 

Продолжение http://proza.ru/2016/04/11/472.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).